Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:36, реферат
Развитие информационных технологий становится сегодня важнейшим фактором в жизни мирового сообщества. Их широкое распространение качественно преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в экономической, социальной, культурной и других сферах. К традиционным СМИ и СМК – к прессе, радио, телевидению, сетям электросвязи и радиорелейной связи, добавились сотовая связь, Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, в ближайшем будущем ожидается приход интерактивного цифрового телевидения, что уже сейчас постепенно внедряется в жизнь современного человека. Широкое распространение интерактивного телевизионного вещания превратит домашний телевизор в терминал с широкими телекоммуникационными и информационными возможностями. Наряду с предоставлением канала обратной связи, оно позволит существенно увеличить число передаваемых программ и улучшить качество их приема.
Введение.
Понятие «Информационное неравенство». Общая характеристика.
Различные подходы к пониманию неравенства;
Термин «Информационное неравенство»;
Рассмотрение понятия в широком смысле слова.
Рассмотрение понятия в узком смысле слова.
«Цифровое неравенство» на примере российского общества. Социологические и социокультурные аспекты.
Основные препятствия на пути повсеместного использования новых ИТ
Модели решения проблемы информационного неравенства.
Заключение.
Понятие «цифровой раскол», было сформулировано в 1996 г. вице-президентом Соединенных Штатов Америки А. Гором в так называемом «Докладе Клинтона-Гора» в Ноксвилле, причем в основе его выступления лежала отнюдь не «риторика равенства», а традиционная «риторика американской мечты». Выступая в Университете штата Теннесси в ходе предвыборной кампании, Гор заявил: «Мы бросили вызов нации, чтобы убедиться, что наши дети никогда не будут разделены цифровым расколом. И Америка ответила на этот вызов». Затем Б. Клинтон, представленный как «лидер, который стремится сделать так, чтобы каждый ученик и каждая семья в Америке получили возможность участвовать в нашем беспредельном технологическом будущем», в речи, перегруженной традиционными тропами, повторил: «Может возникнуть огромный цифровой раскол. Если мы не распространим как можно шире развивающиеся знание и технологию, они могут начать работать на усиление неравенства, напряженности и тревоги людей. Но если мы будем поступать правильно, они станут великой силой, которая поможет нам ответить на вызовы [времени] и соединенными усилиями защитить наши ценности».
Большой
интерес среди американцев
Следует
отметить, что дискуссии по рассматриваемой
проблеме активно продолжаются в
США и по сей день, о чем свидетельствует
большое количество публикаций в
самой различной литературе.
В глобальном контексте термин «цифровое неравенство» стал активно употребляться при анализе неравенства между странами в сфере новых технологических разработок, которое может привести к дальнейшему углублению экономического и социального неравенства и, в результате, повысить рост нестабильности в мире.
В
самом общем представлении
В
России проблема «цифрового неравенства»
обсуждается относительно давно
и исследуется рядом
Проблема информационного неравенства чрезвычайно многоаспектна и представляет большую угрозу дальнейшему позитивному развитию российского общества. Поэтому главной задачей отечественной государственной политики должно стать объединение интересов и возможностей всех заинтересованных сторон – представителей исполнительной и законодательной власти, ученых, общественных деятелей – в целях создания развитого цивилизованного информационного общества, общества людей с равными возможностями.
В рамках социального конструкционизма проблема — это в первую очередь результат борьбы за право субъективного определения социальных условий как проблемных. Теория конструирования социальных проблем помещает в центр внимания вопрос о том, кто является субъектом конструирования проблемы, т. е. чьи утверждения–требования превращают ее в предмет общественного внимания. Цикл конструирования социальной проблемы описан еще основоположниками данного направления М. Спектором и Дж. Китсьюзом. Все начинается с того, что некая группа (группы) заявляют, что некое существующее условие является вредным, оскорбительным и нежелательным и пытается сделать его предметом общественного внимания. Затем происходит легитимация данной группы со стороны официальных институтов, что предполагает некую официальную реакцию и поиски путей решения проблемы и может породить новый цикл, связанный с недовольством представителей группы–инициатора бюро–кратическим подходом к решению проблемы, и даже отказ группы от участия в деятельности официальной организации и разворачивание параллельных институтов решения проблемы.
Особый интерес с точки зрения социального конструкционизма представляет собой процесс появления новых, нетрадиционных социальных проблем. Как показал Д. Лозик, ни одна проблема не может быть сконструирована как абсолютно новая, так как «совершенно новые утверждения–требования могут быть безуспешными, если аудитория не обладает категориями, позволяющими их понять». Поэтому при выдвижении новой проблемы используются две основные дискурсивные стратегии: конструирование ее как частного случая или следствия уже существующей проблемы или расширение содержания категории, обозначающей уже известную социальную проблему, чтобы включить в нее новые утверждения–требования.
Проблема цифрового неравенства получила достаточно большое распространение в российской публицистике и стала предметом обсуждения на самых высоких политических уровнях. Обсуждение сопровождалось и действиями, направленными как на стимулирование конкуренции среди телекоммуникационных провайдеров, так и принятии специальных программ ликвидации цифрового неравенства. Например, в 2002 г. начала реализовываться Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Президент несколько раз высказывался по этому поводу на различных заседаниях и даже в ежегодном послании Федеральному Собранию.* В частности, в самом начале своего президентского срока на заседании президиума Государственного совета, который проходил в Карелии, он заявил, что "разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которая существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создает так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство"*.
Количество интернет–пользователей в России растет достаточно быстрыми темпами. В 2009 г. около 35% населения в возрасте старше 18 лет имели опыт работы в сети. Однако, по данным исследования ComNews Research, проведенного весной 2009 г., в современной России наблюдается тенденция все большего отставания регионов от центральных городов – Москвы и Санкт–Петербурга. Так, стоимость безлимитного подключения к Интернету в Астрахани стоит в 6 раз дороже, чем в Москве. Этот разрыв между крупнейшими мегаполисами и остальной страной продолжает увеличиваться. К сожалению, анализ данных, полученных в рамках проекта Европейского социального исследования, подтверждает эту тенденцию.
Размеры
аудитории пользователей сети Интернет
непосредственно зависят от величины
компьютерного парка и от объемов
продаж ПК. В связи с этим целесообразно
оценить степень
Однако
«информационное неравенство» не сводится
только к отсутствию доступа к
компьютерам и Интернету: мало обеспечить
доступ — необходимо, чтобы люди
могли этим доступом воспользоваться.
Осведомленность и квалификация
в сфере современных
По мнению ряда экспертов, основными препятствиями на пути повсеместного использования новых ИТ широкими социальными слоями в России являются:
В качестве основных путей преодоления информационного неравенства в современном российском обществе следует выделить следующие наиболее важные направления:
В целом можно сделать вывод о том, что информатизация российского общества протекает сегодня в условиях широкого спектра социальных изменений, оказывающих существенное воздействие на характер и содержание этого процесса. Информатизация России пошла вовсе не тем путем, который намечался в амбициозных государственных программах советских времен. Тем не менее ее успехи оказались весьма впечатляющими: за 10 лет, с 1996 г., число пользователей Интернета возросло на порядок и к весне 2008 г. достигло 40 млн человек. Важнейший барьер в 10 компьютеров на 100 человек населения был преодолен еще в 2004 г.
За
последние годы ситуация несколько
улучшилась, однако проблема информационного
неравенства пока конструируется в
нашей стране почти исключительно
усилиями государства и соответственно
меры по ее решению предпринимает
также только государство, что накладывает
вполне определенный отпечаток на результаты.
Запрос граждан в сфере информационно–
В
целом государственная политика
в сфере борьбы с электронным
неравенством является отражением и
выражением соответствующей культуры
государственного управления и шире
— идеологии государства. Проблемы
отечественной информатизации —
это традиционные проблемы российской
«догоняющей модернизации», преломленные
через соответствующий
Преодоление
информационного неравенства
Список использованных источников:
Информация о работе Социальное неравенство в современном российском обществе