Социальное сиротство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Вот основные виды сиротства:
собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;
дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
дети родителей, лишенных родительских прав;
дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
домашние сироты – дети, имеющие родителей, которым не до ребенка, живущего с ним.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная соц работа.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Еще одно направление работы в системе профилактики социального  сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей. Под неблагополучной  семьей мы понимаем семью, в которой  ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому  обращению.

Число таких семей значительно  возрастает, что ведет к увеличению числа родителей лишенных родительских прав.

Сегодня в поле зрения специалистов в основном попадают семьи с тяжелой  степенью неблагополучия, что существенно  ограничивает возможности специалистов по оказанию помощи детям и родителям. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие механизмов раннего выявления  неблагополучных семей и матерей  группы риска по отказу от новорожденного ребенка. Безусловно, более эффективной  является работа с семьями в начальной  и средней степени асоциальности, с использованием восстановительных  технологий. Для работы с тяжелыми неблагополучными семьями должны создаваться  многопрофильные службы сопровождения, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающие семье  преодолевать существующие трудности  и обеспечивать ребенку нормальные социальные и биологические условия  существования. Своевременная поддержка, оказываемая семье, помогает предотвратить  развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение. К сожалению, в нашей стране практически нет структур, которые занимаются родителями, лишенными или находящимися под угрозой лишения родительских прав. Так, например, в течение 2004 г. в России только 5,6% детей было возращено биологическим родителям, в том числе в связи с восстановлением в родительских правах. Однако опыт показывает, что при целенаправленных усилиях, направленных на восстановление семейных связей такая работа может быть более эффективной.

Требует реформирования, усовершенствования и существующая система государственного устройства детей-сирот, предполагающая создание условий для эффективного сопровождения социально-личностного  развития ребенка-сироты в условиях учреждения для детей-сирот и  в постинтернатный период.

Воспитание детей-сирот  в условиях государственных учреждений, к сожалению, не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной интеграции. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем в более  длительной изоляции он находится в  учреждении, тем сильнее выражены деформации по всем направлениям психического развития. С каждым годом увеличивается  количество детей-сирот с низким уровнем интеллектуального развития, недостаточностью эмоционально-волевой  и мотивационной сфер, устойчивыми  формами эгоцентричного и потребительского отношения к жизни, сложившимся  девиантным поведением, которое сочетается с отклонениями как в психическом, так и в личностном развитии. Низкая социальная компетентность, неуверенность в себе или отрицание себя как личности, выученная беспомощность, пассивная позиция по отношению к миру и самому себе, перегруженность негативным опытом, все это к сожалению характерно для воспитанников интернатных учреждений.

Выпускники детских домов  и школ-интернатов чаще своих сверстников  оказываются участниками или  жертвами преступлений, труднее находят  и чаще теряют работу или жилье, с  трудом создают семью, более склонны  к делинквентному поведению. Их вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

Все это обуславливает  приоритетность семейных форм жизнеустройства  детей-сирот, создающих более благоприятные  условия для их социального и  личностного развития, хотя и здесь  есть свои трудности, причинами которых  является отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс помещения  ребенка в семью на воспитание, недостаточная разработанность  форм семейного воспитания (патронатное  воспитание, семейные воспитательные группы), низкая мотивация потенциальных  замещающих родителей на принятие ребенка  в семью, отсутствие систематической помощи этим семьям. Поэтому недопустимо искусственное форсирование темпов передачи детей в семьи и уменьшение численности детей в учреждениях для детей-сирот за счет некачественного подбора кандидатов в замещающие родители. Практика работы показывает, что в замещающие семьи, как правило, принимают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое количество подростков продолжает оставаться в государственных учреждениях. В связи с этим остается востребованной и работа государственных учреждений для детей - сирот. Однако, существующая система сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты нуждается в совершенствовании.

И последнее направление  деятельности – научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства  должно определять направления и  тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов.

Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления  социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью  и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе  комплексного научного сопровождения  сдерживает развитие системы преодоления  семейного неблагополучия и социального  сиротства.

Перечисленные меры носят  комплексный характер и при планомерной  реализации могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.


Информация о работе Социальное сиротство России