Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 10:29, реферат
Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.
Сверхэксплуатация, ксенофобия и насилие в отношении мигрантов, подавляющее большинство которых составляют жители стран бывшего СССР, негативно влияют на межгосударственные отношения в рамках СНГ и закладывают возможности для будущих конфликтов внутри страны.
Региональный доклад о миграции в странах бывшего СССР вместе с докладом Глобальной комиссии «Миграции во взаимосвязанном мире» создают нужную политическую и экспертную основу для деятельности России в сфере международной миграции. Содержащиеся в этих документах сведения, выводы и рекомендации могут существенно помочь политикам, управленцам всех уровней, научному сообществу и СМИ лучше разобраться в ситуации и внести давно назревшие коррективы в восприятие проблемы миграции и в конкретные подходы к миграционной политике.
Назовем некоторые важнейшие моменты в оценке миграции как глобальной проблемы. Мир изменился в результате процесса глобализации. Государства, общества, экономические системы и культуры в различных регионах мира все более интегрируются и становятся все более взаимозависимыми. Новые технологии обеспечивают быстрое перемещение капитала, товаров, услуг, информации и идей из одних стран и континентов в другие. Мировая экономика расширяется, предоставляя миллионам людей лучшие возможности в жизни.
Однако воздействие глобализации было неравномерным, и в уровне жизни и безопасности людей в различных регионах мира отмечаются растущие диспропорции. Важным результатом этих диспропорций стало увеличение масштабов и объемов международной миграции. В 2005 г. насчитывалось почти 200 миллионов международных мигрантов, что равно численности населения Бразилии – пятой по величине страны в мире. Это более чем вдвое превышает цифру, зафиксированную в 1980 году. Одним из наиболее интенсивных регионов миграционного движения стали страны бывшего СССР, где только Российская Федерация приняла после 1989 г. 13.3 миллиона мигрантов и несколько миллионов человек эмигрировало из России.
В значительной части мира мигранты не только выполняют работу, которую отказываются делать местные жители, но и занимаются деятельностью, требующей высокой квалификации, которой нет у местных жителей. В ряде стран целые секторы экономики и многие сферы коммунальных услуг стали в исключительной степени зависеть от наличия работников-мигрантов и мгновенно развалились бы, если бы эти работники вдруг исчезли. В России ряд важнейших строек и сложнейших технологических объектов (заводские и нефтегазовые комплексы, высотные башни Москва-сити, офисные и жилые здания, дорожные развязки, реставрационные работы и т.п.) созданы и создаются инженерным и рабочим персоналом из таких стран, как Турция, Китай, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения). Профессорско-преподавательский состав и медицинский персонал ведущих образовательных и лечебных учреждений в значительной части составляют недавние мигранты из стран СНГ и Балтии. По разным оценкам, мигранты в России обеспечивают 5-8% ВВП страны, а их денежные переводы не превышают 0,1% ВВП.
Человеческая мобильность стала неотъемлемой частью мировой экономики, и многие страны и компании уходят все дальше в поисках персонала, который им необходим для повышения конкурентоспособности. Не случайно некоторые из крупнейших скоплений мигрантов можно встретить в «мировых городах» – динамичных, новаторских и космополитичных крупнейших городах, которые способствуют укреплению связей между людьми, местами и культурами различных регионов мира. Одним из таких городов является Москва, впечатляющая модернизация которой состоялась благодаря вкладу мигрантов. Другие крупные и малые города России, от Санкт-Петербурга до Анадыря, интенсивно и к огромной пользе используют постоянную и временную миграцию. В последние годы наблюдается и будет усиливаться конкуренция государств за человеческие ресурсы, в том числе и среди стран бывшего СССР. Это уже проявилось в миграционном поведении населения и правительств таких в прошлом крупнейших для России стран-доноров, как Казахстан и Украина.
Хотя многие промышленно развитые государства не особенно стремятся это признавать, но их дальнейшее процветание будет сильно зависеть от международной миграции. Так, несмотря на проблемы адаптации и социально-политические риски, а также на Шенгенские ограничения, 25 стран Евросоюза продолжают на 90% обеспечивать рост своего населения за счет мигрантов и их потомков. В России, в частности, без мигрантов-рабочих невозможно будет решить даже такую приоритетную задачу, как повышение рождаемости среди основного населения, ибо кому-то нужно строить новые детские сады и будет необходимо использовать домашнюю помощь мигрантов, чтобы сохранять женскую занятость и обеспечивать воспитывать детей.
Какие общие подходы и принципы действий в области миграции предлагает Глобальная комиссия?
Первый принцип заключается в том, что люди должны иметь возможность реализовывать свой потенциал, удовлетворять свои жизненные потребности и пользоваться своими человеческими правами в стране своего происхождения и по сему мигрировать не по необходимости, а по собственной воле.
Второй принцип утверждает необходимость признания и усиления той роли, которую мигранты играют в содействии развитию и в снижении уровня бедности в странах своего происхождения, а также признание их вклада в процветание стран пребывания мигрантов. Международная миграция должна стать интегральной частью национальных, региональных и глобальной стратегий для экономического роста как в развивающихся странах, так и в развитом мире.
Третий принцип подтверждает суверенное право государства определять, кто въезжает и находится на их территории, возлагает на государства ответственность и обязательства по защите прав мигрантов и по реадмиссии тех граждан, кто желает или обязан вернуться в страну своего происхождения. В противодействии нерегулярной миграции государствам следует активно сотрудничать друг с другом и консультироваться по этой проблеме с работодателями, профсоюзами и институтами гражданского общества.
Четвертый принцип действий касается обеспечения социального согласия через интеграцию. Мигрантам и гражданам стран пребывания следует уважать свои правовые обязанности и получать выгоды от совместного процесса адаптации и интеграции, которые предусматривают сохранение культурного разнообразия и укрепление социального согласия. Национальным и местным органам власти, работодателям и членам гражданского общества следует активно поддерживать интеграционный процесс, который должен быть основан на недискриминации и сопровождаться объективной информацией о миграции и мигрантах в сфере политики, СМИ и в общественных обсуждениях.
Пятый принцип касается защиты прав мигрантов. Следует укрепить правовую основу, касающуюся международных мигрантов, ее более эффективное исполнение и недискриминационное применение с целью защитить человеческие права и обеспечить должные трудовые стандарты для всех мигрантов. Уважая положения правовой и нормативной базы, государства и другие имеющие отношение к миграции институты должны проводить последовательную и согласованную миграционную политику.
Шестой принцип – это усиление управляемости миграциями через согласованность, компетенцию и сотрудничество. Управление международной миграцией должно обеспечиваться через согласованность и укрепление ресурсов и компетенции на национальном уровне, расширение консультаций и сотрудничества между государствами на региональном уровне и через более эффективный диалог и сотрудничество между правительствами и международными организациями на глобальном уровне. Такие усилия должны быть основаны на лучшем осознании тесной связи между международной миграцией и развитием, а также другими ключевыми проблемами политики, включая торговлю, помощь, государственную безопасность, человеческую безопасность и права человека.
Заключение
Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.
В социально-экономическом развитии Российской Федерации в условиях демографического кризиса важное место принадлежит миграционной политике, которая может определяться и осуществляться только на основе экспертной проработки и общественного диалога о роли миграции в жизни общества, статусе и правах мигрантов.
Миграция в Российскую Федерацию за последние 15 лет внесла большой позитивный вклад в развитие экономики и социальной сферы жизни, в пополнение населения страны. Несмотря на бюрократические препоны, ограничение миграции со стороны государства и негативное отношение со стороны части населения миллионы мигрантов переселились и находятся в России на постоянной и временной основе, принося пользу стране пребывания и странам выезда. Миграционные процессы связывают Россию со странами СНГ интенсивными трудовыми и гуманитарными контактами. Россия остается страной, принимающей мигрантов, и это один из факторов ее ведущей роли в регионе бывшего СССР. В то же самое время порождаемая неэффективной государственной политикой неконтролируемая миграция в Россию сопровождалась определенными рисками для национальной безопасности. Попытки противодействовать этим рискам запретительными мерами и антимиграционной пропагандой привели к массовым нарушениям прав мигрантов, к насилию и, в конечном итоге, к сокращению миграции в Россию.
Российский бизнес предпочитает использовать труд мигрантов нелегальным и дискриминационным образом и отстранился от эффективной организации миграции. Действующие законодательство и система государственной миграционной службы, а также принятая программа мер по добровольному переселению соотечественников не смогут решить проблему эффективной миграционной политики. В этой связи проблемы управления миграционными процессами и в целом отношение российского общества к миграции требуют серьезного изменения. Решить эти проблемы возможно только общими усилиями государства, экспертного сообщества и общественных организаций, включая организации самих мигрантов и национально-культурные автономии.
21. Социальная олитика в области экологии.
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития будет обеспечиваться, в частности, решением следующих задач:
формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
Государственная политика в области экологического развития будет реализовываться путём осуществления эффективной деятельности органов государственной власти в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями:
при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов;
при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития, федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды;
при планировании и принятии решений об осуществлении на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.
Финансирование реализации государственной политики в области экологического развития будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства.
22.Социальные стандарты.
Основными ориентирами качественного развития государства и его нормативами социальной политики являются количественные индикаторы, к числу которых относятся социальные стандарты.
В государственной политике часто используются в качестве стандартов технические характеристики или сущностные социальные показатели. Примером технических социальных стандартов могут быть: количество коек в больничных учреждениях на 10 тыс. жителей; наполняемость классов в общеобразовательной школе; обеспеченность населения квартирами; потребление населением основных групп пищевых продуктов и пр.
Реализация государством своих функций может осуществляться только с использованием показателей, отражающих собственно социальный эффект конкретной деятельности. В этой связи можно привести определение «социального норматива», который представляет собой научно обоснованную количественную и качественную характеристику оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон). Данная характеристика определяет максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей, всестороннее развитие личности. В этом случае социальный норматив становится эталоном оценки эффективности реализации социальных функций и целью социальной политики, необходимым элементом управления социальной сферой [11].
Информация о работе Социальное государство: сущность, принципы, функции