Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограни¬ченными возможностями») – это дети, имеющие столь значи¬тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами спе¬циального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе ме¬дицинских показаний специальными медико-педагогическими ко¬миссиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.

Цель социальной реабилитации – ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществ достижение самостоятельности и материальной независимости. Осуществление реабилитационных мероприятий возможно только при условии обеспечения социальной защиты, т.е. системы гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных другими гражданами возможностей участия в жизни общества,  Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвалидов имеет социальная помощь, которая представляет собой периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.8                                                                             

Все предоставляемые  инвалидам в соответствии с законодательством  права и льготы подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, от причин инвалидности, категории предоставляемых льгот и т. п.

Выводы по главе I.

Дети-инвалиды («дети с ограниченными возможностями») – это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне.

Отнесение детей  к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других.

Развитие комплексной  реабилитации инвалидов имеет огромное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимосвязи с системой общественных отношений и их воспроизводства.

Современное понимание  реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью  которых является скорейшее и  наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию детей-инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

Мы  считаем,  что  успешное  решение  задач по   социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов подростков  возможно  только  при  постоянном, целенаправленном   и  многоплановом  воздействии: семья – школа, родители – дети, а также участие всех специалистов: психологов, дефектологов, врачей и т.д.

 

Глава II. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов

2.1. Особенности построения программы  социально-педагогической реабилитации  детей инвалидов

Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи в отношении успешного выполнения программы. Последняя может разрабатываться как на полгода, так и на более короткие сроки, в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии срока, на который была рассчитана программа, специалист, координирующий услуги для ребенка и семьи, встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, проанализировать успехи, которые были достигнуты, и то, чего достичь не удалось. Необходимо также обсудить все негативные и положительные незапланированные моменты, после чего родителями вместе со специалистом (командой специалистов) разрабатывается программа реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации – это четкий план, схема действий родителей по развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем мероприятия обязательно должны охватывать и других членов семьи. Это может касаться образования для родителей, психологической поддержки семьи, помощи семье в организации отдыха, необходимого для восстановления сил. На каждый период программы ставится цель, которая разбивается на ряд задач, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разнообразных специалистов. Допустим, необходима программа, которая будет включать мероприятия, направленные на развитие общей или специальной моторики, языка и речи, умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить и такие мероприятия, как организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, общения в семье), приобретение новых знаний родителями и всеми теми, кто близок к ребенку.9

После того как программа разработана  и стали выполняться мероприятия, должен осуществляться мониторинг, то есть регулярное отслеживание хода событий. Такой контроль производится в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями. Если возникают какие-нибудь трудности, куратору нужно содействовать родителям, помогать преодолевать преграды путем ведения переговоров с нужными специалистами, учреждениями, разъясняя, где нужно, права ребенка и семьи. В случае необходимости куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается  как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. При этом появляется возможность включения  компенсаторных механизмов самого организма ребенка с ограниченными возможностями. Здесь существенную помощь оказывают медицинские и психологические службы. Основная цель рассматриваемого уровня – достичь наибольшего физического оздоровления ребенка, помочь ему в осознании своей субъектности.

Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. На мезоуровне важно выявить значение для ребенка каждой из этих структур, скоординировать деятельность различных систем, чтобы они могли более плодотворно оказывать воздействие на ребенка с целью его включения, интеграции в жизнь социума. Цель мезоуровня реабилитации – обучение и воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков. На мезоуровне ребенок рассматривается не как отдельный индивид с особыми нуждами, как предполагается на микроуровне, а как единая взаимосвязанная с другими членами общества система. Каждая отдельная структура, звено, система мезоуровня имеют свои ресурсные возможности. Важно выявить эти ресурсы, скоординировать их потенциал.

Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Сюда входит, прежде всего, социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д., созданные в рамках всего социума и призванные помочь индивидам с особыми нуждами на уровне государства. Основная цель макроуровня, как и всего процесса реабилитации - это включение нетипичного ребенка в социум, его социализация.

Все три уровня реабилитации тесно связаны между собой. Деятельность на макроуровне напрямую влияет на самого ребенка, то есть на микроуровень, через государственную политику в области здравоохранения, образования, занятости и др. Существует и обратная связь, когда на микроуровне составляются программы помощи детям с ограниченными возможностями, которые рассматриваются на макроуровне.10

Рассматриваемый план (см. Приложение. Таблица 1) может включать все уровни реабилитации и работать на всех уровнях семейной системы. Составлен по принципу реабилитационной работы в команде, объединяющей специалистов и родителей, для более продуктивного решения проблемы раскрытия возможностей ребенка, его оздоровления и социальной адаптации.

В основе реабилитации –  принцип «работы в команде», состоящей из социальных работников, педагогов, медиков, психологов и других. Формирование подобной команды, как правило, происходит в рамках занимающегося проблемами семьи и детства, детской инвалидности и нетипичного развития ребенка учреждения: центра социальной реабилитации детей с недостатками психического развития, социально-реабилитационного центра для детей-инвалидов и т. п.

Перед коллективом, осуществляющим реабилитационные мероприятия, поставлены следующие задачи:

  • выявление на территории города или района детей, подростков с ограниченными возможностями, создания о них компьютерной базы данных;
  • совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования проводить изучение причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование реабилитационного потенциала;
  • на основании типовых базовых программ разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и их реализации;
  • осуществлять взаимодействие специалистов центра с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации семьи и ребенка;
  • обучение родителей основам психосоциальных, медико-педагогических знаний, привлечение их к активному сотрудничеству;
  • осуществлять координацию совместных действий медицинских, дошкольных, школьных, интернатных, физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений;
  • создание условий для нервно-психической, физической и социальной реабилитации детей: приближенная к дому предметная среда, психологический климат, установление доброжелательных отношений равенства и уважения между педагогом и ребенком, любовь к нему и материнская забота;
  • обеспечение детей и подростков с ограниченными возможностями, не посещающих учреждения образования, необходимыми условиями развития;
  • социально-правовая поддержка детей-инвалидов и их семей в использовании ими прав, льгот и услуг;
  • повышения квалификации сотрудников центра по детской и подростковой реабилитации.

Для детей-инвалидов социальная реабилитация – один из основных путей интеграции в общество. Обеспечение комплексной программы интеграции в общество ребенка с проблемами и ограниченными возможностями с применением «командного» подхода – один из вариантов решения данной проблемы.11

2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов

Учитывая условия пребывания детей в специализированных образовательных учреждениях (комплексная работа врачей, педагогов, валеолога, психологов; пятидневное пребывание в условиях школы-интерната) возможна разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Одной из главных задач программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов является развитие адаптационных возможностей учащихся специализированного учреждения. На начальном этапе функционировании программы собирается первоначальная информация о детях, их заболеваниях и социальном статусе (см. Приложение 2).

Программа по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов состоит из нескольких этапов.

1 этап. Начальная школа (1–3 классы) Цель: ознакомление ребенка с собственным «я», улучшение его представлений о внутреннем мире, ознакомление с основами психологических знаний, обучение приемам развития познавательных процессов, методам саморегуляции, произвольности поведения.

Задачи:

  • изучение уровня подготовленности ребенка к школе;
  • изучение познавательных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы, особенностей межличностного общения;
  • развитие детей, повышение психо-эмоционального состояния;
  • адаптации детей к условиям обучения в специализированном учреждении (школе-интернате);                                                              
  • создание условий для развития комфортности детей.

Программа работы на этом этапе имеет следующую структуру:

  1. Проведение психолого-педагогического собеседования с ребенком, поступающим в 1-й класс и его родителями с целью дать конкретные рекомендации по развитию различных сторон школьной зрелости, учет особенностей заболевания.
  2. Проведение медико-психолого-педагогического консилиума с целью выработки комплексно-целевых программ по развитию класса с выделением «зон» и «групп» «риска», определения направлений дальнейшей совместной работы по развитию детей.
  3. Осуществление коррекционно-развивающих психологических программ «Развитие школьной зрелости» в 1-х классах с целью развития у детей произвольности поведения, мелкой моторики, познавательной и коммуникативной сферы, то есть с целью улучшения процесса адаптации к школе, улучшение психо-эмоционального состояния, улучшения физического состояния  (см. Приложение 3).
  4. Отслеживание эффективности работы через психологическую и педагогическую диагностику с целью коррекции имеющихся недостатков в работе, создания более комфортных условий пребывания ребенка в специализированном учреждении. Оказание помощи педагогам в     разработке и реализации индивидуального и дифференцированного подходов.
  5. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями с целью разъяснения личностных особенностей ребенка, специфики его заболевания, выработки совместного плана действий по развитию тех или иных качеств.
  6. Осуществление программ по развитию познавательных процессов, личностных качеств в 2-3 классах с целью формирования представлений о своем характере, о приемах работы с нежелательными эмоциями, о навыках общения с окружающими. Проведение психологической работы с ребеноком по раскрепощению. Нахождению своего «Я». Создание программ саморазвития (на элементарном уровне) в конце 3-го класса.
  7. Итоговое диагностирование с целью изучения эффективности проделанной работы по комплексно-целевой программе развития специализированного класса.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов