Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными группами и объединениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Главной характерной особенностью молодежной субкультуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура. Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Содержание

1. Чем характеризуется молодежная субкультура?

2. Какие группы или объединения молодежи можно назвать неформальными?

3. В какие неформальные группы объединяется современная молодежь?

4. Как оказывать влияние на неформальные молодежные группы?

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.83 Кб (Скачать файл)

^  К сожалению, под  категорию «антисоциальные» в настоящее время подпадает подавляющее большинство молодежных объединений.

 

 Сам по себе факт  формирования молодежных групп  - процесс закономерный. Действительно,  известно, что для юношей и  девушек характерна повышенная  потребность в общении со сверстниками, к мнению сверстников молодые  люди склонны прислушиваться  больше, чем к мнению родителей,  педагогов и других представителей  старшего поколения. 

 

 Неформальные молодежные  группы не являются некими  статичными образованиями. Им  свойственна своя групповая динамика, присуще определенное развитие, в результате которого группы с асоциальной направленно­стью могут перерасти в криминогенные или даже преступные группы.

 

 В педагогической литературе можно встретить следующую типологизацию молодежных субкультур: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными створками - байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, реперы и т.п.), криминальные ("гопники", "люберы"), анархо-нигилистические (панки, экстремистсные субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

 

 К ним, на наш взгляд, можно добавить музыкальные (рокеры, рэйверы, рэперы и т.п.) и, возникшую во второй половине 90-х годов и быстро развивающуюся, расширяющуюся, субкультуру, той части молодежи, которая употребляет различные психоактивные и наркотические вещества, очень замкнутую и жестокую, а также активно внедряемую Западом в России, и уже вошедшую в моду субкультуру молодых гомосексуалистов.

 

 В большинстве молодежных  субкультур возникают своеобразные  родоплеменные отношения; это  в каком-то смысле община, например, панков, байкеров, скинхэдов или, хиппи-племя, со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. И присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое - способ выживания и самоорганизации большого числа людей. Каждая субкультура - явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

 

 Движение панков появилось  в Великобритании во второй  половине 70-х годов. Основой идеологии  панков, которая проявляется в  одежде, морали и культуре является  лозунг «Чем хуже - тем лучше!».  Демонстративный тип поведения  - отличительная черта панков. Общение  примитивно, главным образом обсуждаются  многочисленные «легендарные» истории  о тех или иных эпатажных  акциях.

 

 По возрасту панки  - преимущественно старшие подростки.  В качестве лидеров выступают  молодые люди в возрасте 15-17 лет.  Часто среди них встречаются  ребята с астероидными чертами  характера. Желание панка любым  путём привлечь к себе внимание  окружающих людей, как правило,  приводит его к эпатажу, вычурному  и скандальному поведению, к  использованию шокирующих «нормального»  человека предметов в качестве  украшений. Это могут быть лезвия  бритвы, различных размеров цепочки,  булавки, пронизывающие мягкие  ткани лица, хрящи, мочки ушных  раковин. Прическа - длинный «петушиный»  гребень волос ото лба до  затылка, с большим чубом. Волосы  с боков сбриты до гребня. Возможны  различные цветовые модификации.  В одежде - шокирующее разностилье: холщовая роба на рубашке с жабо, пиджак из искусственной кожи на голое тело, тельняшки, фракообразные куртки с меховыми воротниками и т.д. Широко распространены значки, символизирующие крайнее неуважение к окружающим. Скажем, изображающие открытый рот с высунутым языком, кукиш и тому подобное. Вариаций таких «прикидов» - бесчисленное множество. Их цель в данном случае -неприятно поразить «цивильных» людей, внушить им отвращение. Внешний вид панка призван вызывать отвращение, раздражение и негодование окружающих. Разговорная речь удручающе бедна. Клички панков (Свинья, Крыса, Гной, Свищ) своеобразно дополняют внешний облик и стиль межличностного общения.

 

 Металлисты – одна  из самых многочисленных категорий  неформалов. Во всяком случае, их  намного больше, чем панков и  хиппи, вместе взятых. Если хиппи  и панков можно условно назвать  «группами образа жизни» (в них  объединяются именно для жизни  определенным образом), то металлистов  специалисты относят обычно к  числу неформальных «групп –  сателлитов» (групп, создаваемых  на почве интереса к тому  или иному феномену общественной  жизни, творческой личности, спортивной  команде и т.д.). По существу, металлисты  – неформальная общность «по  интересам», более конкретно –  общность, создаваемая любителями  определенного направления в  рок – музыке.

 

 Металлистами становятся  представители самых разных категорий  населения – школьники, студенты, рабочие и др. Однако в основной  массе это все же молодые  и не очень образованные люди.

 

 «Поклонники металлического  рока – это в основном школьники  и учащиеся выпускники ПТУ,  учащиеся техникумов. Время пребывания  в фан – клубе обычно год – два, после этого увлечение вытесняется либо житейскими заботами, либо другими интересами. Надо иметь в виду, что сама музыка «хеви металл» - это наиболее экспрессивная, с жестким металлическим рисунком, эмоционально напряженная, неусложненная часть рок – музыки. Поэтому неудивительно, что её поклонники «рекрутируются», как правило, из тех, кто вырастает в эмоционально обедненной среде, включен в достаточно однообразные виды труда и общения, нередко испытывает дефицит социальной поддержки.

 

 В среде металлистов  немало девушек. Правда тех,  кто разбирается в музыке «металла»  нам встретить не удалось. Это  наводит на мысль о том, что  предмет увлечения металлисток – не столько рок, сколько металлисты.

 

 Металлисты делятся  на несколько категорий. Среди  них существует своего рода  элита – по - настоящему увлеченные, серьёзно интересующиеся музыкой  молодые люди. Они обычно проводят  свободное время в прослушивании  музыкальных произведений, обсуждают  различные аспекты предметов  своего увлечения. Эта категория  мало интересуется атрибутикой.  Истинные знатоки «металла» обычно  не агрессивны, вполне терпимо  относятся к другим неформальным  группам и охотно идут на  контакты с официальными учреждениями.

 

 Отличной чертой членов  группы байкеров является неизменное присутствие мотоцикла. Ни у одного байкера язык не повернется назвать мотоцикл техникой. По выражению ребят – это друг, у которого своя внешность, свой голос. To, что мы называем ревом и грохотом, на самом деле - голоса. У одного басовитый, у другого хрипловатый, третий - резкий и отрывистый.

 

 Многие из байкеров не имеют водительских удостоверений. Тем не менее, мотоцикл - одновременно важнейший атрибут байкера, своего рода символ групповой принадлежности, с одной стороны, и средство самовыражения - с другой. Мчась с максимально возможной скоростью по ночным трассам и превышая установленные правилами дорожного движения нормы, байкер обретает особое чувство свободы, кажущуюся независимость. При этом он как бы бросает вызов «официальному миру», который его не понял и не принял, не дал проявить себя.

 

 Реперов сразу можно  отличить от других молодежных  неформальных групп по стилю  одежды. Они носят широкие штаны,  шапки с рожками, панамы, балахоны  и цепочки. Популярная прическа - «дреды». Обычно ходят с большими рюкзаками и плеерами. Увлекаются танцами и музыкой. Внутри группы всегда выделяются мастера танца и их ученики. В группах реперов нет никакой идеологии, в них входят только мальчики-подростки. Особенности личности, которые можно выделить у молодых людей, входящих в группы реперов - увлеченность, доходящая до одержимости, неагрессивность, эмпатия по отношению к другим людям, дружелюбность.

 

 «Пацаны» - самые массовые уличные группы подростков. Основой объединения в данные группы является совместное времяпрепровождение. В связи с неорганизованностью досуга эти группы подростков бесцельно ходят по дворам, ищут «приключений». Особенности личности подростков, которые складываются под влиянием общения со сверстниками в данных группах - агрессивность, вспыльчивость, черствость, эмоциональная расторможенность, взаимовыручка и поддержка, но только сверстников, входящих в состав своей группы.

 

 Выраженных предпочтений  нет. Употребляют то, на что  есть деньги и то, что первое  окажется наиболее доступным.  Курение в этих группах очень  распространено. Многие юноши и  девушки нюхают различные токсические  вещества. По выражению самих  ребят, в их среде есть те, кто «подсел» на клей или  таблетки, т.е. прошел стадию проб  и экспериментирования и находится  на стадии болезни.

 

 Мы назвали лишь  некоторые неформальные объединения  молодежи. Структура их достаточно  динамична. На каждом историческом  периоде возникают новые и  прекращают свое существование  старые группы.

 

 Изучая различные молодежные  субкультуры, организатору работы  с молодежью надо работать  с реальными молодыми людьми, такими, какие они есть, не вырывая  их из контекста их взаимоотношений  со сверстниками. Нам надо хорошо  знать наших детей, научиться  понимать их увлечения, и только  тогда сократится то расстояние, которое порой так часто отделяет  ребенка от взрослого. Изменить  человека, его взгляды, привычки, интересы, заставить его делать  то, что хотите Вы, очень сложно, вероятно, и безрезультатно, если  сам человек не захочет изменить  себя, свои привычки и взгляды.  Профилактическая работа только  тогда будет эффективной, когда  в основе ее лежит формирование  рефлексивной позиции и субъектное  включение ребенка в процесс  профилактики.

 

 Организаторы работы  с молодежью должны хорошо  представлять структуру неформальных  групп. При этом очень важно  стимулировать деятельность групп  социальной направленности и  нейтрализовать негативные антисоциальные проявления в других группах.

 

 Основной алгоритм  действий организатора работы  с молодежью может включать  в себя три этапа.

 

^ Этап подготовительный, на котором организатор должен  изучить особенности молодежной  группы, на которую он хочет  оказать социально-педагогическое  влияние: ее традиции, обычаи, нормы  отношений. Важно изучить опыт  позитивного влияния на подобные  группы.

 

^ Этап внедрения предполагает  установление контакта с лидерами  группы, участие в отдельных ее  действиях. Задача этого этапа  обрести доверие участников группы.

 

Этап влияния определяется задачей позитивного влияния  на группу, просоциальное изменение направленности ее действий. Прежде всего, такое влияние, оказывается через лидеров группы.

 

 

Таблица 21

 

 

 

 

 

Таким образом, организатор  работы с молодежью не только должен знать о принадлежности молодых  людей к той или иной неформальной группе или объединению, но и может  активно влиять на его действия в  этом объединении.


Информация о работе Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными группами и объединениями