Социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Управление - это внутреннее свойство общества, вытекающее из его
системной природы, общественного характера труда, процесса общения людей в труде и жизни, и оно является результатом потребностей обмена продуктами материальной и духовной деятельности. Управление присуще обществу на любом этапе его развития. Это обусловлено общественным характером труда людей, который немыслим без определенного уровня организации и разделения труда. В системе общественного разделения труда люди делятся на тех, кто управляет, и тех, кто исполняет какие-то решения. То есть труд делится на управленческий и исполнительский.

Содержание

Предмет социального управления и его объективные предпосылки……….3-8
Структура социального управления………………………………………….9-12
Типы, принципы социального управления и требования к управленческим кадрам…………………………………………………………………………13-16
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

t8_Sotsiologia_.docx

— 33.75 Кб (Скачать файл)

    Содержание социально-экономической функции социального управления состоит в регулировании положения, роли человека в системе социально-экономических отношений, направлении и стимулировании процессов социально-экономической деятельности людей, социальном контроле за выполнением намеченных социально-экономических программ. Социально-экономическая функция находится в тесном единстве с социально- политической функцией управления. Взаимно определяя друг друга, эти функции приводят в движение социальные силы общественного развития, повышают их эффективность. Экономика обусловливает политическую деятельность, возможные политические действия. Однако ведущая роль с точки зрения управления принадлежит политике, которая является наиболее активным средством преобразования общества.

      Социально-политическая  функция управления имеет две  стороны. Одна

отражает содержание политики, выражающееся в ее социальных целях  и про-

ведении их в жизнь. Другая показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросом неизменно остается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социально-политической функции с точки зрения механизмов ее реализации. Задача социально-политической функции управления состоит в  поиске путей и способов согласования индивидуальных, коллективных и общих  интересов; обеспечении стабильности общественного развития.

        В  решении названной задачи социальное  управление использует субъек-

тивные факторы поведения  человека и его отношения к  деятельности. Эта сторона определяет содержание духовно-идеологической функции  социального управления. Одним из мощных факторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющееся в виде идеальных  образов, стремлений и становящееся идеальной силой. Овладевая миллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу, в мощное средство преобразования жизни. Ядром общественного  и индивидуального сознания выступает  мировоззрение, представляющее собой  систему взглядов на окружающий мир  и место в нем человека. Для  формирования определенного мировоззрения  в сознании людей необходима совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического образования и воспитания, организации людей, их включения в общественную жизнь. Все это и составляет содержание духовно-

идеологической функции  управления.

     Социальная функция управления в собственном ее понимании осущест-

вляется посредством регулирования  отношений между отдельными общностями людей и личностью в соответствии с главными целями развития общества. Определение конкретного содержания этих целей, путей и средств их реализации составляет сущность социальной функции управления. Процесс развития и саморазвития человека, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей протекает в условиях постоянных объективно возникающих противоречий. Социальная функция управления и состоит в обеспечении эффективного разрешения этих противоречий.

      Управленческие  отношения имеют свою структуру.  Ее содержание определяется связями  между субъектами управленческой  деятельности в процессе реализации  целей функционирования и развития  объекта управления. Эти связи  реализуются в конкретных видах  управленческих отношений: отношениях  централизма и демократии, субординации  и координации, отношения ответственности,  состязательности и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы, принципы социального  управления и требования к управленческим кадрам

     Под принципами  управления понимаются исходные, основополагающие требования, которыми  руководствуется субъект социального  управления. В принципах социального  управления выражаются необходимые  основания деятельности органов  управления и самоуправления, руководящих  кадров, субъектов управленческих  отношений.

      Принципы  социального управления – это  исходные основные правила, руководящие  установки, нормы деятельности  по упорядочению системы социальных  отношений и управлению социальными  процессами. В теории и практике  социального управления выделяются  принципы политического подхода,  объективности, комплексности и  системности, демократического централизма,  основного звена, гласности и  др.

    Принцип  политического подхода в социальном управлении определяется

многообразием интересов  общества, его социальных целей. Сущность этого

подхода заключается в  сочетании общих интересов, коллективных и индивидуальных, а так же в  оценке самих социальных явлений  как объектов управления, через их социально-групповое, социально-классовое, общечеловеческое содержание. Определение  целей и задач социального  управления - дело, прежде всего политическое. Согласно принципу объективности, суть управления сводится к достижению соответствия действий субъекта управления требованиям  объекта управления, соответствия управленческой деятельности объективным законам  его функционирования и развития. Строгое следование требованиям  объективных закономерностей, учет имеющихся возможностей, действительного  состояния социальных процессов  составляет содержание принципа объективности.

Принцип комплексности  и системности. Социальное управление долж-

но рассматривать всю  совокупность факторов развития общества и общностей людей, взаимосвязь производственно-технических, экономических, социальных, духовных явлений и процессов, характер их взаимодействия и связей как во времени, так и в пространстве.

       Социальное управление должно базироваться на системном принципе,

суть его заключается  в объединении - при соответствующей  дифференциации отдельных взаимообусловленных видов деятельности, необходимых для реализации конкретных целей. Принцип системности предполагает связь планов подразделений в единую целевую программу. Подход к управлению должен носить не только системный, но и комплексный характер. Под комплексностью социального управления понимается учет всех аспектов рассматриваемой проблемы.

      Принцип демократического централизма. Его суть состоит в сочетании

централизма, единоначалия строгой дисциплины с широкими полномочиями

местных органов, привлечением масс к участию в управлении. Самое  сложное в социальном управлении - оптимальное сочетание меры централизма  и демократизма. Оптимальность в  реализации этого принципа достигается  тогда, когда централизация в  управлении не абсолютизируется, а  осуществляется на широкой самоуправленческой основе. Иначе демократизм в управлении становится формальным, возникает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица или группы лиц, а с нею  и злоупотребления властью. Абсолютизация  демократизма ведет к анархии, а  абсолютизация централизма к  культу личности.

     Принцип  гласности. Без гласности нет и не может быть демократизма, участия масс в управлении. Гласность защищает общество от вседозволенности и безнаказанности различных групп и отдельных лиц. Гласность в социальном управлении - это обеспечение доступности обсуждения и компетентного участия сотрудников в принятии управленческих решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения. Гласность выступает как инструмент реализации прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления.

      Принцип организации процесса  управления. К принципам, обеспечиваю-

щим эффективную работу механизма  социального управления, относится  принцип основного звена. Основное звено объединяет, интегрирует систему  в единое целое, обеспечивает функционирование и развитие этой системы.

       Принцип конечно-целевой направленности  социального управления. Известно, что поставленная цель определяет способ и характер действий. Цель находится в центре внимания субъекта управления, и ее достижение служит мерилом качества и эффективности выполняемой управленческой работы.

     Существует  множество факторов, о которых  управленец должен знать, занимаясь  каждодневными делами. Некоторые  исследователи выделяют до 60 переменных  в одной лишь сфере организации  производства. Мы же остановимся  на перечислении самых необходимых  качеств управленца, характеризующих  демократический стиль управления:

- высокий профессионализм,  компетентность;

- коллективная выработка  управленческого решения;

- ответственность, конкретность  и результативность;

- высокая работоспособность,  целеустремленность;

- чувство нового и умение  рисковать;

- доступность любому работнику,  доброжелательность в общении  с персона-

лом;

- использование разнообразных  систем поощрения подчиненных;

- неприятие кабинетного  стиля управления, обсуждение проблем  на местах,

умение слушать и слышать;

- лояльное отношение к  оппонентам в спорах;

- делегирование полномочий  исполнителям;

- доверие в отношениях  с сотрудниками;

- предпочтение устной  информации перед письменной;

- не искать виновных  в критических ситуациях;

- выдвигать на ответственные  посты, прежде всего, своих  работников;

- личный пример и мягкий  стиль руководства.

     Самым сложным  в деятельности руководителя  является человеческое

общение. О том, как относиться к себе и окружающим людям, практическая

психология дает массу  рекомендаций. Для постижения секретов умелого руководителя, ему необходимо уяснить, что управление начинается с самого себя. О том, как научиться  жить в гармонии с самим собой  и окружающими, повествуют работы Д. Карнеги. Не на последнем месте для  современного руководителя должна стоять проблема своевременного восстановления здоровья, т.к. наибольшим стрессам подвергаются именно руководители всех рангов. В  этом деле полноценный отдых и  сбалансированное питание помогут  сохранить долголетие в работе и  жизни.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Социология. Ч. 2. Учебно-методическое пособие. М., МГЗИПП, 1998. 
  2. Ж.Т. Тощенко. Социология. М., «Прометей», «Юрайт», 1999. 
  3. А.И. Кравченко. Социология. Екатеринбург, «Деловая книга», 1998. 
  4. И.М.  Слепенков,  Ю.П.  Аверин.  Основы  теории  социального      управления.  М., «Высшая школа», 1990. 
  5. Г.В. Осипов и др. Социология. М., «Наука», 1995. 
  6. С.А. Яцкевич. Диалектика управления. Минск, 1989. 
  7. М.В. Грачев, А.А. Соболевская и др. Капиталистическое управление. Уроки 60-х. М., «Экономика», 1991. 
  8. Секреты умелого руководителя. М., «Экономика», 1991. 
  9. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние  на людей. М., «Прогресс», 1989. 

 


Информация о работе Социальное управление