Социальное государство: сущность, принципы, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

5. Плюрализм форм собственности.

Внешнеполитические:

1. Прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие.

2. Влияние примера демократических государств.

3. Стабильные дружественные отношения с другими государствами, отсутствие военной угрозы.

Социальные:

1. Относительно высокий уровень благосостояния граждан.

2. Сглаживание социального неравенства.

3. Рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства).

4. Социальный плюрализм.

5. Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

Культурные:

1. Грамотность населения, его образованность в целом.

2. Гражданская политическая культура.

3. Демократические традиции.

Религиозные:

Религия с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).

 

13.Стратегии эффективной  социальной политике (их критерии)

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

социальной справедливости,

социальной ответственности,

социального партнерства,

социальных гарантий,

преемственности.

 

 к задачам социальной политики относятся:

стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности

 

 

 16. Политика государства в области труда и занятости населения.

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь  с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.  

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: 
    во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; 
    во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

  • обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
  • соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

 

20. Политика  соц-го гос0ва в отношении мигрантов.

Миграция была постоянным и важным свойством человеческой истории. Она поддерживала процесс мирового экономического роста, способствовала развитию государств и обществ и обогатила множество культур и цивилизаций. В современном мире международная миграция продолжает играть важную (хотя часто и непризнанную) роль в национальных, региональных и мировых делах.

Проблема международной миграции заняла одно из ведущих мест в повестке мировой политики. По мере роста масштаба и сложности этой проблемы государства и гражданские институты стали больше осознавать вызовы и возможности, которые представляет собой миграция. Во всех регионах мира сейчас есть понимание, что экономические, социальные и культурные выгоды от международной миграции должны реализовываться более эффективно и что следует лучше решать проблемы негативных последствий движения населения.

Анализ и прогноз современной демографической и социально-экономической ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в долгосрочной перспективе будут приобретать для российского государства все большую значимость.

Общая численность населения России за период 2001-2004 годов сократится на 2,8 млн. человек. При этом население в молодых возрастах за эти годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.).

Одновременно следует учитывать, что за пределами указанного периода начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста, общие потери которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4 млн. человек ([28], c. 90).

Российская Федерация уже в ближайшие годы может столкнуться с проблемой обеспечения отраслей экономики кадрами, адаптированными к рыночной экономике. В связи с изложенным, обеспечение все возрастающей потребности отраслей экономики в квалифицированных кадрах в перспективе возможно не только за счет подготовки кадров из числа молодежи, но и за счет миграции квалифицированных работников из стран ближнего зарубежья.

В связи с этим роль и значение государственной миграционной политики в среднесрочной перспективе неизмеримо возрастет, что предполагает необходимость комплексного решения проблем внешней и внутренней миграции населения.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в области миграции населения будут связаны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации:

-  по обеспечению условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. При этом, поскольку возможности государства по приему и обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только наиболее уязвимым или нуждающимся гражданам, основные же усилия при этом будут концентрироваться на создании условий для их самообеспечения и самообустройства;

- по содействию привлечению  иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения  экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами (в приоритетном порядке – граждан стран СНГ);

- по усилению влияния  миграционных процессов на улучшение  обеспечения отраслей экономики  отдельных территорий квалифицированной  рабочей силой. Данное направление предполагает создание условий для повышения территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничить государственные обязательства по содействию переселению (трудовой миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих субъектов (работодателей).

Новые формы миграции и изменения в традиционных направлениях миграции населения также требуют усиления управления в области миграции, включая новые подходы к политике и менеджменту. Формирование политики в области миграции отражает необходимость двустороннего и многостороннего консенсуса правительств по вопросам влияния миграции на трудовые рынки, здоровье, образование и безопасность.

Программы и деятельность в области сотрудничества по вопросам миграции населения между государствами осуществляются по нескольким направлениям:

- техническое сотрудничество  в укреплении управленческих  возможностей правительств в  области миграционной политики, законодательства и администрирования;

- управление миграцией  в пост-чрезвычайных обстоятельствах  для обеспечения стран технической  помощью необходимой для решения  миграционных проблем;

- обмен экспертами для  передачи знания и практического  опыта по широкому кругу проблем;

- возращение и реинтеграция  квалифицированных мигрантов для  предотвращения "утечки мозгов" и стимулирования социального  и экономического развития страны  происхождения.

Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (Минфедерации России), являясь федеральным органом исполнительной власти, проводит государственную политику в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения, обеспечивающим создание условий для защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально- экономическое и культурное развитие и осуществляющим в установленном порядке координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

1) участие в разработке  и проведении государственной политики в области федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграционных процессов, содействие реализации экономических, социальных и этнокультурных интересов коренных малочисленных народов;

2) участие в формировании правовых, организационных и социально- экономических основ федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и регулирования процессов миграции;

3) подготовка предложений  о приоритетных направлениях  и способах реализации государственной национальной и миграционной политики;

4) координация усилий  органов государственной власти, политических, общественных и религиозных  объединений для достижения межнационального  согласия;

5) участие в разработке  и реализации мер государственного  регулирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

6) обеспечение в пределах  компетенции Министерства повышения  эффективности расходования средств  федерального бюджета, направляемых  на решение проблем в сфере  федеративных отношений, региональной, национальной и миграционной политики, местного самоуправления;

7) осуществление мер по  государственному регулированию  процессов внешней трудовой миграции, а также по защите прав и  интересов трудящихся мигрантов  и предупреждению проявлений  ксенофобии и других форм национальной нетерпимости;

8) организация приема  и временного размещения беженцев  и вынужденных переселенцев на  территории Российской Федерации, а также оказание им помощи  и содействия в обустройстве  на новом месте жительства;

9) участие в проведении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников за рубежом.

Глава II. Миграции как глобальная проблема и развитие России

Эффективная миграционная политика, понимаемая прежде всего как обеспечение постоянной (на жительство с обретением гражданства) и временной (трудовой) миграции в Россию, было названа президентом В.В.Путиным  в Ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации 2005 г. в качестве одного из главных направлений решения демографической проблемы в России.

В последние два десятилетия и на перспективу миграция составляла и будет составлять важнейший ресурс и условие развития нашего государства. Однако признание и понимание этого важнейшего фактора  обеспечения экономического развития и стратегической национальной безопасности страны остаются на недостаточном уровне. В стране доминирует негативный взгляд на миграцию исключительно с точки зрения как реальных, так и гипотетических рисков. Хотя Россия остается страной, привлекательной для миграции и принимающей большое число мигрантов из стран СНГ, многие давние переселенцы до сих пор не могут обрести гражданство, а основная масса временных мигрантов составляет так называемую нелегальную (нерегулируемую) миграцию.

Информация о работе Социальное государство: сущность, принципы, функции