Социальное обеспечение семей, имеющих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление сущностных тенденций формирования и реализации государственной политики Иркутской области в сфере защиты прав и интересов семей, имеющих детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 5
1.1 Социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющих детей: понятие, направления 5
1.2 Особенности реализации права семьи, имеющей детей, на государственную помощь в современной России 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 12
2.1 Меры государственной социальной помощи семьям, имеющим детей, в Иркутской области 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21

Вложенные файлы: 1 файл

семьи имеющие детей (1).docx

— 54.16 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 5

1.1 Социальная  политика государства по оказанию  помощи семьям, имеющих детей:  понятие, направления 5

1.2 Особенности  реализации права семьи, имеющей  детей, на государственную помощь  в современной России 11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 12

2.1 Меры государственной  социальной помощи семьям, имеющим  детей, в Иркутской области 12

ЗАКЛЮЧНИЕ 18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы улучшения положения  детей, семей с детьми являются приоритетными  в государственной социальной политике России.

На их решение ориентировал органы государственной власти и  общество Президент Российской Федерации  в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года.

В указанном Послании Президента Российской Федерации отмечено, что  дети в нашей стране должны полноценно развиваться, расти здоровыми и  счастливыми, стать ее достойными гражданами.

В 2011 году отмечались лучшие за последние 20 лет демографические  показатели. В стране родилось почти 1800 тыс. детей, продолжительность жизни населения практически достигла 70 лет, численность россиян достигла 143 млн. человек.

С 2011 года начата реализация второго этапа (2011-2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленного на закрепление положительных результатов по большинству показателей социального развития, создать условия для роста численности населения к 2025 году до 145 млн. человек.

Основной акцент сделан на принятии более активных мер по улучшению общего и репродуктивного  здоровья, особенно подрастающего поколения, а также по снижению смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте.

Объект исследования - система, государственной политики современной  России в сфере защиты прав и интересов  семей, имеющих детей.

Предмет исследования - процессы формирования и реализации государственной  политики современной России в сфере  защиты прав и интересов семей, имеющих детей.

Цель исследования - выявление  сущностных тенденций формирования и реализации государственной политики Иркутской области в сфере  защиты прав и интересов семей, имеющих детей.

Теоретической основой исследования послужили работы следующих авторов: В.В. Андропов, К.Н. Гусов, А.В. Пашков, Т.Ф. Романова, В.П. Юдин и другие. Нормативную  основу использования составили  Конституция РФ, Федеральные законы, подзаконные акты, указы Президента и Постановления Правительства  РФ, ведомственные акты, законодательство Иркутской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

1.1 Социальная политика  государства по оказанию помощи  семьям, имеющих детей: понятие, направления

 

Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.

Семейная  политика формируется как самостоятельное  направление социальной политики и  система целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в систему государственной  деятельности в качестве целостного объекта.

Семейная  политика может быть сформулирована как комплекс практические мер, представляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых - улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи  в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических  проблем семьи, направлена на более  полное удовлетворение семейных нужд.

По  своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи  в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной политики и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой семей, находящихся в  особо сложных обстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций  семейной политики и выполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающие патернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию, правовой, психологической, информационной поддержке семей.

Важным условием эффективности  семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности  социально-экономического, развития страны, исторического этапа трансформации  института семьи, моделей и структуры  семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стабилизации и развития института  семьи обусловливают необходимость  системного подхода к анализу  происходящих в нем процессов, выявления  характерных, устойчивых черт жизнедеятельности  семьи, закономерностей ее развития, оценки наиболее болезненных процессов.

Резкое сокращение рождаемости  и средней продолжительности  жизни как последствие социально-экономических  реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального  состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости1.

В этих условиях важнейшей  задачей, возведенной до уровня национального  интереса, выступает необходимость  формирования действенной системы  мер социальной защиты и поддержки  семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. В числе приоритетов  стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития РФ были определены:

- формирование системы  общественных и личностных ценностей,  ориентированных на семью с  двумя детьми и более;

- повышение материального  благосостояния, уровня и качества  жизни семьи;

- создание социально-экономических  условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких  детей, включая условия для  самореализации молодежи, в том  числе получение общего и профессионального  образования, работа с достойной  заработной платой, а также возможность  обеспечить семью соответствующими  жилищными условиями.

Анализ существующей ситуации социального  неблагополучия граждан, действенности  социальной защиты показывает, что  обострившиеся проблемы в этой области  требуют на сегодняшний день принятия кардинальных решений в пересмотре прежних взглядов на объект и субъект  социальной защиты, в переходе от функции  социального обеспечения к функции  социальной защиты и социальной поддержки, в совершенствовании организации  и менеджмента социальной работы.

Среди проблем, которые должны и  могут решаться незамедлительно: обеспечение  приоритетного права проживания ребенка в семье; создание материальных условий жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); улучшение  жилищных условий; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудных  жизненных ситуациях; поддержка  одаренных детей.

Проблемы длительного решения: формирование осознанного родительства; стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир семьи, основанный на общечеловеческих ценностях.

Законодательство Российской Федерации о государственных  пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации2 и состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 3, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Как указал Конституционный  Суд Российской Федерации в определении  от 2 октября 2003 г. № 382-О4, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. 39 (ч. 2), 71 (п. «в», «е»), 72 (пункты «б», «ж» ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2), законодателем. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться, в силу правовой позиции Конституционного Суда России, в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями5.

Идея материального стимулирования повышения рождаемости была озвучена и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г6. Как отмечено в Послании, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. Необходимость разработки эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности, была взята за основу концепции построения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»7.

По замыслу законодателя, Закон предусматривает формирование системы мер дополнительного  материального стимулирования граждан, имеющих детей. Вместе с тем буквальный анализ его положений позволяет  отметить, что названные меры имеют  выборочный характер как по своему содержанию, так и по субъектам материального обеспечения. Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей установленных Законом. Обеспечение реализации указанных мер будет осуществляться за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

 

1.2 Особенности реализации  права семьи, имеющей детей,  на государственную помощь в  современной России

 

В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер  по защите матери и ребенка и направленного  в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института  семьи в целом8. В истории государственной семейной политики нашей страны можно выделить три этапа:

1-й этап (1917 - 1930 г), характеризующийся  созданием работающим женщинам  условий для сочетания материнства  с трудом в условиях общественного  производства. Для них были установлены  отпуск по беременности (1,5 мес. - 2 мес.), пособие по беременности, оплачиваемые перерывы на кормление  ребенка (1,3 перерыва по 20 мин.) в  течение рабочего дня, был запрещен  труд женщины в шахтах.

2-й этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся  ориентацией на высокую рождаемость  и многодетность. В 1940 - 1944 гг. был  принят закон о выплате пособий  многодетным матерям, начиная  с 4-го ребенка, установлены  специальные награды; в 1944 г.  введен статус матери-героини;  с 1944 г. были введены пособия  одиноким матерям; в 1936 г. запрещены  аборты; с 1939 г. увеличились алименты  на детей.

Информация о работе Социальное обеспечение семей, имеющих детей