Социальное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную ре-акцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Теории социального взаимодействия………………………...4
2. Социальное взаимодействие: понятие, типология…………6
3. Основные формы взаимодействия…………………………..11
Заключение……………………………………………………………...…18
Список использованной литературы ……………………………..…..20

Вложенные файлы: 1 файл

Предварительно готов.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По предмету: Социология

 

На тему: Социальное взаимодействие

 

 

Выполнил: студент гр. 08513

Санникова А.Н.

Руководитель: Крейк А.И.

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

    1. Теории социального взаимодействия………………………...4
    2. Социальное взаимодействие: понятие, типология…………6
    3. Основные формы взаимодействия…………………………..11

Заключение……………………………………………………………...…18

Список использованной литературы ……………………………..…..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном  обществе важное значение придается  оценке тех или иных действий индивидов. Каждый из нас ежедневно совершает множество поступков, давая при этом внутреннюю оценку своим действиям. В то же время, любой из нас, volens-nolens сравнивает свои поступки со шкалой моральных ценностей цивилизованного общества. Если критерии отнесения поступков к моральным/аморальным изучаются этикой, то взаимооценка действий и поступков людей входит в предмет социологии. Что же такое действие и что такое социальное взаимодействие?



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Микросоциологических  концепций существует много. Вообще, концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.

 

Концепция

Автор

Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как:

1. Социального  обмена

Дж. Хоманс

Обмен материальными  и нематериальными ценностями

2. Символический  интеракционизм

Дж. Мид, 
Г. Блумер

Диалог, в котором люди придают  значение окружающему миру, стремятся  истолковать действия других людей

3. Управление  впечатлениями (социодраматический  подход)

Э. Гофман

Спектакль, где  люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ.


 

Концепция социального обмена

Основные идеи концепции  социального обмена:

    • В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.
    • Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")

Концепция символического интеракционизма

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они  сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение.

Оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я означает, что человек может служить объектом для своих действий.

Формирование  значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

В то же время истолкование действий другого - это определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а  то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения.

Концепция управления впечатлениями

С т.з. Э.Гофмана человек предстает  как художник, творец образов. Его  жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR.

2.СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

Яркий пример взаимодействия – производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действия партнеров по вопросам, ради которых между ними установлена связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение   с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.

Большую роль в  осуществлении взаимодействия играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и  стать устойчивым, многоразовым,  постоянным. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию  общения.



 

Среди многообразия социальных взаимодействий выделяются два важнейших типа: сотрудничество и соперничество, отличительным критерием которых является форма взаимодействия.



 

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимодействий между людьми: деловое партнерство, политический союз между партиями, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки.

Отличительной чертой взаимодействия типа сотрудничества являются обоюдная заинтересованность, выгодность для обеих сторон, направленность на достижение совместной цели.

Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, территория, властные права и др.). Основу соперничества составляет стремление опередить, отстранить или уничтожить соперника, каждая сторона считает соперника, его действия препятствием на пути достижения цели. Если длительное сотрудничество подкрепляется такими средствами обмена как верность, признательность, поддержка, то соперничество – завистью, неприязнью, озлоблением.

Соперничество может принимать вид конкуренции  и конфликта. При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (например, предложить более дешевый или более качественный товар). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект. Конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника, а демонстрацию перед третьими лицами своих возможностей.

Однако некоторые  конкуренты могут пренебречь правилами  конкуренции и прибегнуть к прямому воздействию на конкурента, чтобы оттеснить его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, физическое устранение соперника).

В этом случае конкуренция  перерастает в конфликт. По мнению ученых, социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что их цели несовместимы.

Современная социология не склонна идеализировать сотрудничество и только негативно относиться к  соперничеству.

Отметим, что  в реальной жизни дружба может  иметь элементы конкуренции, статусного неравенства, превосходства одного из партнеров, которое со временем может перерасти в конфликт. И стремление сохранить такое сотрудничество любой ценой может привести к краху всей системы взаимодействий. Поэтому нельзя однозначно позитивно оценивать любое сотрудничество, стремясь сохранить его во что бы то ни стало.

Также нельзя однозначно негативно оценивать и соперничество. Конкуренция полезна для общества, если она ведется по определенным правилам.

Сложнее дело обстоит  с конфликтами. Возникновение конфликта  – это свидетельство не патологии той или иной системы социальных взаимодействий, а ее естественного развития, источник новых качественных изменений. Но конфликт – острое оружие. В умелых руках оно лечит, развивает, а в неумелых – разрушает, дезорганизует.

Весь исторический опыт свидетельствует: если обе стороны конфликта проявляют терпимость, готовность к разумным компромиссам, конфликт становится фактором конструктивных изменений систем социального взаимодействия, способствует установлению новых критериев взаимоотношений, которые устраивают обе стороны, повышают эффективность социальных взаимодействий, укрепляют социальную систему.

Если же конфликтующие  стороны рассматривают друг друга  как непримиримые антагонисты, то подобные конфликты, как правило имеют разрушительные последствия (разрушается семья, в пожаре гражданской войны уничтожаются накопленные ресурсы и т.д.).

Следующая типология  социального взаимодействия основана на социальных статусах и ролях. По данному критерию выделяются взаимодействия, где индивиды выступают:

  • в роли собственников и наемных работников, предпринимателей, бизнесменов, безработных (экономическая сфера);
  • в роли матерей, отцов,  сыновей,  дочерей, бабушек, тетей, холостяков, новобрачных (семейно-родственная сфера);
  • в роли учителей, инженеров, водителей, рабочих, поваров, инспекторов (профессиональная сфера);
  • в роли представителей общественных движений, организаций, политических партий, субъектов органов государственного и местного самоуправления: милиция, судьи (политическая сфера);
  • в роли представителей различных религий, верующих и неверующих (религиозная сфера).

Любое взаимодействие есть также обмен действиями. Поэтому  еще одна типология социального  взаимодействия может быть основана на видах действия. Физическое взаимодействие основано на физическом действии (например, передача товара, выдача квитанции, пощечина). В основе вербального взаимодействия лежат словесные действия (например, приветствие, оскорбление, похвала).

В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды социальных отношений между людьми. Это могут быть отношения социальной зависимости и власти, уважения, экономического принуждения, благотворительности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  • В зависимости от числа индивидов 

В зависимости от количества взаимодействующих индивидов можно различать социальные группы, составленные из взаимодействия:

1) двух людей друг с  другом,

2) одного и многих (напр., лектор и аудитория, артист  и зрители),

3) многих и многих (напр., схватка двух полков, борьба двух государств и т.п.).

 

Сообразно с  этим и общества бывают малочисленные  и многочисленные.

  • В зависимости от качества индивидов

В зависимости  от качества взаимодействующих лиц  социальные группы или общества распадаются  на множество форм. Они могут быть составлены из лиц одного пола (напр., женские монастыри, женские пансионы, воинские части, Запорожская сечь и т.п.) и из лиц разных полов; из лиц сходных друг с другом (по религии, по языку, по подданству, по профессии, по расе, по образованию и т.д.) и из лиц различных между собой в этих отношениях. Каковы будут люди, составляющие общество, таковым будет и последнее. Если эти люди будут темны и невежественны, отсталым будет и все общество. Если члены общества будут злыми и ленивыми людьми, - весьма плохой будет и вся общественная жизнь такой группы: в ней не будет ни мира, ни спокойствия, ни богатства, ни довольства, ни свободы. Одни будут угнетать других, власть будет тиранической, свобода в таком обществе невозможна. Если же, наоборот, члены общества образованы, друг друга уважают, все трудятся, никто не пытается жить на чужой счет, в таком обществе будет и порядок, и свобода, и довольство, и хорошая власть.

  • Взаимодействие одностороннее и двустороннее

В зависимости  от характера    взаимоотношений взаимодействующих людей можно различать взаимодействие одностороннее и двустороннее. Односторонним будет всякое взаимодействие двух лиц, где одна сторона влияет на поведение другой, а другая не влияет на поведение первой. Так, человек, власть имеющий, определяет своими приказами поведение подвластного. Но подвластный не всегда .может влиять на поведение властелина. От воли господина зависит судьба и жизнь раба; от раба же редко зависит поведение господина. Двусторонним будет всякое взаимодействие, где обе стороны влияют на поведение друг друга. Пример: А согласен доставить В пуд муки, если В доставит Л 20 арш. материи. В таких явлениях поступки обеих сторон взаимно обусловлены.

  • Солидарное и антагонистическое

Рядом с односторонним  и двусторонним взаимодействием можно различать взаимодействие солидарное (согласное) и антагонистическое (враждебное). Солидарным будет всякое взаимодействие, где стремления обеих сторон совпадают, где одна сторона не только не мешает, но, напротив, помогает достижению стремлений другой стороны. Пример: Л хочет есть, В дает ему свой кусок хлеба. Л хочет перенести бревно, В помогает Л в этом деле. Общество, в котором члены взаимодействуют солидарно, будет обществом солидарным. Примерами его могут служить: все группы, где люди помогают друг другу; все группы, где люди совокупными силами стремятся к одной цели; все кооперативные союзы, где ряд лиц добровольно соединяет свои силы для достижения общих целей и интересов. Противоположностью солидарному взаимодействию будет взаимодействие антагонистическое. Под ним разумеется такое взаимодействие, где одна сторона мешает или препятствует осуществлению стремлений другой стороны. Примеры: А хочет есть, В вырывает у него кусок хлеба; Л хочет жить, В стремится убить его. Общество, в котором члены взаимодействуют друг с другом антагонистично, - будет обществом антагонистическим. В таком обществе неизбежны взаимная борьба людей друг с другом, начиная с смертельных войн и кончая судебной тяжбой, бранью, взаимной враждой, принуждением, угнетением и насилием одних над другими.

Информация о работе Социальное взаимодействие