Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya_sots_gosudarstvo.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

«Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения, малый, средний и крупный бизнес, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая. Именно социальному государству в современных условиях при осуществлении конкретных шагов по выходу из экономического кризиса, надлежит регулировать социально – трудовые отношения, таким образом, чтобы достичь баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом». [3]

В настоящее время  перед Россией стоят две чрезвычайно  трудные задачи, во-первых, учесть интересы каждой социальной группы, не нарушая  при этом интересы всего российского общества. Во-вторых, определить роль и место каждой социальной группы в системе социального партнёрства. Здесь речь идёт, в первую очередь, о взаимодействии государства как ведущего субъекта социального контракта и бизнеса как производительной силы общества.

Особое внимание социальное государство должно уделять сельским жителям. Для их поддержки следует  стимулировать сельскохозяйственное производство доступными кредитами, реальными  ценами на ГСМ, налоговыми льготами. Следует  также обеспечить защиту отечественного производителя от агрессивного импорта путём повышения таможенных пошлин на ввозимую сельскохозяйственную продукцию. Важной мерой поддержки было бы наведение порядка в лесном хозяйстве и рыболовстве. Все эти меры позволят не только стимулировать сельских тружеников, но и диверсифицировать экономику. Социальное государство обязано поддерживать безработных. В этих целях российскому государству необходимо сосредоточиться на развитии инфраструктуры – строительстве автомобильных и железных дорог, муниципального жилья, газификации, строительстве иных социальных и инфраструктурных объектов. При этом приоритетом должны стать те регионы, где наблюдаются массовые увольнения. Здесь важно подчеркнуть, что в отличие от Западной Европы в России нет перепроизводства, поэтому строительство инфраструктуры это мощный стимул к подъёму всей экономики.

Важную роль в социальном партнёрстве играет малый и средний  бизнес. Его интересы отчасти защищаются мерами, названными выше. Вместе с тем  следует принять ряд дополнительных, конкретных решений, облегчающих его деятельность.

Особо важную роль в осуществлении  продуктивной социальной политики, развитии эффективной экономики играет крупный  бизнес. Здесь важно социальному  государству учесть интересы крупного бизнеса, таким образом, чтобы создать конкурентоспособную экономику, перейдя на инновационный путь развития. Для этого необходимо, во-первых, способствовать строительству новых наукоёмких производств, выпускающих авиационную и машиностроительную технику, высококачественный бензин, сжиженный газ и т.д. Во-вторых, предоставить налоговые льготы фирмам, специализирующихся на научно-исследовательских и опытно– конструкторских работах. В-третьих, осуществить налоговое стимулирование внедрения высоких технологий и энергосбережения. В-четвёртых, используя обусловленное кризисом резкое падение за рубежом цен на высокие технологии и новые наукоёмкие производства, способствовать их широкомасштабной закупке, стимулируя, тем самым, после кризисный инновационный прорыв. Вместе с тем существует необходимость ввести уголовную ответственность и в разы увеличить размеры штрафов с крупного бизнеса за нарушение антимонопольного законодательства. Нарушение закона, некомпетентное и алчное управление, наносящее урон обществу, должны в крайних случаях караться путем национализации собственности. Перед обществом встает задача возродить и активизировать в интересах страны нормальное профсоюзное движение. Оно должно выполнить свое естественное предназначение: с одной стороны, минимизировать негативные последствия экономического кризиса для большинства российских граждан, а с другой - обеспечить уровень социальной стабильности, который бы облегчил менее болезненный для страны выход из кризисной ситуации.

 

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Роль государства в  экономике и социальной сфере - ключевой вопрос экономической программы.

Новые эффективные рыночные институты могут быть созданы только сильным государством, которое умеет управлять своей собственностью, отвечает по своим обязательствам и жестко наказывает как рыночных агентов, не соблюдающих действующие правила игры, так и собственный аппарат, своими бюрократическими воздействиями искажающий эти правила.

В условиях развитой демократии и стационарной рыночной экономики  развитие страны происходит в основном на основе самоорганизации гражданского общества и предпринимательской инициативы, которые дополняются и корректируются конкретными целевыми воздействиями государства. Каждое из таких воздействий, будь то закрепление за государством определенных объектов собственности, изменение налогового режима, бюджетные ассигнования и субсидии, проведение активных акций экономического регулирования и т. д., должно обосновываться наличием, с одной стороны, четко сформулированных задач, а с другой - доказательства адекватности предпринимаемых мер именно этой задаче.

В России проблема заключается  в том, что отсутствует как  стационарный рынок, так и традиции демократического государственного регулирования. 6

Существующая ныне практика государственного и муниципального управления несет отпечаток стихийного демонтажа социалистической системы с ее тотальным контролем государства над экономикой и обществом. В результате, с одной стороны, недопустимо ослаблены воздействия государства на ряд определяющих жизнедеятельность общества процессов (обеспечение обороноспособности, развитие образования и фундаментальной науки, структурное развитие экономики, безопасность жизни и пр.).

С другой стороны, сохраняется  инерция необоснованного и ресурсно необеспеченного, а потому вредного вмешательства государства в процессы развития общества и экономики, которые имеют большой потенциал саморегулирования.7

Реалии нынешнего этапа  и среднесрочной перспективы  таковы, что государство должно существенно  усилить свою ответственность и повысить эффективность воздействий в таких традиционных сферах общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социальной сферы, фундаментальной науки и образования. Но кроме этого российское государство, учитывая особенности переходного периода и специфику экономики России, должно существенно расширить сферу своей ответственности в области экономики. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом на основании  вышеизложенного материала можно  сделать следующие выводы.

«Дальнейшее социально-экономическое развитие России зависит от повышения уровня и качества жизни человека, от социальной справедливости, доступности для всех социальных и территориальных групп населения двух базовых вещей — минимального потребительского набора и механизмов реализации основных гражданских прав и свобод. По-прежнему актуальными проблемами остаются совершенствование межбюджетных отношений, финансирование науки, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Все это является прерогативой государства, общественного сектора, социального партнерства, усиления гуманитарных аспектов развития в условиях рыночной экономики».  [4]

Существующее расхождение  мнений в отношении роли государства  в управлении экономикой обусловлено, с одной стороны, крахом административной формы управления в бывших странах  социализма, а с другой - нарастанием  кризисных ситуаций в странах  развитой экономики, а также успехами государственного вмешательства в ряде стран Азиатско-тихоокеанского региона.

На успешность государственного участия в экономических процессах, прежде всего, влияют принципиально  различающие идеологические подходы  к управлению экономикой: индивидуалистический и коммунитарный.

В обществе с коммунитарной  идеологией функции управления экономикой осуществляет правительство, и роль государства состоит в определении  потребностей общества в кратко- и  долгосрочной перспективе, в обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда принудительно. В странах азиатских странах, сумевших добиться значительных социально-экономических успехов с помощью жесткого государственного регулирования, нет «свободы рынка» и «свободных предпринимателей» - в европейском понимании.

Но на переосмысление «традиционного европейского» взгляда  на роль государства смогли также  повлиять глобализация бизнеса и  возрастающее значение новых технологий, где основной функцией государства  должно стать стимулирование, направление и ускорение структурных и технологических изменений, необходимых для успешного, опережающего и долговременного роста экономики, для получения выигрыша социумом в целом.

В российской экономике  и, более того, во всей жизни страны одновременно сосуществуют две тенденции. С одной стороны, хотя и непоследовательно, но все же продолжаются либеральные преобразования - от акционирования научных учреждений до монетизации льгот, причем за последние годы были проведены такие реформы, которые в 1990-е годы были бы отвергнуты как непопулярные и не соответствующие народным настроениям. С другой - быстро набирает силу противоположная тенденция - рост государственного вмешательства во все сферы жизни общества. В наибольшей мере она затронула политические аспекты, но в немалой степени коснулась и экономики.

Нарастание второй тенденции  заставляет вновь возвратиться к  вопросу о пользе и вреде государственного участия в экономической жизни. Как известно, на этот счет существуют разные точки зрения, причем в России наиболее популярны полярные взгляды.

В сочетании с тенденцией усиления государственного контроля за экономическими процессами это делает прогнозы экономического будущего России все более и более неопределенными.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алейников  Б.Н. Социальное государство и собственность / Государство и право. 2008. N 1.

 

2. Баглай М.В.  Конституционное право Российской  Федерации: Учебник. М.: Издательская  группа "Норма-Инфра-М", 2011.

 

3.Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. Журнал: Проблемы современной экономики /Экономика и экономические науки /№4, 2010

 

4.Благих  Ю. И. Журнал: Проблемы современной экономики / Экономика и экономические науки 2012 № 3.

 

5. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2006. N 2.

 

6. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.

 

7. Исаева С.А. «Глобальный кризис и переход к новой социально-экономической модели развития», Журнал: Проблемы современной экономики /Экономика и экономические науки /№4 (32), 2009.

 

8. Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.

 

9. Кутафин О.Е. Российский конституционализм., Норма, 2008.

 

10. Лужков Ю. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя: Спор с правительством о социальной политике. М., 2011.

          11. Николаева И.П. Экономическая теория, 2013. С.84.

          12. Петрович Н.  Государство в рыночной экономике/ Экономика и экономические науки, 2011.

13. Родионова О.В."Характерные черты социальной функции современного государства"//"История государства и права", 2007, N 3.

         

          14. Самаруха В. И., Краснова Т. Г. Роль государства в регулировании рыночной экономики,  Журнал: Известия Иркутской государственной экономической академии/ Экономика и экономические науки, 2004, №3.

 

15. Увачев В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

 

16. Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2011. N 2.

        

          17.  Энтов Р. М.  О роли современного государства в экономике/ Эконо-мическая политика. Экспертный канал, май 2013.

        

        

1 Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность / Государство и право. 2008. N 1

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 2011.

3 Белякова Г.Я., Батукова Л.Р. Журнал: Проблемы современной экономики /Экономика и экономические науки /№4, 2010

 

4 Благих  Ю. И. Журнал: Проблемы современной экономики / Экономика и экономические науки 2012 № 3

5 Исаева С.А. «Глобальный кризис и переход к новой социально-экономической модели развития», Журнал: Проблемы современной экономики /Экономика и экономические науки /№4 (32), 2009.

6 Кутафин О.Е. Российский конституционализм., Норма, 2008

7 Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2011. N 2.

8 Энтов Р. М.  О роли современного государства в экономике/ Эконо-мическая политика. Экспертный канал, май 2013.

 


Информация о работе Социальное государство