Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 08:20, реферат
Во все века многие ученые задумывались над природой отношений между людьми, над тяжелой участью большинства людей, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Неравенство людей в реальной жизни играет огромную роль. Неравенство — это критерий, существовавший в любом обществе, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Речь идет не о естественных различиях пола, возраста, физических данных, не о различиях в природной одаренности и унаследованных способностях. Речь идет о социальном неравенстве, которое делит общество на группы по роду их деятельности.
Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшее сословие (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной.
Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Причем отличительные символы государство выдавало, как правило, главному сословию. Из истории всем известны такие титулы как князь, граф, барон и др.
Рабство, касты и сословия характеризуют закрытое общество, то есть социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Класс.
Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Как мы уже определили, что класс в собственном смысле слова - главный элемент социальной стратификации.
Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, то есть для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса – одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.
Класс понимают в двух смыслах - широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, постольку считается, что уже в государствах Древнего Востока и в античной Греции существовали два противоположных класса - рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением - и в этих обществах существовали антагонистические классы - эксплуататоров и эксплуатируемых.
В узком значении класс - это любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне приобретает "права гражданства" так же в отечественной.
В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не две противоположные страты, а несколько переходящих друг в друга страт, называемых классами. Одни социологи находят шесть классов, другие насчитывают пять и т.д. Согласно узкой трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме, они появились только при капитализме и знаменуют переход от закрытого общества к открытому.
функционализм и теория конфликта.
Различные социологи приводят разные основания при объяснении вертикального расслоения общества. Наиболее известны два подхода к объяснению социальной стратификации (социального неравенства) - функционализм и теория конфликта.
Теория функционализма исходит из того, что социальное неравенство является необходимым свойством всякой нормально развивающейся социальной системы. Социальный порядок обеспечивается распределением индивидов по социальным статусам в соответствии с их вкладом в достижение общественных целей. При этом общество должно постоянно стимулировать людей к выполнению определенных социальных ролей. Во всех обществах существуют разные виды деятельности, одни из которых наиболее важны (для развития общества) и требуют больших способностей и талантов (религия, управление, технология), другие - также важны (для функционирования общества), но не требуют особых знаний, способностей и талантов (простые рабочие). Мотивация осуществляется в основном двумя способами - мобилизацией индивидов на достижение привлекательного социального статуса (в конкурентной системе) и мотивацией на исполнение должностных обязанностей (в неконкурентной системе).
Таким образом, теория функционализма рассматривает социальное неравенство как важнейший способ выживания общества. Однако многие социологи подвергают ее критике. Так, место человека в обществе часто определяется не его талантами и способностями, а его происхождением. Многие ответственные должности в науке, образовании и т.д., то есть в ведущих областях современной общественной жизни, оплачиваются не на высоком уровне. Этим самым критики функционализма отмечают явный субъективизм данной теории: общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия (все функции одинаково важны для социального организма), а структурно-функциональный анализ выделяет некоторые из них в качестве важнейших (не ясно, на каком основании).
Представители теории конфликта фокусируют внимание на различии (противоположности) интересов больших социальных групп (классов).
Представители конфликтологической теории стратификации обосновывают точку зрения, что социальное расслоение существует исключительно из-за того, что одним социальным группам выгодно обладать определенной властью над другими социальными группами. Общество рассматривается как арена борьбы, где индивиды и социальные группы борются за получение или перераспределение различных привилегий, власти, престижа и т. п. С точки зрения этой теории, для каждого исторического периода характерен свой тип экономических отношений, а значит, конкретный механизм закрепления экономического и политического господства одних групп населения над другими.
Если функционалисты видят в первую очередь общие интересы членов общества, то представители конфликтологии фокусируют свое внимание на их различии. Отсюда достоинства и недостатки данного подхода. С одной стороны, данная теория фиксирует действительную связь между богатством и властью (экономически господствующий класс, как правило, является одновременно и политически господствующим классом), с другой - излишне обедняет реальную картину развития и функционирования общества, рассматривая ее исключительно в терминах классовой борьбы.
Заключение.
В заключении подведем некоторые итоги проделанной работы.
Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции.
В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. Принадлежность к конкретному социальному классу в гораздо большей мере влияет на поведение и мышление людей, чем другие аспекты социальной жизни, она определяет их жизненные шансы.
Во-первых, для выживания представителям высших слоев общества требуется затрачивать меньшую долю имеющихся ресурсов, чем представителям низших социальных классов. Во-вторых, представители высших классов имеют больше нематериальных благ. Их дети с большей вероятностью будут учиться в престижных учебных заведениях, чем дети родителей, занимающих менее высокое социальное положение. Здесь же можно добавить, что дети родителей из высших классов имеют больше шансов выжить, чем дети родителей из низших слоев общества. В-третьих, у обеспеченных людей средняя продолжительность активной жизни выше, чем у бедных. В-четвертых, люди с более высоким достатком испытывают большее удовлетворение от жизни, чем люди менее обеспеченные, поскольку принадлежность к определенному социальному классу оказывает влияние на стиль жизни — количество и характер потребления товаров и услуг. Принадлежность к социальному классу влияет также на активность политической жизни: во многих странах участие в выборах пропорционально социально-экономическому статусу. Резюмируя, можно сказать, что социальный класс человека определяет почти все сферы его жизни.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Так как социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам, и побуждает выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам.
Используемая литература.