Социальная сфера в самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально новую ситуацию в области регулирования данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления.....................7
1.1 Понятие и функции органов местного самоуправления...................7
1.2 Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления.....................................................................................................12
2. Особенности полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере..........................................................................18
2.1 Полномочия местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства............................................18
Заключение..............................................................................................32
Список литературы..................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 48.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.....................................................................................................3

1. Теоретико-правовые аспекты  местного самоуправления.....................7

1.1 Понятие и функции  органов местного самоуправления...................7

1.2 Общая характеристика  полномочий органов местного  самоуправления.....................................................................................................12

2. Особенности полномочий  органов местного самоуправления  в социально-культурной сфере..........................................................................18

2.1 Полномочия местного  самоуправления в социальной  сфере и обеспечении социальной  политики государства............................................18

Заключение..............................................................................................32

Список литературы..................................................................................34

 

 

Введение

 

Становление местного самоуправления началось в России задолго до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем, именно принятие основного закона сформировало принципиально  новую ситуацию в области регулирования  данной сферы общественных отношений. Конституция определила роль местного самоуправления в осуществлении  власти народа, статус органов местного самоуправления, их функции и основные полномочия, особенности взаимодействия с органами государственной власти, а также установила правовые гарантии местного самоуправления.

Местное самоуправление в  России является одной из основ конституционного строя, основополагающим принципом  организации власти, который, наряду с принципом разделения властей, определяет систему управления. В  качестве публичной власти, местное  самоуправление обеспечивает защиту тех  интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Именно поэтому  местное самоуправление является одной  из фундаментальных основ российской системы народовластия.

В то же время местное  самоуправление признается и гарантируется  государством как форма самоорганизации  граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в  отдельности и населения муниципального образования в целом.

Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, в основе политики которого лежит  создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие всех граждан. Эта конституционная формула предполагает повышенное внимание к социально уязвимым группам населения.

Социальная политика Российской Федерации - это система решений  и действий государственных и  муниципальных органов власти, в  том числе их взаимодействие с  общественными (внегосударственными) структурами и отдельными гражданами по формированию среды обитания, обеспечению воспроизводства человека и процессов его жизнедеятельности на уровне не ниже гарантированных социальных стандартов, а также поддержке "слабых" социальных групп населения в целях сохранения единого социального пространства территории. Именно поэтому органы местного самоуправления как наиболее приближенные к населению органы власти призваны осуществлять поддержку социально "слабых" групп населения. И в тоже время они не должно зацикливаться на одной поддержке социально "слабых" групп населения, но и реализовывать свои полномочия в социально-культурной области в интересах всего населения муниципалитета.

Для достижения указанных  задач органы местного самоуправления должны не только обладать соответствующими полномочиями (правами и обязанностями), но и возможностью их реализации, т.е. у органов местного самоуправления должно быть достаточно финансовых, материальных, инфраструктурных, коммуникационных ресурсов. Также должна существовать четкая нормативно-правовая база для регулирования полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной области

Актуальность темы исследования и необходимость ее теоретической разработки определяется следующими факторами.

В последние годы возникли или обострились многие социальные и культурные проблемы, что привело  к уменьшению численности населения  России. Довольно заметным в последние десятилетие является спад в культурной составляющей нашего общества. Наличие острых социальных и культурных проблем свидетельствует о необходимости проведения активной социально-культурной политики, которая должна быть направлена на их решение и повышение качества жизни населения. Основным исполнителем социально-культурной политики является местное самоуправление, осуществляющее её как раз через реализацию своих полномочий в этой сфере. Важнейшую роль в этом играет сфера социального обслуживания

Необходимо отметить, что  большинство видов социальных услуг  население получает на муниципальном  уровне, поэтому активная местная  социальная политика в сфере социального  обслуживания является одной из важнейших  задач муниципального развития. Именно на муниципальном уровне легче выявлять социальные и культурные проблемы, определять круг лиц, нуждающихся в  социальной помощи, развивать систему  социальных служб, улучшать качество предоставляемых  социальных услуг, повышая тем самым  эффективность функционирования социальной сферы на местном уровне.

Формирующаяся социальная политика России декларирует стремление защитить от жесткого воздействия рынка наиболее уязвимые категории и способствовать экономической активизации различных  слоев населения. При этом государство  стремится освободиться от функции  непосредственного предоставления гражданину социальных услуг, отводя себе роль законодателя и посредника. Такое  положение связывается, прежде всего, с важнейшей тенденцией модели социальной политики - ее муниципализацией.

Проблемы социально-культурного  развития муниципального образования  в настоящее время обусловлены  не только общим состоянием экономики, ходом и результатами социальных, экономических реформ, но также и  состоянием материальных и финансовых ресурсов, как в отдельно взятых муниципальных образованиях, так  и в Российской Федерации в  целом. Таким образом, правовое регулирование  вопросов финансирования мер социального обслуживания заслуживает особого внимания. Передача функций федеральных органов государственной власти по обеспечению социальной защищенности лиц, нуждающихся в социальной защите, на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления требует детального разграничения компетенции между всеми вышеперечисленными органами и решения вопросов финансового обеспечения переданных полномочий.

Объектом данной работы выступает система местного самоуправления в РФ на современном этапе

Предметом исследования выступает: совокупность полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной области.

Целью исследования являлся анализ полномочий органов местного самоуправления в сфере социально-культурного обслуживания населения в Российской Федерации, выявление проблем в сфере реализации выполняемых органами местного самоуправления полномочий в социально-культурной области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи исследования, основной части, заключения, подводящего итоги  работы, списка использованной литературы.

 

 

1. Теоретико-правовые  аспекты местного самоуправления

 

1.1 Понятие и функции  органов местного самоуправления

В России исторически развивались  две формы местного самоуправления — негосударственная и государственная. С середины XIX в. до 1890 г. существовало земское и городское самоуправление как негосударственное, сами местные  органы считались общественными, а  их выборные руководители не входили  в систему государственного управления. Однако после реформ Александра Ш земское и городское самоуправление было преобразовано в систему децентрализованного государственного управления, которое просуществовало до 1917 г. После Октябрьской революции развивалась советская партократическая система местного управления, которую в 1993 г., после принятия новой Конституции РФ, вновь сменила концепция негосударственного местного самоуправления. В соответствии с Конституцией «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

При этом Конституция РФ  относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению России и ее субъектов. Это предполагает, что Федеральный закон о местном самоуправлении является рамочным, его установочные положения могут быть развиты в законах о местном самоуправлении, принимаемых субъектами Федерации

Разграничение органов местного самоуправления с системой органов  государственной власти предопределило основные проблемы постсоветского периода: обеспечение единства системы управления государственными и общественными  делами; сохранение необходимой централизации  государственной власти и управления в условиях демократической децентрализации. Развитие законодательства о местном самоуправлении в последние годы пошло по пути конкретизации сферы действия местного самоуправления, стремясь оптимально разрешить возникающие противоречия.

В 2003 году 6 октября был  подписан Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», который подчеркнул: «Местное самоуправление, как выражение власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и  является признаваемой и гарантируемой  Конституцией РФ самостоятельной и  под свою ответственность деятельностью  населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторически  иных местных традиций».

 В законе были определены важнейшие задачи местного самоуправления: управление муниципальной собственностью; исполнение местных бюджетов; установление местных налогов и сборов; охрана порядка; принятие местных законов, образующих локальную правовую систему (не противостоящую федеральному и региональному законодательству); определение основных направлений развития в различных сферах муниципальной деятельности — социально-бытовом обслуживании населения, коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве, использовании земель и пр.; контроль деятельности должностных лиц местного самоуправления.[9]

При этом указанный перечень задач по ведению местного самоуправления может быть дополнен федеральными и  региональными законами. Как правило, региональные законы относят к вопросам местного значения также иные вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования. Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Важно отметить, что выведение  органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает, что они исключаются  из системы общегосударственного управления, поскольку деятельность органов  местного самоуправления регламентируется Конституцией РФ и другими законодательными актами, как и деятельность органов  государственного управления. С данной точки зрения местное самоуправление — это общественный институт управления местным сообществом, учрежденный  государством и действующий самостоятельно в пределах установленных законом  полномочий.

Необходимо подчеркнуть  политические аспекты деятельности местного самоуправления, назначение которого — выражать и защищать интересы местного сообщества, регулировать взаимоотношения между различными социальными группами внутри него и  развивать взаимоотношения с  другими сообществами и с государством. Местное самоуправление — это  гражданский и правовой институт, играющий важную роль в формировании и развитии гражданского общества. Основные гражданские права и  формы гражданской активности, различные  негосударственные проявления общественной жизни людей реализуются в  местных сообществах, образуя основы гражданского общества.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремиться местное самоуправление.

Как известно, местное самоуправление способствует осуществлению

демократических идеалов  и ценностей, а также призвано обеспечить:

- потребности населения  в различного рода услугах (в социально- культурной и иных сферах местной жизни);

- реализацию социально-экономического  потенциала самоуправляющихся территориальных  единиц;

- оптимальное сочетание  местных и общегосударственных  интересов и т.д..

Анализ законодательства о местном самоуправлении, закрепляющего  полномочия органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать  как правовое выражение функций), позволяет выделить следующие основные функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия  населения в решении местных  дел. Местное самоуправление способствует  приближению власти к народу, созданию гибкого механизма местного  управления с меньшей бюрократией,  нежели при централизованной  системе управления. Это предполагает  развитие муниципальной демократии, создание условий для самостоятельного  решения населением вопросов  местного значения, поддержку инициатив  и самодеятельности граждан, различных  форм самоуправления.

Информация о работе Социальная сфера в самоуправлении