Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:45, реферат
Многие социологи размышляли над критериями социальной стратификации. Некоторые авторы делили людей на “богатых” и “бедных”, другие – на “власть имущих” и “угнетенных”, третьи фокусировались на профессиональной стратификации, а такие авторы, как А. Смит, К. Маркс и К. Каутский, оперировали совокупностью характеристик класса. В результате определения получались либо слишком бедными, либо слишком расплывчатыми. В качестве основы для своей работы я бы хотела взять работы П. Сорокина.
Другим типичным каналом является Церковь. Церковь также открывает возможность для продвижения наверх людей самых разных социальных страт и положений. Церковь является сильным “лифтом” для восхождения, особенно в периоды, когда она пользуется влиянием в государстве, но она же и эффективный канал для мобильности нисходящей: обвиненный в ереси,
как правило, не удерживается у власти и вообще в верхних слоях государства. Эффективным каналом вертикальной мобильности является школа. Тут можно напомнить о китайской системе селекции через школы, которые Конфуций считал не только системой образования, но и системой выборов. Политическая доктрина Конфуция вообще не предполагает наследственной аристократии. Образовательный тест (экзамены) выполнял роль всеобщего избирательного права. В индийском обществе просвещение и обучение считались “вторым рождением” – более важным, чем рождение физическое. Однако в Индии не было демократии в образовании, как в Китае: для некоторых каст образование было запрещено. В современных обществах без диплома вход в некоторые профессии и на некоторые должности абсолютно невозможен.
Каналом социальной мобильности в современном мире являются разного рода партии и движения, играющие в некоторых обществах большую роль в политической жизни. Для лиц творческого труда важным является вхождение в профессиональную группу, так как без поддержки той или другой творческой корпорации трудно устроить выставку, издать книгу и т. п., тем более что именно такая корпорация является одновременно и главным “жюри”, оценивающим способности и мастерство каждого
своего члена.
От оценки профессионалов профессионалами мы переходим к важному принципу работы каналов социальной мобильности – к принципу селекции, без которого никакой канал не мог бы эффективно выполнять свои функции в обществе. Задача канала социальной мобильности не только в тестировании способностей индивидов как таковых, но и в отборе тех способностей и знаний, которые необходимы для выполнения различных функций: профессиональных, политических и прочих, а также в распределении индивидов по тем позициям, на которых они могли бы эти функции осуществлять. Поэтому в каждом канале имеется система “сит” для “просеивания” претендентов на те или иные позиции.
Таким “ситом” является, прежде всего, семья. “Хорошее происхождение” во всех странах принимается как доброе удостоверение вероятных качеств личности, ибо именно семья более всего формирует личность человека, в особенности в период его детства, прививая ему установки и ценности, многие из которых остаются в человеке на всю жизнь. К человеку же из бедной и малоизвестной семьи уже нет такого внимания, а “плохое происхождение” оставляет пятно на всю жизнь. Причем в обоих случаях считается, что качества личности оказываются в значительной степени предсказуемы.
В системе образования тестируемыми качествами оказываются по преимуществу те знания и навыки, которым в ней обучают индивида, хотя личностные качества также проходят коррекцию: учебные заведения могут прививать своим воспитанникам определенные ценности и установки, вплоть до манер поведения, по которым их выпускников и можно уверенно отличать друг от друга. “Сито” образовательной системы составляют экзамены и тестирование, которые “отсеивают” неуспешных учеников. При этом проверяются не только знания, но и способности. “Фундаментальная социальная функция школы заключается, во-первых, не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а прежде всего в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, какие у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы. Во-вторых, эта функция заключается в том, чтобы устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств. В-третьих… обеспечить продвижение способных учащихся в направлении тех социальных позиций, которые соответствуют их общим и специфическим свойствам” [Сорокин. 1992.С. 406]. Сорокин при этом обращает внимание на “тот факт, что вопреки общепринятому мнению всеобщее образование не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их. Школа, даже самая демократичная, открытая каждому, если она правильно выполняет свою задачу, является механизмом “аристократизацизации” и стратификации общества, а не выравнивания и демократизации” [Сорокин. 1992. С. 410].
Но наиболее сильным “ситом”, тестирующим моральные качества индивида, обладает церковь, поскольку церковное мнение о человеке влияет не только на его положение внутри церковной иерархии, но также и на его положение в обществе.
Подходы к исследованию социальной стратификации, разработанные П. Сорокиным, весьма актуальны для современного российского контекста.
Литература
Информация о работе Социальная стратификация и социальная мобильность