Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 07:23, контрольная работа
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как «социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы».
Введение…………………………………………………………………… 2
1.Семья как социальный институт и социальная группа……………… 3-6
2.Типология семейных структур и их разновидности
Основные функции семьи ………………………………………………..
6-13
3.Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы……………………………………………………………………….
13-16
Заключение………………………………………………………………… 17-18
Список литературы………………………………………………………… 19
По качеству отношений и атмосфере в семье:
[1, с. 213-215].
Семья всегда выполняет целый ряд функций:
1.Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Но ситуация в настоящее время показывает снижение уровня рождаемости, старения населения, увеличения количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.
В 90-х годах происходят изменения в мотивации ограничения рождаемости, и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье "стимулируется" и ростом разводов. Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и благополучные пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а иногда даже и одного ребенка, опасаясь, что их брак будет непрочен.
2. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить другими институтами. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей выступает одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности.
Социологи выделяют несколько устойчивых стереотипов семейного воспитания.
В семье главным образом воспитываются дети. Но также семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.
3.Хозяйственно-экономическая
Однако, учитывая существующее положение дел, единственный вариант решения проблемы двойной занятости женщин - перераспределение семейно-бытовых обязанностей.
4.Рекреационная функция. Семья принимает на себя терапевтическую роль. Она должна стать "оазисом" спокойствия, уверенности, комфорта, безопасности. Эта функция включает в себя организацию семейного досуга и отдыха.
Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение-нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех стран мира. В настоящее время институты переживают трудные времена. Отпали многие факторы, такие как: экономическая зависимость женщины от мужчины, запрет или осуждение разводов.
5.Функция социализация.
Несмотря на большое число институтов,
участвующих в социализации личности,
центральное место в этом процессе занимает
семья . Это объясняется прежде всего тем,
что именно в семье осуществляется первичная
социализация индивида, закладываются
основы его формирования как личности.
Семья для ребёнка является первичной
группой, именно с неё начинается развитие
личности.
6.Функция эмоционального удовлетворения.
Психиатры считают, что основной причиной
эмоциональных и поведенческих трудностей
в общении и даже физических болезней
является отсутствие любви, тепла в первичной
группе, и прежде всего в семье. Огромное
количество данных свидетельствует о
том, что серьёзные преступления и другие
негативные отклонения намного чаще происходят
у тех, кто в детстве был лишен заботы в
семье, что дети, воспитанные в детских
домах без любви матери и отца, гораздо
в большей степени подвержены заболеваниям,
психическим расстройствам, повышенной
смертностью и т.д. Доказано, что потребность
людей в близком доверительном общении,
эмоциональном выражении чувств близким
людям является жизненно необходимым
элементом существования.
7.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный
в семье, получает в качестве наследия
некоторые статусы, близкие к статусам
членов его семьи. Это прежде всего относится
к таким важным для личности статусам,
как национальность, место в городской
или сельской культуре и др. В классовых
обществах принадлежность семьи к определённому
социальному слою предоставляет ребёнку
возможности и вознаграждения , характерные
для этого слоя, и в большинстве случаев
определяют его дальнейшую жизнь. Классовый
статус изменяться благодаря усилиям
человека и благоприятным обстоятельствам.
8.Защитная функция. Во всех обществах
институт семьи осуществляет в разной
степени физическую, экономическую и психологическую
защиту своих членов. В большинстве случаев
вину или стыд за человека разделяют все
члены его семьи. Так же могут и защищать
его. [1, c. 219-221].
Ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания семейного очага.
Однако большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся уже самостоятельными в материальном плане, успели узнать недостатки друг друга. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них.
Причины, которые указываются как ведущие при разводе:
Все три группы переплетаются друг с другом. Так, например, измена может стать следствием невнимания, грубости, а грубость - результатом хозяйственных неурядиц.
Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как отрицательное явление, так как свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в отношениях. Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться. [2, с. 67-68].
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Не разведенные супруги, проходят все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Сложнее построить жизненный цикл для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Жизненный цикл семьи состоит из следующих стадий:
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую, брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте – вначале это молодая пара, а теперь они состарились.[2. Семейный цикл].
На каждом этапе семья обладает специфическими и социальными, и экономическими характеристиками. Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.
Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи, поставленные в контрольной работе, выполнены. Изучена семья как социальный институт и социальная группа. Рассмотрена типология семейных структур и их разновидности, а также основные функции семьи. этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулированы события, характеризующие эти этапы.
Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Являясь частью
общества, она соединяет потребности и интересы индивидов с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их, объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.
В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ