Социальная экспертиза как наука и особый вид деятельности в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:30, контрольная работа

Краткое описание

Решение проблемы неполнофункционирующих граждан общества всегда зависело от экономического, политического, культурного уровня конкретной страны и от этапа развития общества. Пройдя путь от идей неприязни и физического уничтожения инвалидов, человечество пришло к пониманию необходимости интеграции и реинтеграции в общество лиц с различными физическими дефектами и психосоциальными нарушениями. Ведь с позиций сегодняшнего дня инвалидность следует рассматривать как проблему не одного человека, а общества в целом. Интеграция инвалида в социальную среду требует значительных усилий многих специалистов: медиков, психологов, педагогов, юристов и др.

Содержание

1. Становление экспертизы как науки
2. Основные задачи ВТЭК
3. Особенности, функции, цели социальной экспертизы
4. Отбор специалистов для экспертизы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по соц экспертизе .doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

3) формирование частей  заказа, которые соответствуют компетентности  органа. Иначе говоря, он определяет  подлежащую разрешению проблему, целеполагание и форму экспертного  исследования, игнорируя организационные детали. На этой стадии решение об экспертизе еще не принято. Заказчик передает эстафету дальнейших действий организатору;

4) выбор модели экспертного  исследования в зависимости от  характера задачи.  Организатор (исполнительный орган, должностное лицо, ведомственное учреждение, фирма, оказывающая соответствующие услуги, и т.д.) предлагает кандидатуру эксперта (состав экспертной группы), составляет бизнес-план. При представлении планируемых мероприятий заказчику организатор обосновывает не только свои расчеты, но и основания подбора данных экспертов. Ни при каких случаях эксперт не должен представлять доказательства своей компетентности заказчику;

5) если заказчик не  удовлетворен предложениями организатора, он ведет диалог с ним до достижения согласия, меняет организатора или отказывается от проведения экспертизы (возможно, по финансовым соображениям);

6) после согласования  организационных вопросов заказчик  оформляет свое решение о проведении  экспертизы, устанавливая ответственность организатора, но не экспертов, ответственность которых возникает лишь в порядке заключенных с организатором трудовых договоров или ином договорном порядке. Таким образом, эксперт (группа экспертов) выступает в качестве исполнителя только по отношению к организатору, но не к заказчику.

 

4. Отбор специалистов для экспертизы.

Отбор экспертов-специалистов может проводиться на основе самооценок и взаимных оценок экспертов, с учетом опыта участия специалиста в  экспертизах (отношение числа успешных заключений к общему числу выполненных экспертных оценок). Применяются и другие методы, в частности метод «снежного кома».

Процедура отбора экспертов  в этом случае сводится к следующей  последовательности действий:

1) на основе публикаций  выявляют специалиста в данной области;

2) просят его рекомендовать  10 специалистов в данной области;

3) обращаются к 10 названным  специалистам с той же просьбой;

4) из полученного списка  исключают первые 10 фамилий и  вновь рассылают просьбы специалистам, указанным коллегами;

5) действуют так, пока  не исчерпается перечень называемых  коллегами фамилий, т.е. пока  не стабилизируется сеть экспертов  – она-то и составляет генеральную  совокупность специалистов в  данной области.

Далее возможно произвести выборку по обычным правилам. Если в качестве экспертов привлекаются носители социальных услуг и референтные группы (включая и типичных представителей потребителей социальных услуг), их отбор ведется по принятым в социологии моделям выборки. При этом важно учитывать, что потребители социальных услуг – эксперты только самих услуг (их качества, необходимости, порядка предоставления и т.д.). Недопустимо рассматривать их как экспертов в областях, требующих специальных знаний.

Даже самый тщательный отбор экспертов не гарантирует  объективность их оценок. Недостоверность оценок может быть объяснена различиями жизненного опыта, тезауруса, политических установок и другими обстоятельствами, а также давлением заказчика, которому не все эксперты способны противостоять. Нередко это малозаметные отступления от правил в силу вариативной природы социальных явлений и процессов, но все же необходимо снижать роль таких привносимых обстоятельств и принимать следующие меры:

* всегда, если имеется  возможность, следует дублировать  экспертизу, формируя не одну, а две экспертные группы и более;

* по возможности работать  с разными типами экспертов;

* если имеются неэкспертные  материалы (данные исследований  и т.д.), их следует принимать  во внимание;

* при наличии экспертных заключений, подготовленных оппозицией или другими независимыми (не обязательно противодействующими) субъектами общественной жизни, необходимо включить их в число изучаемых материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, врачебно-трудовая, а  затем медико-социальная и социальная экспертиза за годы своего существования превратилась в государственную систему, деятельность которой направлена на улучшение здоровья народа, сохранение трудоспособности, снижение или устранение имеющихся ограничений жизнедеятельности, профилактику заболеваний, повышение материального благополучия, улучшение условий труда и быта, максимальную интеграцию или реинтеграцию больных и инвалидов в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.         Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». — 1991.

2.         О создании системы реабилитации больных и инвалидов в Республике Беларусь: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 13 от 25 января 1993 г.

3.         О дальнейшем развитии и совершенствовании системы медицинской реабилитации в Республике Беларусь: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 309 от 10 декабря 1997 г.

4.         Закон Республики Беларусь № 91-3 от 11.01.2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»».

5.         Марциновский Б.И. Врачебная экспертиза трудоспособности. — М., 1952.—278 с.

6.       Руководство по врачебно-трудовой экспертизе / Под ред. Ю.Д. Арбатской. — М., 1981. — Т. 1. — 560 с.

7.       Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А.И. Осадчих. — М., 1999. — Т. 1. — 198 с.

8.       Свистунова Е.Г. // Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. — 2002. — № 1. — С. 39—43.

 

 

 




Информация о работе Социальная экспертиза как наука и особый вид деятельности в социальной работе