Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:52, реферат
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Поэтому предлагаем понятие "органы" определять в соответствующих главах ТК применительно к каждой из форм социального партнерства, как это сделано, например, в главе 60 ТК (ст. 382 "Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров"). При таком подходе ст. 35 делится на 2 части, одна из которых включается в ст. 37 ТК, а другая - в ст. 47 ТК, поэтому предлагаем объединить главы ТК 3 - 5 в одну главу 3 "Общие понятия".
2.4 Основные направления
совершенствования системы
Общая стратегия развития
социального партнерства в
1. Совершенствование
Эффективная реализация целей
и задач социального
На первом этапе органы
местного самоуправления с помощью
областных объединений
Следующим этапом является
создание трехсторонних комиссий по
регулированию социально-
Проводимая работа должна способствовать повышению авторитета этих комиссий и соглашений, расширению зоны их влияния на организации всех форм собственности и социальные группы населения.
Успех в развитии партнерских отношений во многом зависит от обеспечения установленного законом порядка разрешения конфликтных ситуаций и возникающих трудовых споров. Это предполагает необходимость повышения роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских, районных групп экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.
Становление взаимодоверительных отношений партнеров возможно лишь при системном подходе - регулярном совместном анализе положения в социально-трудовой сфере территории, обобщении результатов партнерства, своевременном устранении сдерживающих факторов путем принятия соответствующих законов Самарской области и других нормативно-правовых актов.
Исходя из важности проведения
согласованной социально-
2. Совершенствование научно-
Коллективно-договорное регулирование
трудовых отношений требует реализации
решений и рекомендаций Международной
организации труда, опыта работы
профсоюзов зарубежных стран, общественных
организаций, проведения научного анализа
эффективности системы
Предстоит разработка методик, положений, рекомендаций и пособий по формированию сторон социального партнерства, ведению переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, заключению и выполнению соглашений и коллективных договоров, регистрации и распространению их действия, способам разрешения коллективных трудовых споров.
Особенно важной представляется разработка научно-методических подходов к формированию правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих работодателей вступать в партнерские отношения с работниками, их представителями и органами местного самоуправления, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для осуществления мероприятий, предусмотренных соглашениями и коллективными договорами.
Для решения этих проблем используются возможности научных учреждений.
Дальнейшее развитие системы
предполагает обобщение и использование
опыта партнерской
Для организации информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также при их реализации широко используются возможности средств массовой информации - областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.
3. Подготовка кадров для
системы социального
Кадровое обеспечение
работы по социальному партнерству
предполагает разработку и осуществление
согласованной со сторонами программы
различных форм обучения, повышения
квалификации работников органов исполнительной
власти (местного самоуправления), объединений
работодателей, профсоюзов, занимающихся
вопросами социального
4. Финансовое обеспечение
Становление и функционирование
системы социального
Финансовые затраты для
обеспечения деятельности трехсторонних
комиссий по регулированию социально-
Финансирование осуществляется на основании соглашения сторон социального партнерства по этому вопросу.
3. Роль государства
в механизме социального
3.1 Государство и социальное партнерство
Роль государства в функционировании механизма социального партнерства определяется общим характером взаимоотношений государства и гражданского общества в демократически организованном социуме. Государство как политическая организация публичной власти выполняет по отношению к гражданскому обществу две функции: а) осуществляет управление гражданским обществом, в том числе правовое регулирование общественных отношений; б) сотрудничает с институтами гражданского общества в рамках социального партнерства.
В процессе реализации первой функции государство:
- определяет правовое
положение постоянно
- устанавливает принципы
и правила ведения
- определяет легитимных представителей сторон и их правовой статус;
- закрепляет принципы и (в определенной степени) пределы коллективно - договорного регулирования;
- регламентирует порядок
разрешения коллективных
Правовое обеспечение
коллективно - договорного регулирования
создается на основе требований Конвенции
МОТ N 154 о коллективных переговорах
(1981), предусматривающей
Государственное регулирование коллективно - договорного процесса (включая разрешение коллективных трудовых споров) имеет целью:
а) упорядочить отношения социальных партнеров;
б) стимулировать развитие коллективно - договорного регулирования;
в) способствовать достижению фактического равенства партнеров путем установления специальных гарантий для представителей работников.
К государственным мерам,
направленным на поддержку коллективных
переговоров, относятся также
В России при довольно развитом трудовом законодательстве коллективно - договорное регулирование активно используется именно для повышения уровня гарантий трудовых прав, установления льгот и преимуществ.
Второй косвенный регулятор,
который направлен на достижение
сторонами соглашения, - это существование
государственной системы
Выполнение второй функции
государства - сотрудничество с институтами
гражданского общества - происходит путем
участия соответствующих
В юридической литературе
высказано мнение о том, что в
механизме коллективно - договорного
регулирования трудовых отношений
государство выполняет особую роль
- роль социального партнера. При
этом "государство как социальный
партнер в правовом механизме
социального партнерства
Приведенное утверждение
представляется несколько преувеличенным.
Социальное сотрудничество предполагает
наличие равноправных партнеров, однако
означает ли это, что государство
в коллективно - договорном процессе
выступает в иной ипостаси, нежели
носитель публичной власти? Ответ
на этот вопрос, думается, должен быть
отрицательным. Государство вступает
в партнерские отношения
Отметим также, что в системе
социального партнерства