Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 19:28, реферат
Тема неравенства очень актуальна в современном, и особенно в российском, обществе. Тема проблем связанных, с неравенством заняла особое место в мыслях россиян. Неравномерное распределение капитала, приватизация, отсутствие «среднего класса» - это лишь некоторые проблемы, стоящие перед российским обществом. Исследование сущности, форм, функций социального неравенства в обществе помогает найти ключ к пониманию многих проблем российского социума.
Цель работы – рассмотреть сущность проблемы социального неравенства.
Введение 3
1. Понятие о социальном неравенстве 4
2. Истоки, причины и признаки неравенства 8
3. Типы стратификационных систем 11
Заключение 17
Список литературы 18
Оглавление
Введение 3
1. Понятие о социальном неравенстве 4
2. Истоки, причины и признаки неравенства
8
3. Типы стратификационных систем 11
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Разнообразие отношений, ролей, позиций
приводят к различиям между людьми в каждом
конкретном обществе. Проблема сводится
к тому, чтобы каким-то образом упорядочить
эти отношения между категориями людей,
различающимися во многих аспектах.
Все развитые общества характеризуются
неравным распределением материальных
и символических благ, вознаграждений
и возможностей, как в отношении отдельных
индивидов, так и между группами внутри
общества. Любое общество структурировано
по многим основаниям - национальным, социально-классовым,
демографическим и т. п. Структурирование,
то есть принадлежность людей к тем или
иным социальным, профессиональным, социально-демографическим
группам, может порождать социальное неравенство.
Тема неравенства очень актуальна в современном,
и особенно в российском, обществе. Тема
проблем связанных, с неравенством заняла
особое место в мыслях россиян. Неравномерное
распределение капитала, приватизация,
отсутствие «среднего класса» - это лишь
некоторые проблемы, стоящие перед российским
обществом. Исследование сущности, форм,
функций социального неравенства в обществе
помогает найти ключ к пониманию многих
проблем российского социума.
Цель работы – рассмотреть сущность проблемы
социального неравенства.
Структура работы – данная работа состоит
из введения, трёх глав, заключения и списка
литературы.
1. Понятие о социальном неравенстве
Неравенство занимает важное место в любом
социологическом исследовании, однако
объяснение его характера, основ исторической
эволюции, взаимоотношений конкретных
форм остается одной из ключевых проблем
всякого социологического исследования.
По разному определяют неравенство в разных
учебниках и словарях по социологии.
Неравенство – это условия, при которых
люди имеют неравный доступ к таким социальным
благам, как деньги, власть и престиж[1438].
Неравенство социальное – специфическая
форма социальной дифференциации, при
которой отдельные индивиды, социальные
границы, слои, классы находятся на разных
ступенях вертикальной социальной иерархии,
обладают неравным жизненными шансами
и возможностями удовлетворения потребностей[1439].
В самом общем виде неравенство означает,
что люди живут в условиях, при которых
они имеют неравный доступ к ограниченным
ресурсам материального и духовного потребления[1440].
Для описания системы неравенства между
группами (общностями) людей в социологии
широко применяют понятие «социальная
стратификация». Само слово «стратификация»
заимствовано у геологов. В английском
языке оно стало пониматься как пласт,
формация (в геологии), слой общества (в
обществознании); множественное число
strata, stratification (стратификация) — деление
на общественные слои («пласты»). Стратификация
подразумевает, что определенные социальные
различия между людьми приобретают характер
иерархического ранжирования.
Стратификации присущи несколько системных
характеристик (свойств). Из них первая
— социальность (внебиологичность) этого
явления. Хотя различия между людьми по
таким показателям как пол, возраст, интеллект,
здоровье весьма заметны, они сами по себе
не объясняют, почему одни статусы дают
людям обладание большей властью, собственностью
или престижем, чем другие. Биологические
признаки не относятся к моделям господства
или подчинения, пока они не включены в
систему социальных отношений, установок
и ценностей. Так, физически слабый и старый
буржуа доминирует над сильным и молодым
рабочим. Менеджерами высокого ранга становятся
благодаря образованию, опыту работы,
социальным навыкам, однако этому способствуют
и личностные качества, такие как характер,
воля, выносливость, способности.
Социальность стратификации подразумевает,
что распределение благ в любом обществе
основывается на нормах или на общепризнанных
правилах. Нормы эти обычно отражают интересы
главным образом тех, кто обладает властью
навязать именно те правила, которые они
считают наилучшими, выгодными для себя.
Почти в любом обществе большинство людей
соглашаются с этими правилами (конформны
по отношению к ним), хотя они находятся
на нижних ступенях социальной иерархии
и обладают минимумом социальных и материальных
благ.
Важным проявлением социальности феномена
стратификации является ее связь с другими
институтами общества, такими как политика,
брак и семья, экономика, образование и
другие. Например, связь стратификации
с институтом политики проявляется в наследовании
власти, когда дети членов правящей элиты
преемствуют позиции родителей. Связь
стратификации с экономикой проявляется
в том, что решения относительно того,
что производить, какие услуги предоставлять,
какова должна быть заработная плата рабочих
и служащих и каковы условия работы —
все эти решения принимаются теми, кто
или имеет капитал, необходимый для проведения
в жизнь этих решений (как в США), или политическую
власть для контроля над реализацией этих
решений (как это было в СССР), или то и
другое (как в современной России). Благодаря
таким связям, структура и функции экономики
тесно переплетаются с системой стратификации.
Второй характеристикой стратификации
является ее традиционность, поскольку
при исторической подвижности формы ее
сущность, т. е. неравенство положения
разных групп людей, сохраняется на протяжении
всей истории цивилизации. Даже в примитивных
обществах возраст и пол в сочетании с
физической силой были важным критерием
стратификации. Письменная история человечества,
начиная с Древнего Вавилона и Египта,
есть история богатых и бедных, свободных
и рабов, властвующих и зависимых. Подобные
иерархии признавались естественным порядком
вещей, особенно теми, кто находился на
вершине власти и богатства. За последние
тысячелетия идея естественности социального
неравенства стала важной чертой социальной
жизни. Однако и нередки были случаи сопротивления
такому преемственному порядку отношений.
Потрясения в виде восстаний и революций,
иной раз и победоносных, способствовали
постепенному смягчению отношений, но
сохраняли (или восстанавливали) диспропорциональное
распределение собственности, власти
и престижа[1441].
Признание универсальности стратификации,
ее исторической обусловленности не отрицает
возможности оценки ее оптимальности
применительно к конкретному обществу.
Дифференциация условий жизни, обстоятельства
для реализации жизненных шансов — все
это сфера регулирования, борьбы социальных
групп за более разумное распределение
ресурсов исходя из критериев оптимизации
экономического и социального воспроизводства.
При всем этом, видимо, трудно оспаривать
тезис о том, что стратификация суть системный
элемент определенной социальной организации
общества, выполняющий функцию его интеграции
и координации. В то же время устаревшая
система стратификации мешает оптимальному
функционированию общества, разрушает
его социальную организацию.
Признание социологической наукой функциональности
стратификации, ее исторической неизбежности
означает отказ от раннесоциологического
восприятия социального неравенства как
зла, нежелательного в обществе феномена,
знаменует собой переход к объяснению
сути и места этого функционального явления
в жизни людей. Тем самым социология переходит
от выполнения роли социальной критики,
от проявления ценностного чувства справедливости
к научному анализу реальных отношений
между людьми, причин и условий их существования,
их органичности и полезности для жизни
общества, его развития.
Принадлежность к страте измеряется субъективными
и объективными показателями: субъективный
показатель — ощущение причастности к
данной группе, идентификации с ней; объективные
показатели — доход, власть, образование,
престиж. Страта - это социальный слой
людей, имеющих сходные объективные показатели
по четырем шкалам стратификации.
В социологии известны четыре типа стратификации
— рабство, касты, сословия и классы. Первые
три характеризуют закрытые общества,
а последний тип — открытые. Закрытым
является такое обществе, где социальные
перемещения из низших страт в высшие
либо полностью запрещены, либо существенно
ограничены. Открытым называется общество,
где перемещения из одной страты в другую
никак официально не ограничены.
2. Истоки, причины и признаки неравенства
Истоки неравенства имеют давние корни,
и образование неравенства основано на
неравномерности, ограниченности доступа
к материальным и духовным ресурсам. Для
описания и определения социального неравенства
принято понятие социальной стратификации.
Для рассмотрения неравенства удобнее
всего отталкиваться от теории неоднородности
труда, которая является причиной возникновения
и расширения власти собственности, престижа
одними за счет других. Вместе с этим при
социальном неравенстве происходит наследование,
закрепление и расширение позиций, а это
в свою очередь приводит к тому, что изначально
высокое образование не всегда дает возможность
обретения властных позиций, при этом
входит в действие механизм селекции.
Имея разнообразные формы, стратификация
предполагает, что в зависимости от интенсивности
внутри формы возрастает и интенсивность
стратификации. Такое положение значительно
снижает роль среднего класса, лишает
его многочисленности, что способствует
возникновению в обществе конфликтов.[1442]
Разделение труда считается одной самой
важной причиной социального неравенства,
потому что экономическая деятельность
считается самой важной.
Мы можем выделять неравенство по ряду
признаков:
I) Неравенство по физическим признакам,
которое можно разделить на три типа неравенств:
1) Неравенство на основе физических различий;
2) Сексуальное неравенство; 3) Неравенство
по возрасту;
К причинам первого неравенства можно
отнести принадлежность к какой-либо расе,
национальности, определенный рост, полнота
или худость тела, цвет волос, и даже группа
крови. Очень часто распределение социальных
благ в обществе зависит от какой-либо
физической характеристики. Особенно
сильно проявляется неравенство, если
носитель признака входит в «группу меньшинства».
Очень часто группа меньшинства подвергаются
дискриминации. Одни из видом данного
неравенства является «расизм». Некоторые
социологи считают, что причиной этнического
неравенства является экономическая конкуренция.
Сторонники этого подхода подчеркивают
роль конкуренцию между группами рабочих
за дефицитные рабочие места. Люди, имеющие
работу (особенно те, кто занимает низшие
должности), чувствуют угрозу со стороны
тех, кто её ищет. Когда последние являются
членами этнических групп, может возникнуть
или усилится враждебность. Также одной
из причин неравенства этнического неравенства
можно считать личностные качества индивида,
проявляя которые он считает другую расу
неполноценной.[1443]
К сексуальному неравенству приводят
в основном гендерные роли и сексуальные
роли. В основном различие полов приводят
к неравенству в экономической среде.
Женщины имеют гораздо меньшие жизненных
шансов поучаствовать в распределении
социальных благ: начиная от Древней Индии
в которой девочек просто умерщвляли до
современного общества, в котором женщинам
трудно найти работу. Это связанно, прежде
всего, с сексуальными ролями — место
мужчины на работе, место женщины дома.
Вид неравенства связанный с возрастом
в основном проявляется в разных жизненных
шансах разных возрастных групп. В основном,
оно проявляется в молодом и в пенсионом
возрасте. Возрастное неравенство всегда
касается всех нас.
II) Неравенство вследствие различий предписанных
статусов
Предписанный (аскриптивный) статус включает
в себя унаследованные факторы: раса, национальность,
возраст, пол, место рождения, проживания,
семейное положение, какие-то аспекты
родителей. Очень часто предписанные статусы
человека мешают вертикальной мобильности
человека, из за дискриминации в обществе.
Это тип неравенства включает в себя большое
количество аспектов, поэтому очень часто
приводит к социальному неравенству.
III) Неравенство на основе
IV) Неравенство на основе владения властью
V) Неравенство престижа
Эти критерии неравенства рассматривались
еще прошлом веке, и будут рассмотрены
в нашей работе в дальнейшем.
VI) Культурно-символическое неравенство
Последний вид критерия можно частично
отнести к разделению труда, т. к. квалифицированность
включает себя определенный вид образования.
У каждого класса существует свой определенный
признак, например, высшему классу присуще
богатство, но в то же время финансовые
ресурсы постоянно доступны всем слоям
общества, и поэтому для измерения количества
денежной массы можно пользоваться понятием
«доход». Доходом считается сумма казначейских
билетов, полученных в различных видах
и разновидностях. Например, заработная
плата характерна только для определенных
слоев населения, которые называются наемной
рабочей силой. Люди, имеющие сверх доходы,
иначе говоря, богачи, к ним не относятся.
Кроме этих слоев существует и самонанятые,
которые выполняют объем работы равный
с остальными людьми, но получают весь
доход лично, иначе говоря, работают на
себя. Люди, находящиеся далеко за чертой
бедности, не включены в классы и называются
андеркласс. то есть стоящие ниже всех.
Сущность неравенства заключается в том,
что существуют национальные богатства,
доступ к которым имеет совершенное меньшинство,
которое и получает большую часть доходов.
3. Типы стратификационных систем
Существует множество стратификационных
критериев, по которым можно делить любое
общество. С каждым из них связаны особые
способы детерминации и воспроизводства
социального неравенства. Радаев В. В.
предлагает девять типов стратификационных
систем, которые могут быть использованы
для описания любого социального организма,
а именно: физико-генетическая; социально-профессиональная;
рабовладельческая; классовая; кастовая;
культурно-символическая; сословная; культурно-нормативная,
этакратическая[1444].
В основе первого типа — физико-генетической
стратификационной системы — лежит дифференциация
социальных групп по «естественным», социально-демографическим
признакам. Здесь отношение к человеку
или группе определяется полом, возрастом
и наличием определенных физических качеств
— силы, красоты, ловкости. Наибольшим
престижем здесь обладает тот, кто способен
осуществлять насилие над природой и людьми
или противостоять такому насилию: здоровый
молодой мужчина-кормилец в крестьянской
общине, живущей плодами примитивного
ручного труда; мужественный воин Спартанского
государства; истинный ариец национал-социалистического
воинства, способный к производству здорового
потомства. Система, ранжирующая людей
по способности к физическому насилию,
— во многом продукт милитаризма древних
и современных обществ. В настоящее время,
хотя и лишенная былого значения, она все
же поддерживается военной, спортивной
и сексуально-эротической пропагандой.
Вторая стратификационная система — рабовладельческая
— также основана на прямом насилии. Но
неравенство здесь детерминируется не
физическим, а военно-юридическим принуждением.
Социальные группы различаются по наличию
или отсутствию гражданских прав и прав
собственности. Определенные социальные
группы этих прав лишены совершенно и,
более того, наравне с вещами превращены
в объект частной собственности. Причем
положение это чаще всего передается по
наследству и таким образом закрепляется
в поколениях. Примеры рабовладельческих
систем весьма разнообразны. Это и античное
рабство, где число рабов порою превышало
число свободных граждан, и холопство
на Руси времен «Русской правды», это и
плантационное рабство на юге Североамериканских
Соединенных штатов до гражданской войны
1861-1865 гг., это, наконец, работа военнопленных
и депортированных лиц на немецких частных
фермах в период Второй мировой войны.
Третий тип стратификационной системы
— кастовая. В ее основе лежат этнические
различия, которые, в свою очередь, закрепляются
религиозным порядком и религиозными
ритуалами. Каждая каста представляет
собой замкнутую, насколько это возможно,
эндогамную группу, которой отводится
строго определенное место в общественной
иерархии. Это место появляется в результате
обособления особых функций каждой касты
в системе разделения труда. Существует
четкий перечень занятий, которыми члены
этой касты могут заниматься: жреческие,
воинские, земледельческие. Поскольку
положение в кастовой системе передается
по наследству, возможности социальной
мобильности здесь крайне ограничены.
Классическим примером общества с господством
кастовой системы но праву считается Индия
(юридически эта система была отменена
здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более
сглаженном виде, кастовая система воспроизводится
в клановом строе среднеазиатских государств[1445].
Четвертый тип представлен сословной
стратификационной системой. В этой системе
группы различаются юридическими правами,
которые, в свою очередь, жестко связаны
с их обязанностями и находятся в прямой
зависимости от этих обязанностей. Причем
последние подразумевают обязательства
перед государством, закрепленные в законодательном
порядке. Одни сословия обязаны нести
ратную или чиновничью службу, другие
— «тягло» в виде податей или трудовых
повинностей. Примеры развитых сословных
систем являют феодальные западноевропейские
общества или феодальная Россия.
Некоторое сходство с сословной системой
наблюдается в представляющей пятый тип
этакратической системе (от французского
и греческого — «государственная власть»).
В ней дифференциация между группами происходит,
в первую очередь, по их положению во властногосударственных
иерархиях (политических, военных, хозяйственных),
по возможностям мобилизации и распределения
ресурсов, а также по тем привилегиям,
которые эти группы способны извлекать
из своих властных позиций. Этакратическая
система обнаруживается с тем большей
силой, чем более авторитарный характер
принимает государственное правление.
В древности ярким образцом этакратической
системы были общества азиатского деспотизма
(Китай, Индия, Камбоджа), расположенные,
впрочем, отнюдь не только в Азии (а например,
и в Перу, Египте). В двадцатом столетии
она активно утверждается в так называемых
социалистических обществах.
Далее следует шестая, социально-профессиональная
стратификационная система. Здесь группы
делятся по содержанию и условиям своего
труда. Особую роль выполняют квалификационные
требования, предъявляемые к той или иной
профессиональной роли — обладание соответствующим
опытом, умениями и навыками. Утверждение
и поддержание иерархических порядков
в данной системе осуществляется при помощи
сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий,
патентов), фиксирующих уровень квалификации
и способность выполнять определенные
виды деятельности. Действенность квалификационных
сертификатов поддерживается силой государства
или какой-то другой достаточно мощной
корпорации (профессионального цеха).
Социально-профессиональное деление является
одной из базовых стратификационных систем,
разнообразные примеры которой можно
найти во всяком обществе. Это строй ремесленных
цехов средневекового города и разрядная
сетка и современной государственной
промышленности, система аттестатов и
дипломов о полученном образовании, система
научных степеней и званий, открывающих
дорогу к более престижным рабочим местам
Седьмой тип представлен наиболее популярной
классовой системой. Классы представляют
социальные группы свободных в политическом
и правовом отношениях граждан. Различия
между группами прежде всего в характере
и размерах собственности на средства
производства и производимый продукт,
а также в уровне получаемых доходов и
личного материального благосостояния.
В отличие от многих предыдущих типов,
принадлежность к классам — буржуа, пролетариев,
самостоятельных фермеров и т. п. — не
регламентируется высшими властями, не
устанавливается законодательно и не
передается по наследству (передаются
имущество и капитал, но не сам статус)[1446].
Осталось рассмотреть еще две стратификационные
системы. Одну из них можно условно назвать
культурно-символической. Дифференциация
возникает здесь из различий доступа к
социально значимой информации, неравных
возможностей фильтровать и интерпретировать
эту информацию, способностей быть носителем
сакрального знания (мистического или
научного). В древности эта роль отводилась
жрецам, магам и шаманам, в средневековье
— служителям церкви, составляющим основную
массу грамотного населения, толкователям
священных текстов, в новое время — ученым,
технократам и партийным идеологам.[1447]
Наконец, последний, девятый тип стратификационной
системы следует назвать культурно-нормативным.
Здесь дифференциация построена на различиях
уважения и престижа, возникающих из сравнения
образов жизни и норм поведения, которым
следует данный человек или группа. Отношение
к физическому и умственному труду, потребительские
вкусы и привычки, манеры общения и этикет,
особый язык (профессиональная терминология,
местный диалект, уголовный жаргон) —
все это ложится в основу социального
деления. Итак, основные черты девяти стратификационных
систем сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Основные черты стратификационных систем
Тип системы
Основа дифференциации
Способ детерминации различий
Физико-генетическая
Пол, возраст, физические данные
Физическое принуждение, обычай
Рабовладельческая
Права гражданства и собственности
Военное принуждение, кабальное право
Кастовая
Религиозное и этническое разделение
труда
Религиозный ритуал, этническая замкнутость
Сословная
Обязанности перед государством
Правовое оформление
Этакратическая
Ранги во властной иерархии
Военно-политическое господство
Социально-профессиональная
Род занятий и квалификация
Образовательные сертификаты
Классовая
Размеры доходов и собственности
Рыночный обмен
Культурно-символическая
Сакральное знание
Религиозное, научное и идеологическое
манипулирование
Культурно-нормативная
Нормы поведения, стили жизни
Моральное регулирование, подражание
В реальности стратификационные тины
переплетаются, дополняют друг друга.
Так, например, социально-профессиональная
иерархия в виде официально закрепленного
разделения труда не только играет самостоятельную
роль, но существенно влияет на структуру
практически любой другой стратификационной
системы. Группы, обладающие в обществе
наибольшей символической властью, зачастую
становятся его высшей кастой (индийские
брахманы) или правящим стратом (партийные
идеологи).
Заключение
В самом общем виде неравенство означает,
что люди живут в условиях, при которых
они имеют неравный доступ к ограниченным
ресурсам материального и духовного потребления.
Стратификация подразумевает, что определенные
социальные различия между людьми приобретают
характер иерархического ранжирования.
Существует множество стратификационных
критериев, по которым можно делить любое
общество. С каждым из них связаны особые
способы детерминации и воспроизводства
социального неравенства.
Неравенство — неотъемлемый элемент всякого
общества. Речь идет о социальном неравенстве,
которое воспроизводится в достаточно
устойчивых формах, как отражение политической,
экономической, культурно-нормативной
структуры общества. Исследования антропологов
говорят о том, что неравенство существовало
уже в примитивных обществах и определялось
силой, ловкостью, смелостью, религиозной
осведомленностью и т. д. Неравенство порождается
даже естественными различиями между
людьми, но наиболее глубоко оно проявляется
как следствие социальных факторов. В
итоге одни личности, группы или слои обладают
большими возможностями, или ресурсами
(финансовыми, властными и т. д.), чем другие.
Существование социального неравенства
можно принять за аксиому. Однако объяснение
его характера, основ исторической эволюции,
взаимоотношения конкретных форм остается
одной из ключевых проблем всякого социологического
исследования.
Список литературы
Бобков В. Уровень социального неравенства
// Экономист. - 2006. - №3. - С.58-66.
Бобков В. Н. Уровень жизни и социальное
неравенство в современном российском
обществе // Уровень жизни населения регионов
России. - 2006. - №4. - С.5-14.
Волков Ю. Г. Социология // Под ред. В. И.Добренькова.
- М.: Гардарики, 2009. - 432 с.
Деньгуб Ю. В. Представления о социальной
справедливости в контексте современного
развития России // Социология власти.
- 2004. - №6. - С.120-130.
Егоров А. Социальное неравенство: было
и будет // Вопросы социального обеспечения.
- 2006. - №12. - С.27-29.
Еляков А. Д. Информационный тип социального
неравенства // Социологические исследования.
- 2004. - №8. - С.95-101.
Ерофеева О. Социальный феномен бедности:
теоретико-методологические подходы к
исследованию // Социология. - 2004. - №4. -
С.78-82.
Заславская Т. И. Современное российское
общество. Социальный механизм трансформации.
– М.: Дело, 2004. - 400 с.
Иванов В. Н. Неравенство и бедность населения:
опыт решения проблемы в России и за рубежом
// Проблемы прогнозирования. - 2006. - №3.
- С.132-148.
Ильин В. И. Социальное неравенство. - М.,
2005. - 280 с.
Иноземцев В. Л. Социальное неравенство
как проблема становления постэкономического
общества // Политические исследования.
–2009. - №5. – С.17-30.
Кивинен М. Средний класс в современной
России // Мир России. - 2004. - №4. - С.143-170.
Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная
стратификация. – М.: Наука, 2005. – 235 с.
Смелзер Н. Социология / Ред. В. А.Ядов. -
М.: Феникс, 2004. - 688 с.
Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс,2004.
Снежкова И. А. Этнические аспекты гендерного
социального неравенства // Социологические
исследования. - 2003. - №1. - С.67-72.
Сорокин П. Система социологии. Т.2. - М.,
2003.
Социальная стратификация российского
общества / Отв. ред. З. Т.Голенкова. - М.:
Летний сад, 2003. - 366 с.
Социологический энциклопедический словарь.
- М.: Инфра-М, 2006.
Тихонова Н. Е. Индекс уровня жизни и модель
стратификации российского общества //
Социологические исследования. - 2004. - №6.
- С.120-130.
Шевяков А. Социальное неравенство, бедность
и экономический рост // Общество и экономика.
- 2005. - №3. - С.5-18.
Социология: учебное пособие / Под ред. Н.Д. Казаковой. – М.: МГУПИ, 2008. – 120 с.