Социальная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие социальной структуры общества.
3.Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры.
4.Теории социальной стратификации.
5.Социальные статусы.
6.Социальные роли.
7.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

социология готовое).docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить  как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации. Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать идею классового общества и доминирования в истории классовых противоречий Карла Маркса. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.

Теории социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum - слой, пласт и facere - делать. Таким образом, социальная стратификация - это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация - это «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».

Таким образом, социальная структура  возникает по поводу общественного  разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения  результатов труда, т. е. социальных благ.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей. При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества достаточным является выделение трех основных уровней: высшего, среднего, низшего.

Распределение населения  по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого  из них будет определяться господствующими  в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими  установками. В современном западном обществе, ценящем свободу, степень  которой определяется не только политическими  и юридическими актами, но и толщиной кошелька, обеспечивающего более  широкий доступ, например, к образованию  и, следовательно, к престижной статусной  группе, на первый план выдвигаются  критерии, обеспечивающие эту свободу: материальная независимость, высокий  доход и т.п.

Первопричиной иерархического строения общества является социальное неравенство, порождаемое объективными условиями жизнедеятельности индивидов. Но каждое общество стремится к организации  своего неравенства, иначе люди, движимые чувством несправедливости, уничтожат  в праведном гневе все, что  в их сознании ассоциируется с  ущемлением их интересов.

Иерархическая система современного общества лишена былой жесткости. Формально  все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться «внизу». Резко возросшая социальная мобильность, тем не менее не привела к «размыванию» иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Профиль вертикального среза  общества не является постоянным. К.Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции будет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода. Но рост богатства и власти верхушки небеспределен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы по сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

Стабильность общества связана  с профилем социальной стратификации  и зависит от удельного веса и  роли среднего слоя или класса.

Средний класс - основа современного общества, считали социологи еще в начале XX века.. В нашей стране термин "средний класс" употребляется часто и нередко в словосочетании с понятием "гарант политической стабильности". Вряд ли необходимо доказывать, сколь важна последняя для всех без исключения государств и, в особенности для стран, экономика которых находится в переходном к рыночной состоянии, а политическая сфера переполнена непредсказуемыми событиями, ошибочными решениями, войной компроматов и т.д.

Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных  ценностей общества, мировоззрения  граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

В политике современных государств развитию среднего класса придается  большое значение.

Сложившиеся в организованной группе ряды ценностей, закрепляют права  и обязанности каждого члена  группы по отношению к другим, функции  и роли членов, а также престиж  и социальный статус.

 

5.Социальные статусы.

В повседневных разговорах слово “статус” используется для  обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим  положением, влиянием и престижем. Человек социален, он взаимодействует с различными социальными группами. Входя одновременно о многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также, положения, которые он занимает в каждой из них, используют понятие социальный статус. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностям, это ранг или позиция индивида в этой группе.   Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный – все это статусы.

  Социальный статус  – характеристика социальной  позиции, наличие внутренне содержательной  стороны статуса означает, что  социальный статус характеризует  какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную  функцию. Наличие внешненоминационной формы означает, что СС имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. В социологии важно, что статус дочери – это не просто статус родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от них. Общая сумма всех статусов – статусный набор – иллюстрирует индивидуальность человека и его место в системе общественных отношений, совокупность всех статусов организована в иерархические ряды (находятся в связи и подчиненности друг другу).

Виды статусов:

Приобретенные врожденно, прирожденные – приписанные (национальность, пол, раса), т.е. статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции, это достигаемые (приобретенные). Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист – все это примеры достигнутого статуса.

Статусы могут быть формализованными и неформализованными: формализованные  защищены законом (директор завода, губернатор области), подобный статус возникает  в рамках формальных институтов, групп, поэтому человек стремится «защититься» формальным статусом, неформализованные – статусы, основанные не на законах (лидер компании друзей, неформальный лидер коллектива).

Из множества статусов прежде всего необходимо определить главный статус, что именно самоопределяет человека социально. Особое значение в этом имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение имеет имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.  Поэтому надо различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

Итак, основной статус –  это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными  его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются  наши цели и проходит наше обучение. Статусы в обществе иерархизированы, принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, социальный престиж (уважение, признание) статусов  и есть иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре, общественном мнении. Престиж статуса разделяем обществом, любая перестройка социальных институтов связана с изменениями иерархии статусов.

 

6.Социальные роли.

Многомерная, сложно организованная природа человека широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них образ человека как совокупности социальных ролей.           |

Каждый человек, живущий  в обществе, включен во множество  различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.     

Социальная роль — соответствующий  принятым нормам способ поведения людей  в зависимости от их статуса или  позиции в обществе, в системе  межличностных отношении.

Освоение социальных ролей  — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания»  человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс  и результат усвоения и активного  воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей  являются также половые роли (мужское  или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек  усваивает социальные стандарты  поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни  человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять  разные роли, требования к которым  могут быть противоречивыми, возникает  необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить  целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли).

 Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Итак, социальная роль —  это совокупность требований, предъявляемых  обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются  в конкретных социальных нормах. Система  социальных санкций позитивного  и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Возникая в связи с  конкретной социальной позицией, заданной в общественной структуре, социальная роль вместе с тем — конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих  соответствующие социальные роли. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объективно-неизбежного  характера. В совокупности социальные роли, выполняемые людьми, персонифицируют  господствующие общественные отношения.

 

7.Заключение.

В изучении социальных явлений  и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления  и процессы рассматриваются как  системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс  их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.

Информация о работе Социальная структура общества