Социальное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является определение перспектив развития социального страхования в России.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, виды, формы, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
- выявить основные проблемы и предложить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Цели и принципы социального страхования
1.2 Становление социального страхования в России
РЗДЕЛ 2. Существующая система социального страхования России: характеристики и основные проблемные узлы
2.1 Действующие виды социального страхования в РФ
2.2 Правовая основа социального страхования в РФ
2.3 Экономические категории социального страхования в РФ
2.4 Основные проблемы системы социального страхования в России
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ПСО.docx

— 140.92 Кб (Скачать файл)

Формирование новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов.

Новая модель социального страхования потребует повышения демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация еще не присоединилась. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере – злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы. Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно.

Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере – злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования;
  2. Закон Российской Федерации от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  4. Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года № 17-О (по жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  6. Аналитический вестник №5 (257). Среднесрочная перспектива финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов. Комитет Совета Федерации по социальной политике. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2009, С.20-23.
  7. Аналитическая записка Счетной палаты Российской Федерации по результатам анализа эффективности действующей процедуры исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога (Письмо Счетной палаты Российской Федерации от 15.04.2009 г. № 01-494/14 –1).
  8. Концепция совершенствования системы социального страхования в России на 2010 год
  9. Отечественная система социального страхования: требуется срочная модернизация // Человек и труд, №6, 2009.
  10. Пересмотренная стратегия социальной сплоченности. Европейский Комитет по вопросам социальной сплоченности (РТСС). Страсбург, 27 апреля 2009 года. CDCS (2004) 10.
  11. Роик В.Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. 2002, № 8; Социальные экономические параметры реформирования социального страхования: состояние, проблемы и пути решения. Материалы Института социальной политики Академии труда и социальных отношений. Руководитель темы Д.Ф.Шавишвили. Москва, 2009.
  12. Система социального страхования: почему и как ее надо реформировать// Человек и труд, №3, 2008, С. 9-16.
  13. Сценарные условия социально-экономического развития и основные показатели сводного баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года. Минэкономразвития России, М., апрель, 2008, С.18.
  14. Финансовое обеспечение пенсионных систем. Международная организация труда. Издание: Бюро МОТ в Москве. 2009, сс. 12-36, 69-86; Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики – на примере Федеративной Республики Германии. Кельн, 2008, с. 8-27.
  15. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики – на примере Федеративной Республики Германии / Общество теории и практики страхования, Кельн, 2009. С. 85.
  16. United Nations Development Program, Human Development Repot 2001, Oxford, N.Y., 2001, Table12, P.182.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Страховые взносы работодателей на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

(0,2 – 8,5% к ФОТ)

ЕСН (26,9% к ФОТ)

Социальное страхование работников

(3,2% к ФОТ)

Пенсионное страхование работников (20% к ФОТ)

Медицинское страхование работников (2,8% к ФОТ)

6%

14%

0,8%

2,0%

               
                 
   

Федеральный бюджет

         

Бюджеты субъектов федерации (платежи за неработающее население)

 
               
               

Фонд социального страхования

 

Пенсионный фонд РФ

 

Федеральный фонд ОМС

 

Территориальные Фонды ОМС

 
             
  • страхование от несчастных случаев на производстве
  • оплата временной нетрудоспособности
  • оздоровление застрахованных и членов их семей
 
  • социальная пенсия
  • базовая часть пенсии
  • страховая и накопительная части пенсии
 
  • оплата медицинской помощи по базовой программе ОМС для работающего и неработающего населения

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Рис. 1 Изменение совокупных ставок взносов работодателей и работников на обязательное социальное страхование в России в 1991-2005 г.г.

 

Рис. 2 Динамика изменения коэффициента замещения (отношения средней пенсии к средней заработной плате)

 


Информация о работе Социальное страхование в России