Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограни¬ченными возможностями») – это дети, имеющие столь значи¬тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами спе¬циального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе ме¬дицинских показаний специальными медико-педагогическими ко¬миссиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

II этап. Среднее звено (5-9 классы).

Цель: совершенствование  адаптационных механизмов у учащихся среднего звена.

Задачи:

  • углубление представлений ребенка о самом себе, о своем заболевании об особенностях общения со сверстниками и взрослыми;
  • ознакомление детей с приемами работы по саморегуляции, развитию эмоционально-волевой, познавательной, коммуникативной сферы;
  • развитие стремления к самопознанию, раскрытию собственных возможностей;
  •   формирование здоровой самооценки.

Программа работы на этом этапе имеет следующую структуру:

  1. Проведение консилиумов по преемственности «3-5 классы». Проведение плановой совместной работы психолога и учителей начальной и средней школы по подготовке детей ко II ступени, выработке единых подходов к образовательному, коррекционно-развивающему процессу.
  1. Оказание психологической помощи в разработке и реализации индивидуального маршрута ученика с учетом физических и психологических, интеллектуальных возможностей, способностей, интересов. Психологическое сопровождение дифференцированного подхода.

  1. Совместное составление с педагогами коррекционной карты класса, выработка программы по работе с детьми из «групп» и «зон» «риска». Проведение коррекционных занятий.
  2. Дальнейшее психологическое образование учащихся. Проведение в 5-х классах факультативов по теме «Социально-психологическая адаптация» (См. Приложение 4), в 6-х и 7-х классах – по теме «Формирование межличностных отношений» (См. Приложение 5). В курсе валеологического образования в 8-х классах проводится психологический курс «Познай себя» (См. Приложение 6).
  3. Все эти занятия направлены на развитие у учащихся интереса к самопознанию, обеспечение развития их коммуникативной,         эмоционально-волевой сферы, познавательных способностей, на разработку программ по самосовершенствованию, на постановку целей развития и выработку стратегий личности, несмотря на ограниченные возможности.
  4. Проведение работы по профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов на основании имеющихся у детей знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития. Работа проводится совместно с воспитателями и врачами.                                                                              

Вероятно, следует остановиться более подробно на проблеме профориентационной работы. Дети-инвалиды (заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения центральной нервной системы и т.д.) имеют ограничения в профессиональном выборе. Им не рекомендована работа, связанная с тяжелыми физическими нагрузками, частыми командировками, длительным удержанием статического напряжения (то есть работа, связанная с длительным пребыванием в позе «сидя» или с постоянным нахождением в положении «стоя»). Также не рекомендуется работа, связанная с длительным удержанием внимания и повышенной ответственностью (например, диспетчер), так как у людей с данным заболеванием быстро развивается  утомление.

Таким образом, профессиональная сфера деятельности ограничивается требованиями положения «я могу». Область, в которой более эффективно могут проявить себя выпускники специализированных учреждений, связана с интеллектуальной деятельностью (сферы «человек-человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ»), и знания об этом дети получают уже в 6-7 классе на занятиях по валеологии и психологии. Подчеркивается необходимость получения достаточно высокого уровня образованности, позволяющего продолжить образование в дальнейшем.      

Выводы по главе II.

Программа реабилитации – это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается вместе с родителями командой специалистов, состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как сложная многоуровневая система, предполагает три основных компонента.  На первом уровне реабилитации (микроуровне) сам ребенок рассматривается как система. Воздействие идет на тело и психику ребенка. Второй уровень реабилитации – мезоуровень. На данном уровне нетипичный ребенок рассматривается в рамках социального окружения, семьи, исследуются его взаимодействия с другими детьми, сверстниками, друзьями, рассматривается влияние школы. Третий уровень – макроуровень. Он предполагает рассмотрение ребенка в рамках всего социума. Сюда входит, прежде всего, социальная политика, государственные программы, учреждения, мероприятия, общественные объединения, фонды и т. д. Составленная программа позволит добиться определенной положительной динамики в развитии адаптационных способностей детей-инвалидов к самостоятельной жизнедеятельности с учетом особенностей их здоровья.

Показателем успешности, по нашему мнению, будет являться тот факт, что все дети будут психологически раскрепощены. Не бояться жизненных трудностей, смогут  саморазвиваться и реализоваться как Личности.  Однако, следует отметить, что педагогическим коллективам различных специализированных учреждений и Центров реабилитации необходимо продолжать работу по совершенствованию механизмов социально-педагогической реабилитации и адаптации детей-инвалидов в условиях «взрослой» жизни, то есть требуется работать над развитием самостоятельности учащихся, формировать у них всестороннее представление об окружающей действительности и умение с ней взаимодействовать.

 

Заключение

 

В заключении отметим, что «Инвалидное сознание» характеризуется следующими установками: «Я ущербный и никогда не смогу стать нормальным»; «Я несчастный, и все обязаны мне помогать»; «В том, что у меня ничего не получается, виноваты другие, и я не могу ничего изменить».

В качестве основных путей преодоления «инвалидного сознания» мы выделили: развитие позитивной самооценки; создание образа своего «Я» и образа окружающего мира; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации позитивной самооценки и ее укрепления.

Реабилитация детей-инвалидов  возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной среды как важнейшего воспитывающего фактора нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена активная самостоятельная, а также совместно-раздельная деятельность. Принципиально новые подходы к реабилитации детей с ограниченными физическими и психическими возможностями удастся реализовать с помощью разработанной программы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Основной  заботой социальных педагогов, психологов, врачей становится вытеснение стереотипов ущербности внутреннего мира ребенка-инвалида, замена их позитивными установками, что положительно отражается на психическом здоровье и раскрытии творческого потенциала детей. Ключевая же идея реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка.

Успех    работы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов  зависит  от  объединенных  усилий  педагогических  и  медицинских  учреждений, обеспечение  четкого  взаимодействия  и  преемственности  в  работе  всех  социальных  институтов  и  заинтересованных  органов, координации  всех  педагогически-психологических и медицинских мероприятий.

Таким  образом, специально  организованная  работа  социального  педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов  должна способствовать адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в социуме, дать возможность профессионально и творчески состояться.

 

Список литературы

 

  1.  Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности / Под ред. Ю.А. Носовец, С.В. Ульяшиной. – М, 2000. – 36 с.
  2. Базоева И. 3. Механизм формирования региональной, социальной политики государства переходного периода: Автореф. дис. ... канд. экон. - М., 1996. – 21 с.
  3. Бгажкова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обуч<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-deco

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов