Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 07:13, курсовая работа
Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.
Цели работы определили задачи исследования:
1.определить социальное государство, его признаки, функции и принципы;
2. рассмотреть развитие идей о социальном государстве;
3. рассмотреть становление социального государства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Определение социального государства, его признаки.Модели социального государства 6
1.2 Функции и принципы социального государства 11
2 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 14
2.1 Развитие зарубежной идеи социального государства 14
2.2 Развитие отечественной идеи социального государства 18
3 РОССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО 23
3.1 Основные проблемы в формировании социального государства в Российской Федерации 23
3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 38
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА
1.1 Определение социального
государства, его признаки.Модели социального
государства
1.2 Функции и принципы социального
государства
2 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА
2.1 Развитие зарубежной
идеи социального государства
2.2 Развитие отечественной
идеи социального государства
3 РОССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО
3.1 Основные проблемы
в формировании социального государства
в Российской Федерации
3.2 Итоги и перспективы развития социального государства в России 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников
и литературы
Введение
Актуальность проблемы. Конституция 1993 г. определила новые принципы взаимодействия между личностью, обществом и государством. В качестве основ конституционного строя нашли закрепление такие характеристики государства как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти объявлен многонациональный народ Российской Федерации, по-новому определён статус личности. Вторая статья Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Указанные положения Основного закона позволили закрепить в статье седьмой норму о том, что Российская Федерация является социальным государством.
Значение приведённых
положений определяется тем, что
они включены в число основ
конституционного строя РФ, составляют
ту базу, на которой выстраиваются
не только остальные нормы Конституции,
но и всё отраслевое законодательство,
осуществляется правоприменительная
деятельность. Они представляют собой
непреложные конституционные
Бесспорно, в момент принятия
и вступления в силу Конституции
Российская Федерация фактически не
являлась, да и на сегодняшний день
не является, действительно социальным
государством. Основываясь на научных
разработках идеи социального государства,
анализе практики претворения в
жизнь её положений, можно сделать
вывод, что данное понятие является
весьма сложным и многоплановым,
а трудности в его понимании
изначально связаны с неоднозначностью
самой трактовки социального. Слишком
широкое понимание приводит к
невозможности выработки
Сложность в исследовании феномена социального государства состоит также в том, что требуется использование знаний не только в области социологии, но и в сфере экономики, политики, юриспруденции, истории. Анализ предпосылок формирования рассматриваемого института в РФ, учёт накопленного исторического опыта помогает выработать конкретные предложения, наиболее эффективные именно для Российского государства, позволяет достичь цели социального государства - избежать разрешения социальных конфликтов революционным путём, обеспечить экономический и социальный прогресс посредством создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Также разработка теории социального государства особенно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными ( и экономически, и психологически, и политически ) могут быть как её недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.
Объектом исследования является социальное государство.
Предметом исследования является развитие идей о социальном государстве.
Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства.
Цели работы определили задачи исследования:
1.определить социальное государство, его признаки, функции и принципы;
2. рассмотреть развитие
идей о социальном государстве;
3. рассмотреть становление
социального государства в
Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, сравнительного анализа, обобщения.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили достижения отечественных и зарубежных ученых - исследователей социального государства, таких как: Чиркин В.Е, Кочеткова Л.Н, Каргалова М.В, Калашников С.В, Гончаров П.К, Роик В.Д и др.
1 Сущность социального
Родоначальником термина «социальное государство» является немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который определил его в конце XIX века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти1.
В отечественной научной литературе есть разные определения социального государства. В.А. Затонский считает, что социальное государство - это демократическое правовое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности, признающее социально ориентированную политику важнейшим направлением своей практической деятельности и эффективно реализующее закрепленные в Конституции основные направления этой политики, благоприятствующие труду2.
По мнению М.В. Каргаловой, социальное государство, наряду с выполнением основных функций классического государства (оборона, юстиция, правопорядок, административное управление) должно осуществлять свою политику с учетом интересов всех без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, обеспечивать стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях3.
Нелюбин А.А. считает, что
понятие «социальное
П.К. Гончаров констатирует: «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности»5.
Несколько иначе звучит определение
социального государства в
На основе опыта европейских стран (Германия, Швеция, Норвегия и др.) можно выделить характерные признаки социального государства:
- наличие среднего класса
с относительно высоким
- отсутствие социальной
поляризации общества и
- государственные социальные гарантии и пособия (на образование и медицинскую помощь, достойные пенсии, предоставление нуждающимся социального жилья и т.п.);
- значительная роль государства в перераспределении доходов, стимулировании технического прогресса, развитии инфраструктуры.7
Кроме этого выделяются такое признаки:
- демократическая организация государственной власти;
- высокий нравственный уровень граждан;
- правовое развитие государства;
- существование гражданского
общества, в руках которого государство
выступает инструментом
- ярко выраженная социальная направленность политики, что проявляется в раз.
работке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
- наличие развитого социального законодательства.
После Второй
мировой войны, ознаменовавшийся были
выделены различные модели социального
государства и государства
- позитивное государство социальной защиты;
- государство социальной защиты;
- социальное
государство всеобщего
- либеральное социальное государство;
- консервативное социальное государство;
- социал-демократическое социальное государство8.
Данные модели имеют целый ряд специфических признаков и черт, однако и определенные парные пересечения: и та и другая школа к первой категории относят США и Великобританию, ко второй - Германию и Францию, к третьей - Швецию, Норвегию, Данию и другие страны.
Указанные модели в современном научном обороте имеют и другие названия - рыночная модель, модель социального рыночного хозяйства, шведская модель. Хотя модели социального рыночного хозяйства и социально ориентированной экономики имеют несколько иные базовые установки. Модель социального рыночного хозяйства опирается на идею общественной системы, в которой экономика является равноправным элементом, взаимоувязанным с политикой, социальными процессами, а также правовым полем и порядком. Эти элементы функционируют в постоянном взаимовлиянии друг на друга.
Наиболее радикальные взгляды данного научного направления принадлежат А. Мюллеру-Армаку, который уравнивал в значимости социальную и экономическую политику государства и ратовал за прямое перераспределение доходов для реализации социальных функций и достижения социальных целей государства9.
Другие исследователи выделяют такие модели социального государства:
- либеральная модель, в
основе которой лежит
- корпоративная, которая
предполагает механизм
- модель, в основе которой
лежит ответственность всего
общества за судьбу своих