Социальное государство: сущность, принципы, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Социальные стандарты являются ориентирами при выработке социально-экономической политики, основой распределения ресурсов, формой социальных гарантий и обязательствами государства перед народом.

Необходимо отметить, что существуют различные виды социальных стандартов, которые могут иметь вид уже сложившихся представлений о приемлемом или желательном уровне и качестве жизни или законодательно установленных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер.

Социальные стандарты разделяют на три группы [12]:

  1. нормы, связанные с обеспеченностью населения услугами социальной инфраструктуры, их цель поддерживать приемлемый уровень потребления;
  2. нормы обеспеченности бюджетных учреждений ресурсами;
  3. социальные нормативы обеспеченности населения различными учреждениями социальной инфраструктуры.

В каждой из групп выделяется три значения, соответствующие разным уровням обеспеченности – минимальному, среднему и рациональному. Социальные нормы могут иметь денежное и натуральное выражение.

Большинство социальных стандартов являются обязательствами государства перед различными группами населения и обеспечиваются за счет бюджета. Государственные социальные стандарты обычно устанавливаются через официальные нормативно-правовые акты, после чего становятся обязательными для применения на всей территории страны. Размеры установленных государством нормативов пересматриваются в зависимости от финансовых возможностей государства и темпов инфляции.

В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первая - это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий (прожиточный минимум различных категорий населения; минимальный размер оплаты труда; ставка первого разряда единой тарифной сетки; минимальный размер пенсий; минимальные значения ряда социальных пособий; нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами и т.д.).

Ко второй группе относятся «рациональные» или средние стандарты, являющиеся индикаторами реально сложившейся социальной ситуации и нормами социального благополучия. В частности, к этой группе стандартов относятся: средняя заработная плата; средний размер пенсий; среднедушевой доход.

В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.

Различия между стандартами первой и второй групп заключаются в их разном предназначении. Так, например, при исследовании уровня жизни, можно выделить три основных типа потребительских бюджетов: бюджет прожиточного минимума (ПМ), минимальный потребительский бюджет (МПБ), а также бюджет высокого достатка (БВД).

В соответствии с представленной классификацией потребительских бюджетов рассматриваются четыре группы населения. К первой группе относятся граждане, чей доход составляет величину ниже ПМ, то есть бедные. Ко второй – низкообеспеченные, с денежными доходами от ПМ до МПБ. К третьей – относительно обеспеченные (средние), с денежными доходами от МПБ до БВД. И, наконец, к четвертой группе относятся состоятельные и богатые граждане, денежные доходы которых выше БВД.

Как уже отмечалось, минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Например, Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятый в 1997 г., определяет, что прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнеспособности. Другими словами, потребительская корзина является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий, минимальный среднедушевой доход, минимальная стипендия не могут быть ниже прожиточного минимума, поскольку если этот уровень обеспечения не достигнут физическое существование невозможно. В этой связи, что поскольку прожиточный минимум не может обеспечить воспроизводство рабочей силы т.к. то политика в области оплаты труда, должна стремится к приведению минимальной оплаты труда, минимальных пенсий и минимальных пособий к получению дохода выше показателя величины прожиточного минимума для соответствующих категорий граждан (работающие, пенсионеры, дети).

Минимальные социальные стандарты по содержанию являются исходной точкой для социальной политики. Их экономическое государственное обеспечение не подвергается сомнению, а роль социального государства сводится к сокращению количества людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума [12].

В то же время собственно социальными стандартами социального государства могут быть только рациональные, средние стандарты. Они являются показателями уровня развития социальных функций и служат гарантиями достойного (приемлемого для человека в конкретной социокультурной среде) качества жизни. Деятельность социального государства направлена на обеспечение и развитие именно средних показателей, характеризующих жизнь абсолютного большинства населения, именно эти граждане являются целью его социальной политики.

Следует отметить, что у каждого социального обязательства государства есть свое правовое пространство, где это обязательство исполняется, что означает разделение единого социального пространства на множество региональных пространств, муниципальных образований, населенных пунктов с различными качественными и количественными параметрами исполнения этих обязательств государства. В этих условиях большое значение имеет решение вопроса о формировании собственной доходной базы региональных и особенно местных бюджетов.

Обеспечение государственных социальных стандартов будет иметь приоритетное значение при формировании и исполнении бюджетов всех уровней. Их реализация должна гарантироваться государством путем закрепления доходных источников, а также оказания финансовой помощи через механизм трансфертов. Кроме того, необходимо предоставления дотаций, субвенций и средств на возвратной основе согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Очень важным аспектом при формировании нормативов социальных стандартов становится фактор региональных различий. Например, значительное влияние на формирование дифференцированных потребностей оказывают естественные природно-климатические условия жизни. В связи с этим повышенная стоимость воспроизводства трудовых ресурсов (как и населения в целом) в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями может компенсироваться через бюджетную систему распределения ресурсов на социальные расходы. Основной целью данной распределительной политики государства, которая может реализовываться через систему социальных трансфертов станет создание условий жизнедеятельности населения с учетом региональных различий в стоимости жизни. Кроме природно-климатических факторов, определяющих региональные различия в семейном бюджете, необходимо отметить еще и демографические факторы, и соответственно также оказывают существенное влияние на объем и структуру расходов консолидированного бюджета на социальные нужды.

К числу демографических факторов, оказывающих влияние на формирование различий в семейном бюджете, следует отнести: состав и размер семьи (потребность в социальных услугах и в предметах общественного пользования); половозрастную структуру населения (у различных возрастных групп населения различные потребности); систему расселения (жители сел, малых, средних и больших городов имеют различные потребности) и пр.

Таким образом, интенсивность и степень воздействия основных вышеотмеченных факторов оказывают влияние на реальные условия потребления населения и соответственно предопределяют необходимый объем и структуру материальных и духовных благ, которые необходимы по различным регионам для обеспечения в них процесса жизнедеятельности.

 

 

23. Социалтная ответсьвенность  го-ва.

Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой государства, и отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и быть свободным от государства и его законов нельзя.

В свою очередь, государство, проявляя ответственность перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок.

Развитие социальной ответственности государства происходит в современном обществе следующим образом и базируется на следующих принципах:

  • гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
  • гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам, при их обращении в органы социальной защиты, за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
  • комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
  • адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
  • динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;
  • самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;
  • межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.

«Концепцией социальной защиты» в качестве главных целей социальной ответственности, программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:

  • сохранение минимальных социальных гарантий;
  • ослабление социальной напряженности в регионе.

Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.

Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.

В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:

Следует отметить определённые положительные результаты по ряду направлений:

  • активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;
  • продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.

Вместе с тем, некоторые негативные тенденции в социально-экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой уменьшение ресурсной базы для осуществления мероприятий по социальной поддержке работников бюджетной сферы, пенсионеров и безработных.

Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.

В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и реализацию комплекса мер, предусмотренных

Стратегическими целями социальной ответственности на ближайшие годы являются:

  • гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;
  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
  • развитие социальной инфраструктуры.

 


Информация о работе Социальное государство: сущность, принципы, функции