Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:36, курсовая работа
Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является определение перспектив развития социального страхования в России.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
- выявить основные проблемы и предложить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Цели и принципы социального страхования
1.2 Становление социального страхования в России
РЗДЕЛ 2. Существующая система социального страхования России: характеристики и основные проблемные узлы
2.1 Действующие виды социального страхования в РФ
2.2 Правовая основа социального страхования в РФ
2.3 Экономические категории социального страхования в РФ
2.4 Основные проблемы системы социального страхования в России
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов.
Новая модель социального страхования потребует повышения демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация еще не присоединилась. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере – злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки
В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.
Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере – злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.
Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Страховые взносы работодателей на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (0,2 – 8,5% к ФОТ) |
ЕСН (26,9% к ФОТ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальное страхование работников (3,2% к ФОТ) |
Пенсионное страхование работников (20% к ФОТ) |
Медицинское страхование работников (2,8% к ФОТ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6% |
14% |
0,8% |
2,0% | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов федерации (платежи за неработающее население) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фонд социального страхования |
Пенсионный фонд РФ |
Федеральный фонд ОМС |
Территориальные Фонды ОМС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1 Изменение совокупных ставок взносов работодателей и работников на обязательное социальное страхование в России в 1991-2005 г.г.
Рис. 2 Динамика изменения коэффициента замещения (отношения средней пенсии к средней заработной плате)