Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:52, реферат
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
3.2 Роль государства
в системе социального
Роль государства в
системе социального
В коллективно - договорном
процессе государство представлено
органами исполнительной власти: Правительством,
Министерством труда и
В законодательстве (гл. 5 разд. I ГК РФ) и научных исследованиях последних лет избран первый вариант.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования признаются субъектами гражданского права. От их имени действуют органы государственной власти в рамках их компетенции (ст. 125 ГК).
Авторы "Курса российского
трудового права" связывают процесс
трансформации российского
Признание (или непризнание)
государства особым субъектом трудового
права имеет большое
Роль этих органов, участвующих в коллективных переговорах, сводится к выполнению двух задач. Во-первых, они помогают сторонам достичь соглашения. Во-вторых, представляют и защищают на переговорах общественные интересы.
Выполнение первой, посреднической, задачи подчеркивает организующее значение государственных органов (и органов местного самоуправления). На первый план выступают интересы труда и капитала, государство помогает сбалансировать эти интересы, добиться социального мира. Недаром зарубежные ученые рассматривают трехсторонние переговоры как процесс с участием социальных партнеров (то есть основных действующих лиц) и государства, занимающего позицию "независимого доброжелателя".
Своеобразное посредничество, осуществляемое органами исполнительной власти и местного самоуправления, отражает процедурный аспект их участия в переговорах: создание комиссий по ведению коллективных переговоров, организация регулярных заседаний, предоставление необходимой информации и т.п.
В противовес этому выполнение
второй задачи - охраны общественных интересов
- предполагает более серьезное вмешательство
в процесс формирования конкретных
положений соглашения. Стало аксиомой
утверждение о том, что защита
общественных интересов при заключении
коллективных соглашений должна предотвращать
серьезные экономические
Приоритетами правительства
(и других государственных органов)
признается обеспечение экономического
роста, полной занятости и стабильных
цен. Эти цели достигаются в основном
регулированием доходов трудящихся,
а именно - путем сдерживания повышения
заработной платы. Дело в том, что
увеличение издержек на рабочую силу
без адекватного повышения
В России указанный подход к защите общенациональных интересов неприменим по целому ряду причин, главная из которых - отсутствие эффективно функционирующих рыночных механизмов. Экономические исследования подтверждают, что создание подлинно рыночной экономики и интеграция в международный рынок - дело будущего. Уровень оплаты труда в стране чрезвычайно низок. Собственно, за счет фактического замораживания заработной платы и задержек ее выплаты решаются другие экономические проблемы. Кроме того, в соглашениях зачастую содержатся лишь рекомендательные положения о заработной плате или отсылки к коллективным договорам. В ряде отраслей сформировалась тенденция регулирования заработной платы на локальном уровне, что вполне соответствует общему правилу, отмеченному исследователями: при ухудшении экономической ситуации происходит "децентрализация" коллективно - договорного регулирования, его центр перемещается из отрасли или территории в организацию.
В чем же заключаются
Таким образом, в отличие
от стран с развитой рыночной экономикой
акцент переносится на решение социальных
проблем. То есть государство скорее
проводит патерналистскую политику,
столь привычную как
В качестве еще одного аспекта охраны общегосударственных интересов на коллективных переговорах нужно назвать контроль за расходованием бюджетных средств. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года внес в ст. 18 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" дополнение, предписывающее заключать соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти.
Это тоже особенность, свойственная лишь российскому обществу, сохранившему большое количество государственных предприятий и традиции их серьезной финансовой поддержки.
Гипотетически можно предположить,
что в число общенациональных
приоритетов должна входить и
определенная стандартизация условий
труда. В России она обеспечивается
главным образом
Определив роль органов государственной власти в процессе подготовки и заключения соглашений, необходимо уделить внимание юридическому опосредованию этой роли, а именно - правовым последствиям заключенного соглашения для упомянутых органов.
В зарубежной литературе общепризнано,
что государство, выполняя посредническую
роль, способствует выработке согласованных
решений, но никаких конкретных обязательств
на себя не принимает. Редким исключением
можно признать рамочное соглашение
по заработной плате и трудовым отношениям,
заключенное итальянским
В России все складывается несколько иначе. Статья 18 Закона "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает, что соглашения могут заключаться на двух- и трехсторонней основе. Статья 19 упомянутого закона перечисляет участников различного вида соглашений, в числе которых Правительство, Министерство труда и т.п. Анализ этих норм приводит к выводу о том, что органы государства (и местного самоуправления) являются "равноправными" участниками переговоров, хотя решение вопроса о заключении двух - или трехстороннего соглашения все-таки относится к компетенции сторон - работодателей и работников.
Вместе с тем коллективный
трудовой спор по поводу заключения, изменения
или выполнения соглашений возникает
между работниками и
Отраслевые и региональные соглашения также содержат аналогичные положения.
Сложившееся положение в полной мере отражает укоренившиеся традиции государственного патернализма, от которого государство еще не может, а гражданское общество еще не хочет отказаться. С одной стороны, государственные органы стремятся сохранить контроль над ключевыми сферами общественной жизни. Следует подчеркнуть, что в переходный период существует и объективная необходимость активного государственного вмешательства как в экономику, так и в социальную сферу для смягчения последствий кардинальных реформ. С другой стороны, государственные структуры испытывают давление профсоюзов и работодателей, которые заинтересованы в осуществлении социальной защиты населения исключительно силами и средствами государства. Для профсоюзов государственные обязательства являются более надежными, чем обязательства работодателей, а работодателей они избавляют от лишних затрат.
Сложившаяся ситуация хотя и имеет свои, вполне понятные, причины, заводит коллективно - договорный процесс в тупик. Договорное регулирование превращается в юридически необъяснимый феномен. На практике обязательственная часть соглашений исполняется не только работодателями, но и Правительством, Минтрудом, другими органами государственной власти. В то же время никакой юридической ответственности за невыполнение обязательств указанные органы не несут.
В результате извращается сущность коллективно - договорного регулирования. Главным участником сотрудничества становится государство.
Видимо, в сложившихся
условиях целесообразно завершить
законодательное закрепление
Участие государства в
социальном партнерстве имеет еще
один, не упомянутый до сих пор, аспект.
Некоторые исследователи