Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.

Содержание

Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц партнёрство.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

Для практического достижения и решения социальных целей и  задач необходимо пересмотреть сложившееся  представление о предприятии. Очевидно, что оно должно рассматриваться  как социально-экономическая система, образуемая несколькими взаимозависимыми подсистемами: технической, технологической, организационной, экономической, социальной и экологической. Причем в социально  ориентированной рыночной экономике  приоритет должен быть отдан трем последним подсистемам.

Мы полагаем, что социальная сторона деятельности предприятия  требует более широкого подхода. От учета социальных последствий  принимаемых технико-технологических  и организационно-экономических  решений необходимо идти к созданию надежной системы, предусматривающей  проектирование техники, технологии, организации  производства, социальной инфраструктуры и окружающей среды с максимальным соответствием требованиям человека-работника.

Следовательно, единство корпоративных  и государственных интересов  требует от одних усилий в практической части, а от других - необходимого регулирования.

Предварительным условием развертывания  крупномасштабной работы по управлению социальными процессами, ведущими к  цивилизованному социальному партнерству, должно стать определение социального  уровня хозяйствующего объекта.

Весомость и значимость создания системы социального партнерства  поднимает гл. 9 ТК "Ответственность  сторон социального партнерства". В ст. 54 этой главы впервые устанавливается  ответственность обеих сторон социального  партнерства, а именно работников (их представителей) и работодателей (их представителей).

Нарушение обеими сторонами  правовых норм социального партнерства  подвергается штрафам в размере  и порядке, установленным законодательством. В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях конкретизируются отдельные нарушения и соответствующие  им штрафы.

Установление данной ответственности  в обеспечении использования  форм и методов социального партнерства  могло бы быть более эффективным, если бы законодатели учли опыт разработки соответствующих правовых норм на региональном уровне.

Так, представляется весьма интересной правовая норма, заложенная в Законе г. Москвы N 44 от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве", о создании более благоприятных условий организациям, заключившим коллективные договоры. Исходя из ст. 12 Закона, организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников в Правительстве Москвы, отраслевых и функциональных органах московской городской администрации и административных округов, объединениях работодателей, профсоюзах4.

 

2. Понятия уровней,  форм и органов социального  партнерства

 

2.1 Уровни социального  партнерства

 

ТК не содержит определения  понятия уровней социального  партнерства, но они упоминаются  в ст. 26 ТК: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (в муниципальном  образовании), уровень организации. Здесь нарушена логика, так как  в одном перечне приводятся уровни, разделяемые по двум (независимым  друг от друга) классификационным признакам (основаниям деления).

Первый признак - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект  РФ), муниципальный (город, район и  др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ5 функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР в федеральных округах. Сегодня во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.

Второй признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются  на всех территориальных уровнях. Кроме  того, заключаются межотраслевые  соглашения. На каждом территориальном  уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда. Поэтому  ст. 26 ТК нуждается в уточнении.

В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также  определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль  района, города), уровень организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой) уровень - это уровень, на котором заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.

С.Ю. Чуча предлагает включить в перечень корпоративный и международный уровни6. Соглашаясь с таким подходом, считаем включение международного уровня в ТК преждевременным, поскольку правовое регулирование отношений социального партнерства на этом уровне осуществляется преимущественно международными договорами РФ с учетом норм коллизионного трудового права, однако последнее, по нашему мнению, нельзя признать достаточно разработанным. Что касается корпоративного уровня, то его выделять сегодня вряд ли целесообразно в связи с тем, что он является объединением уровня организации, отраслевого, территориальных и международного уровней. Правовое обеспечение последнего, как отмечалось выше, является серьезной проблемой.

Предлагаем уточненную редакцию ст. 26 ТК "Уровни социального партнерства".

Территориальный уровень  социального партнерства - это часть  территории РФ, определенная в соответствии с ее административно-территориальным  делением на основании нормативных  правовых актов РФ (Конституции, указов президента, постановлений правительства, уставов субъектов РФ, муниципальных  образований и организаций).

Система социального партнерства  включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные уровни, а также уровень организации.

На федеральном, региональном и территориальных уровнях могут  заключаться отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения, а  в организациях - коллективные договоры.

 

2.2 Понятие форм  социального партнерства

 

Упоминание о формах социального  партнерства содержится в ст. 27 ТК: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

До принятия ТК участие  работников и их представителей в  управлении организациями считалось  одной из форм социального партнерства  в соответствии с Концепцией становления  и развития социального партнерства  в РФ, утвержденной Российской трехсторонней  комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) в 1996 г7.

В перечне форм ст. 27 ТК названо  участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Поскольку  коллективные трудовые споры в судах  не рассматриваются, здесь речь может  идти только об индивидуальных трудовых спорах. Процедура формирования представительства  сторон социального партнерства  в досудебных органах разрешения индивидуальных трудовых споров (как  и процедура их регулирования) закреплена в ст. 382 - 388 ТК. Порядок регулирования коллективных трудовых споров (исключая этап забастовки) также основан на началах социального партнерства - см. главу 61 ТК, и ее следует учесть в ст. 27 ТК. В связи с этим неточность, допущенную законодателем в формулировке ст. 27 ТК, необходимо исправить, изложив название формы в следующей редакции: участие представителей работников и работодателей в досудебном или внесудебном разрешении трудовых споров. При таком подходе досудебное разрешение будет характерно для индивидуальных, а внесудебное - для коллективных трудовых споров.

В Законе Ленинградской области (ст. 4) впервые сформулировано нормативное  определение понятия форм социального  партнерства. Они определены как  конкретные виды осуществления взаимодействия субъектов социального партнерства  в целях формирования и реализации согласованной социально-экономической  и социально-трудовой политики.

В Комментариях к ТК8 формы  социального партнерства определяются как способы осуществления социального  партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений. Данное определение представляется нам  более приемлемым. Предлагаем уточнить и включить эту дефиницию в  ст. 27 ТК.

В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также  рассмотрены формы социального  партнерства.

Понятие коллективных переговоров  по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению (ст. 27 ТК)

Понятие участия работников, их представителей в управлении организацией (ст. 27 ТК). Вариант:

Участие представителей работников в органах управления организаций (законы Ивановской (ст. 4.1), Ленинградской (ст. 4) и Новосибирской (ст. 2) областей, Краснодарского края (ст. 5)). Очевидно, что это более узкая формулировка, но достаточно конкретная. Предлагаем ее включить в ст. 53 ТК.

Понятие участия представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК). Вариант: урегулирование коллективных трудовых споров (законы Ивановской (ст. 4.1) и Ленинградской (ст. 4) областей). Такая формулировка, по нашему мнению, неприемлема, поскольку не учитывает  индивидуальные трудовые споры.

Анализ регионального  законодательства о социальном партнерстве  позволяет выделить формы, которые  дополняют перечень ст. 27 ТК:

- обеспечение социально  ориентированной политики экономических  преобразований, направленной на  стабилизацию и подъем отечественного  производства (закон Калужской области,  ст. 3);

- разработка, принятие и  выполнение совместных решений  (закон Московской области, ст. 5);

- выработка эффективных  методов регулирования социально-трудовых  отношений (закон Новосибирской  области, ст. 2);

- совместная работа сторон  в комиссиях и других органах  (Закон Ивановской области, ст. 4.1; в законе Ленинградской области  (ст. 4) эти органы называются: комитеты, фонды, создаваемые исполнительными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления);

- совместная подготовка  и внесение в законодательное  собрание субъекта РФ проектов  законов по социально- трудовым и экономическим вопросам (закон Краснодарского края, ст. 5);

- установление порядка  распространения действия соглашения  на работодателей, не участвующих  в заключении данного соглашения, и на организации, не имеющие коллективных договоров, установление порядка присоединения к соглашениям (закон Новосибирской области, ст. 2);

- содействие в реализации  принятых социальных программ (закон  Нижегородской области, ст. 3).

Основными недостатками рассмотренных  вариантов являются декларативность  ряда положений, привязка к органам, их реализующим. Вместе с тем формы, предусмотренные законодательством  субъекта РФ, расширяют возможности  сторон по сравнению со ст. 27 ТК. Сформулированный в ст. 27 ТК как исчерпывающий перечень форм социального партнерства расширяется  как самим ТК (см., например, ст. 53), так и законами субъектов РФ о  социальном партнерстве, так и практикой. В связи с этим целесообразно  предусмотреть в ТК возможность  расширения перечня, указанного в ст. 27 ТК9.

Формы социального партнерства - это конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства  в целях согласованного регулирования  трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, предупреждения и разрешения трудовых споров

Социальное партнерство  реализуется в следующих формах:

1) коллективных переговоров  субъектов социального партнерства  по разработке и заключению  коллективных договоров и соглашений;

2) взаимных консультаций  субъектов социального партнерства  по вопросам регулирования трудовых  и иных, непосредственно связанных  с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников  и совершенствования трудового  законодательства;

3) участия работников, их  представителей в управлении  организацией;

4) участия представителей  работников и работодателей в  досудебном или внесудебном (выделено  автором) разрешении трудовых  споров;

5) иных формах, определенных  настоящим кодексом, законом субъекта  РФ, коллективным договором, соглашением  или локальным нормативным актом  организации.

 

2.3 Понятие органов  социального партнерства

 

Они названы в ст. 35 ТК - единственной в главе 5 ТК. Такая  структура главы представляется неудачной. Во-первых, органы социального  партнерства тесно связаны с  формами социального партнерства  и от них неотделимы. Например, органом  для ведения коллективных переговоров  является паритетная комиссия сторон, органом досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров в организациях является паритетная комиссия по трудовым спорам (КТС) и т.п. Во-вторых, в ст. 35 упоминаются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Другие органы (а их немало) в ней не названы, например примирительная комиссия, трудовой арбитраж, координационные комитеты содействия занятости населения, комитеты (комиссии) по охране труда10. Комментарии  к ТК11, С.Ю. Чуча12 также называют указанные  выше органы.

Информация о работе Социальное партнёрство