Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.
Введение___________________________________________________________3
Социально-экономическая политика Российской Федерации_______________________________________________________5
Сущность, цели, задачи и основные направления социально-экономической политики РФ__________________________________5
Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ________________________________________________________8
Организационно-экономические аспекты реализации социально-экономической политики РФ_________________________________11
Региональная социально-экономическая политика в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения___13
Основные задачи региональной социально-экономической политики в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения_________________________________________________16
Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области реализации социально-экономической политики региона_____________________________18
Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе___________________________________________________22
Основные проблемы реализации социально-экономической политики региона и предложения по их решению________________________24
Заключение________________________________________________________36
Список литературы__________________________________________________37
Только в очень редких
случаях заключаются договора между
региональной и местной администрацией,
в которых устанавливается
Разные субъекты Федерации пытаются решить проблему разграничения полномочий разными способами. Некоторые из них приняли свои собственные законы по разделению полномочий, например, в Тюменской области в соответствии с таким законом организация, содержание и развитие образования, здравоохранения и социально-культурного обслуживания населения относятся к предметам совместного ведения органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно этому закону источники финансирования и доли затрат по предметам совместного ведения определяются договором между двумя уровнями власти. Ряд субъектов в своих законах о местном самоуправлении подробно расписали полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения и предметы ведения местного самоуправления.
Практика показывает, что
отсутствие адекватного разграничения
государственных и местных
В условиях неоднородности
субъектов Федерации, не вызывает сомнений
тот факт, федеральный центр должен
выполнять функцию выравнивания
бюджетной обеспеченности территорий
и в этих целях иметь возможность
централизации определенного
Трудность с разграничением
предметов ведения между
Все вышесказанное позволяет заключить, что разграничение полномочий в социальной сфере является острой проблемой, которая требует скорейшего, а главное адекватного решения.
I. Политика в области улучшения жилищных условий.
Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем.
Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Во-вторых, проблема, связанная
с несоответствием
В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.
С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:
II. Политика в области регулирования пенсионного обеспечения.
Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а, следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров.
Эти проблемы возможно решить:
во-первых, введением обязательных
страховых взносов для
во-вторых, предоставлением
гарантий государственного пенсионного
обеспечения отдельным
в-третьих, созданием условий
для развития негосударственных
систем пенсионного обеспечения, взносы
в которые также уплачиваются
работниками или
III. Политика в области здравоохранения.
В области здравоохранения существует ряд проблем:
- доступность бесплатной медицинской помощи
- недостаточная эффективность финансирования здравоохранения
- нехватка кадров
- обеспечение лекарственными препаратами
- качество оказываемых услуг
В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие пути решения.
IV. Политика в области образования.
Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации:
В связи с этим необходимо
создать более эффективные
V. Политика в области регулирования уровня безработицы и занятости.
На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения.
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения.
Большое значение для решения
проблем безработицы имеет
Другим важным фактором минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Необходимо воссоздать фонд занятости (по ошибке ликвидированный в начале 2000 г.), из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу.
VI. Политика в области регулирования доходов населения.
Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. На сегодняшний день имеет место проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.
Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения:
Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы.
Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов.
В-третьих, хозяйствующий
субъект должен самостоятельно ежегодно
устанавливать минимальный
В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.
В республике необходимо реализовать приоритетные направления социального обслуживания в соответствии с программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2011-2014 годы, а именно:
• развитие социально-реабилитационных отделений для граждан пожилого возраста и инвалидов; службы сиделок и специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, направленные на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной среде;
• открытие социальной гостиницы для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ижевске.
В своем послании Федеральному
Собранию Президент Российской Федерации
дал поручению разработать
В нашей республике по поручению Президента Удмуртской Республики, в одной из первых, утверждена республиканская целевая программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Основными целями данной программы являются:
• создание условий для
формирования доступной среды
• совершенствование системы
реабилитации инвалидов, в том числе
повышение доступности
• развитие дистанционного и инклюзивного образования;
• поддержка общественных объединений инвалидов.
Реализация программы станет приоритетным направлением деятельности Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в ближайшее время.
Следует отметить, что сеть учреждений социального обслуживания в Удмуртской Республике формируется с учетом интересов различных категорий граждан.
Однако сегодня отрасль социального обслуживания нуждается в дальнейшей структурной перестройке, направленной на увеличение объема услуг одиноким (одиноко проживающим) пожилым, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в особой заботе государства.
Законодательством Российской
Федерации и Удмуртской Республики
предусматривается
В учреждениях города Ижевска большое внимание уделяется поддержанию активного образа жизни через социально-реабилитационные, оздоровительные мероприятия. С 2005 года во всех Центрах г. Ижевска работает программа «Школа активного долголетия». В последнее время активно развивается новое направление в работе с пожилыми людьми – «социальный туризм». Организуются прогулки, экскурсии по памятным местам города, познавательные поездки по республике.