Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа
Семья - это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.
Во все времена семья являлась показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………………...5
Определение феномена семейного неблагополучия………………...5
Виды неблагополучных семей………………………………………...7
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕВОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ...................................................................................................................12
2.1 Социально-правовая защита невовершеннолетних детей из неблагополучных семей на примере Витебского городского социально-педагогического центра ………………………………………………………...11
2.2 Программа «Семейное благополучие» ……………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………………………..………………...…..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕВОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.........................
2.1 Социально-правовая
защита невовершеннолетних
2.2 Программа «Семейное благополучие» ……………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……..…………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Семья -
это древнейший социальный институт
и важнейший элемент структуры
современного общества. Она характеризуется
определенными социальными
Во все времена семья являлась показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.
Семья выступает
как первый воспитательный институт,
связь с которым человек
Однако сегодня всё большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица огромное влияние оказывают в первую очередь на ребенка и его дальнейшую судьбу. Поэтому дети из неблагополучных семей являются активными субъектами социальной работы, что обуславливает актуальность их социально-правовой защиты со стороны государства и социальных служб.
Исходя из этого темой курсового исследования мы избрали «Социально-правовую защиту детей из неблагополучных семей на примере Витебского городского социально-педагогического центра».
Анализ литературы по данной теме говорит о том, что проблемы детей из неблагополучных семей и социальная работа с ними находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Ю.В. Васильковой [4], Н.Ф. Дивицыной [5], П.Д. Павленка [16], П.П. Украинца [12], Е.И. Холостовой [14] хорошо раскрыты такие темы, как: социальная защита несовершеннолетних, формы государственной семейной политики, социальные проблемы современной семьи и детства, типы неблагополучных семей, положение детей в семье, причины семейного неблагополучия.
Теоретическими
основами настоящей работы также
выступают труды таких
Объект исследования: дети из неблагополучных семей.
Предмет исследования: социально-правовая защита детей из неблагополучных семей.
Цель нашей курсовой работы – анализ деятельности Витебского городского социально-педагогического центра по социально-правовой защите детей из неблагополучных семей.
Достижение
этой цели предусматривает следующие зада
Методы исследования:
ГЛАВА
1 НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
Существует множество определений понятия семья. В социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.[18]
В данной работе
под неблагополучной будем
явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".
С учетом
доминирующих факторов, оказывающих
негативное влияние на развитие личности
ребенка, неблагополучные семьи
условно можно разделить на две
большие группы. Первую группу составляют
семьи с явной (открытой) формой неблагополучия
- так называемые конфликтные, проблемные
семьи, асоциальные, аморально-криминальные
и семьи с недостатком
Существует три формы неблагополучия в семьях: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. А первый взгляд, это - главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.д. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, где является нормой выяснение - кто в семье главный при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты в семье - это норма.
Мнимое сотрудничество - такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном уровне "прикрыта" кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет в разрез его личным интересам.
Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейного неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье – психологическая изолированность кого-то в одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей, непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется им, его мнением и т.д. к нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант изоляции двух или более членов семьи.
Взаимоизолированными
могут стать молодая и
Перечисленные
формы не исчерпывают разновидности
семейного неблагополучия. При этом
каждый из взрослых сознательно или
неосознанно стремится
Кроме того, семейное неблагополучие - явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия. [9]
Таким образом, неблагополучные семьи – это семьи, в которых нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети". Существует три формы семейного неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
1.2 Виды неблагополучных семей
В социальной работе принято выделять семьи по степени их благополучия. Благополучные семьи делятся на: педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными и социальными требованиями общества подразделяются на две большие группы: