Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:52, реферат
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Для практического достижения
и решения социальных целей и
задач необходимо пересмотреть сложившееся
представление о предприятии. Очевидно,
что оно должно рассматриваться
как социально-экономическая
Мы полагаем, что социальная
сторона деятельности предприятия
требует более широкого подхода.
От учета социальных последствий
принимаемых технико-
Следовательно, единство корпоративных и государственных интересов требует от одних усилий в практической части, а от других - необходимого регулирования.
Предварительным условием развертывания
крупномасштабной работы по управлению
социальными процессами, ведущими к
цивилизованному социальному
Весомость и значимость создания
системы социального
Нарушение обеими сторонами
правовых норм социального партнерства
подвергается штрафам в размере
и порядке, установленным
Установление данной ответственности
в обеспечении использования
форм и методов социального
Так, представляется весьма интересной правовая норма, заложенная в Законе г. Москвы N 44 от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве", о создании более благоприятных условий организациям, заключившим коллективные договоры. Исходя из ст. 12 Закона, организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников в Правительстве Москвы, отраслевых и функциональных органах московской городской администрации и административных округов, объединениях работодателей, профсоюзах4.
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
ТК не содержит определения понятия уровней социального партнерства, но они упоминаются в ст. 26 ТК: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (в муниципальном образовании), уровень организации. Здесь нарушена логика, так как в одном перечне приводятся уровни, разделяемые по двум (независимым друг от друга) классификационным признакам (основаниям деления).
Первый признак - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ5 функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР в федеральных округах. Сегодня во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.
Второй признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются на всех территориальных уровнях. Кроме того, заключаются межотраслевые соглашения. На каждом территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. Поэтому ст. 26 ТК нуждается в уточнении.
В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой) уровень - это уровень, на котором заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.
С.Ю. Чуча предлагает включить в перечень корпоративный и международный уровни6. Соглашаясь с таким подходом, считаем включение международного уровня в ТК преждевременным, поскольку правовое регулирование отношений социального партнерства на этом уровне осуществляется преимущественно международными договорами РФ с учетом норм коллизионного трудового права, однако последнее, по нашему мнению, нельзя признать достаточно разработанным. Что касается корпоративного уровня, то его выделять сегодня вряд ли целесообразно в связи с тем, что он является объединением уровня организации, отраслевого, территориальных и международного уровней. Правовое обеспечение последнего, как отмечалось выше, является серьезной проблемой.
Предлагаем уточненную редакцию ст. 26 ТК "Уровни социального партнерства".
Территориальный уровень
социального партнерства - это часть
территории РФ, определенная в соответствии
с ее административно-
Система социального партнерства включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные уровни, а также уровень организации.
На федеральном, региональном
и территориальных уровнях
2.2 Понятие форм социального партнерства
Упоминание о формах социального
партнерства содержится в ст. 27 ТК:
1) коллективные переговоры по подготовке
проектов коллективных договоров, соглашений
и их заключению; 2) взаимные консультации
(переговоры) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных, непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
До принятия ТК участие
работников и их представителей в
управлении организациями считалось
одной из форм социального партнерства
в соответствии с Концепцией становления
и развития социального партнерства
в РФ, утвержденной Российской трехсторонней
комиссией по регулированию социально-
В перечне форм ст. 27 ТК названо участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Поскольку коллективные трудовые споры в судах не рассматриваются, здесь речь может идти только об индивидуальных трудовых спорах. Процедура формирования представительства сторон социального партнерства в досудебных органах разрешения индивидуальных трудовых споров (как и процедура их регулирования) закреплена в ст. 382 - 388 ТК. Порядок регулирования коллективных трудовых споров (исключая этап забастовки) также основан на началах социального партнерства - см. главу 61 ТК, и ее следует учесть в ст. 27 ТК. В связи с этим неточность, допущенную законодателем в формулировке ст. 27 ТК, необходимо исправить, изложив название формы в следующей редакции: участие представителей работников и работодателей в досудебном или внесудебном разрешении трудовых споров. При таком подходе досудебное разрешение будет характерно для индивидуальных, а внесудебное - для коллективных трудовых споров.
В Законе Ленинградской области
(ст. 4) впервые сформулировано нормативное
определение понятия форм социального
партнерства. Они определены как
конкретные виды осуществления взаимодействия
субъектов социального
В Комментариях к ТК8 формы
социального партнерства
В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также рассмотрены формы социального партнерства.
Понятие коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению (ст. 27 ТК)
Понятие участия работников, их представителей в управлении организацией (ст. 27 ТК). Вариант:
Участие представителей работников в органах управления организаций (законы Ивановской (ст. 4.1), Ленинградской (ст. 4) и Новосибирской (ст. 2) областей, Краснодарского края (ст. 5)). Очевидно, что это более узкая формулировка, но достаточно конкретная. Предлагаем ее включить в ст. 53 ТК.
Понятие участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК). Вариант: урегулирование коллективных трудовых споров (законы Ивановской (ст. 4.1) и Ленинградской (ст. 4) областей). Такая формулировка, по нашему мнению, неприемлема, поскольку не учитывает индивидуальные трудовые споры.
Анализ регионального законодательства о социальном партнерстве позволяет выделить формы, которые дополняют перечень ст. 27 ТК:
- обеспечение социально
ориентированной политики
- разработка, принятие и выполнение совместных решений (закон Московской области, ст. 5);
- выработка эффективных
методов регулирования
- совместная работа сторон
в комиссиях и других органах
(Закон Ивановской области, ст.
4.1; в законе Ленинградской
- совместная подготовка и внесение в законодательное собрание субъекта РФ проектов законов по социально- трудовым и экономическим вопросам (закон Краснодарского края, ст. 5);
- установление порядка
распространения действия
- содействие в реализации принятых социальных программ (закон Нижегородской области, ст. 3).
Основными недостатками рассмотренных
вариантов являются декларативность
ряда положений, привязка к органам,
их реализующим. Вместе с тем формы,
предусмотренные
Формы социального партнерства
- это конкретные виды взаимодействия
субъектов социального
Социальное партнерство
реализуется в следующих
1) коллективных переговоров
субъектов социального
2) взаимных консультаций
субъектов социального
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей
работников и работодателей в
досудебном или внесудебном (
5) иных формах, определенных
настоящим кодексом, законом субъекта
РФ, коллективным договором,
2.3 Понятие органов социального партнерства
Они названы в ст. 35 ТК
- единственной в главе 5 ТК. Такая
структура главы представляется
неудачной. Во-первых, органы социального
партнерства тесно связаны с
формами социального