Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении глобальных и экономических проблем мировой экономики.
Поставленная цель решается за счет ряда задачь:
Изучить теоретические основы выбранной темы: понятие глобальных проблем в целом, их черты, причины возникновения и развития. Дать их классификацию.
Провести анализ проявления глобальных социально-экономических проблем в современном мире (различные регионы мира: индустриально развитые, развивающиеся, и развитые страны).
Изучить подходы к решению глобальных социально-экономических проблем.
Предмет исследования – мировое хозяйство, а объект – глобальные проблемы экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 52.95 Кб (Скачать файл)

    Далее рассмотрим более подробно именно социально-экономические  проблемы.

 

     2.2 Проблема преодоления  бедности и отсталости

 

    В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся  стран, где проживает почти 2/3 населения  Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления  отсталости развивающихся стран.

    Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития.

    Представление о том, что такое бедность, в  разных странах может быть очень  различным. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень  ее национальной черты бедности. Поэтому  в целях проведения международных  сравнений потребовалось договориться о так называемой международной черте бедности: в настоящее время она установлена Всемирным банком на уровне реального дохода в 1 долл. на человека в день, оцененного по ППС в ценах 1985 г. С помощью этого условного инструмента было подсчитано, что доля "бедняков", т . е. людей, живущих менее чем на 1 долл. в день, в мире в целом за 1993-2007 гг. незначительно уменьшилась - с 30 до 29% мирового населения. В то же время абсолютное количество бедняков даже выросло - с 1,2 млрд чел. до 1,3 млрд чел. Еще 2 млрд чел. в мире получают доход, очень близкий к международной черте бедности.

    Больше  всего бедняков в Южной Азии (39% от их общей мировой численности), в Восточной Азии (около одной  трети, главным образом в Китае  и Индокитае) и в Африке южнее  Сахары (17%). Южная Азия отличается также  наиболее широким распространением бедности - за международной чертой бедности 43% ее населения. На втором месте  по распространенности бедности страны Африки южнее Сахары. Среди стран, более половины населения которых  живет за международной чертой бедности, - Гватемала, Гвинея-Бисау, Замбия, Индия, Кения, Лесото, Мадагаскар, Непал, Нигер  и Сенегал.

    В России за международную черту бедности на уровне 1 долл. в день в расчете  на одного человека в 2007 г. попадал всего 1% населения, за международную черту  бедности на уровне 2 долл. в день на человека - 10% населения. За период с 1997 по 1999 год бедность в России выросла  с 24,1 % населения (35,3 млн человек) до 41,5 % (60,5 млн). В настоящий момент этот показатель равен 13,1%.

    По  свидетельству международных аналитиков, существует тесная прямая связь между  темпами экономического роста страны и ее успехами в борьбе с бедностью. Например, странам Восточной Азии (не считая Китая), отличающимся самыми высокими темпами экономического роста, удалось уменьшить долю населения, остающегося за международной чертой бедности, с 23% в 1987 г. до менее чем 14% в 1993 г. Что же касается стран Африки к югу от Сахары, где темпы роста  ВНП на душу населения были в среднем  отрицательными, то там доля бедного  населения осталась почти неизменной.

    В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения  старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии – около 43% и в  Индии – примерно 48%.

    Огромные  масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и  прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей  планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса «обходят стороной» многие развивающие страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве  недостаточно активно участвуют  в мировой хозяйственной жизни.

    Было  бы в высшей степени неразумно  не видеть те опасности, которые проистекают  из сохранения такого положения во многих развивающихся странах. Так, оно формирует в широком общественном сознании в этих странах негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).

    Нарастание  социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные  группы населения и правящие круги  развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что  проявляется в увеличении числа  и глубины конфликтов в развивающемся  мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем  мира (СИПРИ) во второй половине 90-х  гг. в мире насчитывалось более 150 конфликтов различного происхождения. Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся  стран, невозможно предугадать всю  возможную катастрофичность подобного  развития событий.

    2.3 Проблема международных  долгов

 

    Одна  из серьезных проблем в функционировании глобальной экономической системы  – кризис международной задолженности 1980-1990-х годов и рост международных  долгов в эти и последующие  годы. Внешние заимствования оказывают  положительное влияние на экономическое  развитие до определенного уровня доходов  хозяйствующих субъектов. При превышении этого уровня воздействия долга  становится негативным. В определенных условиях оно приводит к нарушениям функционирования мировой хозяйственной  системы.

    Кризис  внешней задолженности начался  в августе 1982 г., когда ряд латиноамериканских стран оказались не в состоянии  выплачивать свою задолженность  иностранным коммерческим банкам и  объявили о прекращении части  своих платежей по долгам. Кризис внешней  задолженности быстро распространился  на большое число государств и  превратился из регионального в  мировое явление.

    Появлению кризиса международной задолженности  способствовал целый ряд условий:

    1. Широкое кредитование развивающихся  стран частным сектором в начале 1970-х годов. Этому способствовала отмена золотодолларового стандарта и фиксированных валютных курсов, снизивших значение валютного регулирования.

    2. В середине 1970-х годов произошло  образование относительного избытка  ссудного капитала в развитых  странах в результате спада деловой активности и рециклирования нефтедолларов. Низкие процентные ставки, резкое повышение цен на международных рынках цен на минеральное сырье вызвало повышенное предложение и спрос на заемные средства , особенно со стороны развивающихся стран-нефтеимпортеров. Внешний долг развивающихся стран резко возрос: с 78,5 млрд в 1973 г. До 180 млрд в 1976 г., из которых почти 60% было представлено частными банками в форме синдицированных займов.

    Основная  доля международного банковского кредитования приходилась на страны Латинской  Америки (более 50%).

    3. Способность обслуживать долг  зависит от величины долга,  от условий заимствования, характера  использования займа, перспектив  развития заемополучателя и экономической обстановки. В начале 1980-х г. В условиях экономического кризиса, повышения курса доллара, процентов погашение основной части долга, выплата процентов и других платежей оказались непосильными для целого ряда стран.

    4. Образование кризиса внешней  задолженности сопровождался бегством  капитала за границу. По оценкам,  только за1976-1985 гг. страны с высокой  задолженностью в результате  бегства капитала потеряли 200 млрд. долл.

    Долговой  кризис оказал отрицательное влияние  на экономическое развитие стран-должников.

    Бремя долгов затормозило экономический  рост, привело к росту процентных ставок и вынуждало государство  использовать ссудный капитал для  финансирования внешних и внутренних дефицитов. Это обычно сокращало  возможности расширения капиталовложений.

    В результате в 1980-е годы кризисные  страны в 2-3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся  стран, не испытывавших трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был выше в 9-22 раза.

    Попавшие  в долговой кризис страны в елях выравнивания платежного баланса сократили  импорт, что в свою очередь повлекло сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов. Все это сдерживало рост производства и экспорта. В итоге из-за снижения темпов экономики кризисные страны оказались отброшенными на 10 лет по уровню экономического развития.

    Проблема  урегулирования долгового кризиса  представляет собой сложный процесс, в котором участвуют правительства  стран-кредиторов и заемщиков, МВФ, МБ, и крупнейшие частные банки.

    На  первом этапе 1983-1988 гг. происходило  ужесточение позиций стран-кредиторов. Правительства и ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Но должного результата это не принесло.

    В 1988г. Были объявлены предложения, получившее название план Брейди. План Брейди, признал, что крупные международные долги  не могут быть оплачены только за счет положительного сальдо платежных балансов стран-должников, не причиняя ущерба их экономическому развитию.

    Состояние международных долгов за 1990-2000-е  годы изменилось. Общий объем внешних  долгов значительно увеличился. Их мировой объем составляет порядка 20% ВМП.

    1990-е  годы характеризовались новыми  ситуациями в динамике международных  долгов: появилась новая группа  крупных должников страны –  СНГ. В 1999 г. Их внешний долг  достиг 222,8 млрд долл. Это создало  новое явление в глобальной  структуре рынка ссудного капитала, определяемое движением ссудного капитала с Запада на Восток. В ряде случаев бремя обслуживания долгов оказалось высоким для этих стран.

    В тяжелом положении оказались  многие беднейшие страны. В связи  с этим, в 1999 г. Развитые страны стали  снижать долги беднейших стран, находящихся в тяжелом положении  до уровня, обеспечивающего их устойчивое развитие. Тем не менее, общая сумма  долгов периферийных стран продолжала увеличиваться: с 2,5 до 3,2 трлн долл. в 2005 г., в 1,3 раза.

    В 2005 г. норма обслуживания долга снизилась  до 15%.

    Значительный  прогресс был достигнут в пересмотре частного долга латиноамериканских стран – Аргентины, Бразилии. В 2000 г. Величина обслуживания долга – 52%, в 2005 г. – понизилась до 35,6%.

    Страны  Тропической Африки имели саму высокую  долга – она превышала 70%. В  результате списания долгов и оживления  экономической деятельности бремя  внешних долгов африканских стран  снизилось до 11,2% в 2005 г.

 

     ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

    3.1 Взаимозависимый  характер решения  глобальных проблем

 

    Глобальные  проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует  кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто  блокируются экономически и политически  гонкой вооружений, региональными, политическими  и военными конфликтами. Осуществление  некоторых глобальных проблем в  ряде случаев упирается в ресурсное  обеспечение намечаемых программ. Отдельные  глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических  условиях жизни народов мира.

    Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются  мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.[10,с.650]

    Масштабность  и острота современных глобальных проблем требуют сложения усилий, конструктивных и решительных действий правительств, политических партий, общественных движений всех стран мира. Именно созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. Как добиться этого переворота, если он затрагивает экономические (материальные) интересы индивида, определенных групп людей и даже целых государств?

    В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция  высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:

    а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые  не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого  максимальной прибыли;

    б)решение  проблем обеспечения ресурсами  надо проводить за счет запасов сырья  и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков  аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;

Информация о работе Социальное обеспечение