Социальная сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 07:23, контрольная работа

Краткое описание

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как «социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы».

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 2
1.Семья как социальный институт и социальная группа……………… 3-6
2.Типология семейных структур и их разновидности
Основные функции семьи ………………………………………………..
6-13
3.Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы……………………………………………………………………….
13-16
Заключение………………………………………………………………… 17-18
Список литературы………………………………………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа социология 2.docx

— 48.26 Кб (Скачать файл)

 По качеству  отношений и атмосфере в семье:

  • Благополучная (где оба супруга высоко ценят друг друга, высокий авторитет мужа, оба идут на уступки, на компромисс, существуют семейные традиции.)
  • Устойчивая (без конфликтов, живущие долго)
  • Педагогически слабая (не в состоянии дать детям первичный запас знаний)
  • Нестабильная (нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь.)
  • Дезорганизованная (семья с нарушением меж поколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери)
  • Таким образом, в современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их  массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин.

          [1, с. 213-215].

Семья всегда выполняет целый ряд функций:

1.Репродуктивная функция - это воспроизводство в детях численности родителей. Чтобы через 25-30 лет уровень населения в нашей стране не снизился, необходимо, чтобы количество детей в каждой семье было бы не менее двух, а лучше трех. Но ситуация в настоящее время показывает снижение уровня рождаемости, старения населения, увеличения количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости.

В 90-х годах происходят изменения в мотивации ограничения рождаемости, и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье "стимулируется" и ростом разводов. Исследования показывают, что не только конфликтующие, но и благополучные пары нередко не решаются заводить второго, третьего, а иногда даже и одного ребенка, опасаясь, что их брак будет непрочен.

2. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи - воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить другими институтами. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей выступает одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности.

Социологи выделяют несколько устойчивых стереотипов семейного воспитания.

  • Детоцентризм, т.е. всепрощенческие отношения к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей.
  • Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Их воспитательные воздействия имеют форму запрета, брани и телесных наказаний. В силу этого у ребенка отсутствует опыт диалога с взрослыми.
  • Прагматизм (т.е. воспитание), цель которого - выработка у детей "практичности", умение "ловко устраивать свои дела", ориентация на получение материальной выгоды.

В семье главным образом воспитываются дети. Но также семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.

3.Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает разные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. В нашей стране бытовые проблемы ложатся на плечи женщин, усугубляя нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.

Однако, учитывая существующее положение дел, единственный вариант решения проблемы двойной занятости женщин - перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

4.Рекреационная функция. Семья принимает на себя терапевтическую роль. Она должна стать "оазисом" спокойствия, уверенности, комфорта, безопасности. Эта функция включает в себя организацию семейного досуга и отдыха.

Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение-нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех стран мира. В настоящее время институты переживают трудные времена. Отпали многие факторы, такие как: экономическая зависимость женщины от мужчины, запрет или осуждение разводов.

5.Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.  
6.Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.  
7.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения , характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.  
8.Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.  [1, c. 219-221].

Ряд факторов, отрицательно влияющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания семейного очага.

Однако большая часть разводов происходит из-за причин, возникающих в результате совместной жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся уже самостоятельными в материальном плане, успели узнать недостатки друг друга. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Дети выросли, и нет необходимости сохранять семью ради них.

Причины, которые указываются как ведущие при разводе:

  • Бытовые
  • Межличностные конфликты
  • Внешние факторы (измена, появление новой семьи).

Все три группы переплетаются друг с другом. Так, например, измена может стать следствием невнимания, грубости, а грубость - результатом хозяйственных неурядиц.

Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как отрицательное явление, так как свобода расторжения брака - одно из средств обеспечения социальной справедливости в отношениях. Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться. [2, с. 67-68].

 

 

3. Этапы жизненного цикла семьи  и события, характеризующие эти  этапы.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Не разведенные супруги, проходят  все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Сложнее построить жизненный цикл для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из следующих стадий:

  • Вступление в брак – образование семьи служит начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
  • Окончание деторождения – рождение последнего ребенка. Эта фаза продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок обзаведшийся собственной семьей.
  • «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего  ребенка. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семьи часто превращается в место, где воспитываются внуки.
  • Прекращение существования семьи – стадия одиночества. Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую, брачная пара остается наедине с собой. Разница лишь в возрасте – вначале это молодая пара, а теперь они состарились.[2. Семейный цикл].

На каждом этапе семья обладает специфическими и социальными, и экономическими характеристиками. Если выделить стадии семьи в зависимости от событий, связанных с возрастом детей и изменением их жизненной ситуации, а также отделением взрослых детей от родительской семьи, событий и стадий цикла может быть гораздо больше. В любом случае все они сопровождаются указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейного бытия и сроки отдельных стадий.

Дадим характеристику этапам жизненного цикла семьи:

    • Вступление в брак - зарождение семьи. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
    • Начало деторождения - рождение и воспитание детей, это косвенный этап жизненного цикла – сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно – эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период. На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются - перегрузка одного из супругов или обоих перенапряжение их физических и морально-нравственных сил, необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине “разочарования в характере’’ и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
    • Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьёй воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. появляются новые роли ‘‘бабушек и дедушек‘‘ особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети, на первых этапах своей семейной жизни перекладывается на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи, поставленные в контрольной работе, выполнены. Изучена семья как социальный институт и социальная группа. Рассмотрена типология семейных структур и их разновидности, а также основные функции семьи. этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулированы  события, характеризующие эти этапы.

Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Являясь частью

общества, она соединяет потребности и интересы индивидов с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их, объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Социология: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура  и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
  3. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс]. –   http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья
  4. Социология. Компьютерная обучающая программа.

Информация о работе Социальная сущность семьи