Социально-этнические общности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

В таких условиях власть обречена на трагический выбор: либо вообще не прислушиваться к требованиям отдельных социальных групп, подчинить их авторитету власти (в данном случае получается бюрократическое государство, которое под лозунгом общенародных интересов обеспечивает интересы государственной бюрократии), или решиться на признание доминирующих в государстве интересов определенной приоритетной группы (в результате чего создается клановое государство, поскольку удержать государственную власть отдельная общественная группа может только в том случае, если возьмет на себя осуществление этой власти). Найти выход из сложной ситуации может помочь специфический социальный институт – гражданское общество, целостная сфера общественной жизни, относительно самостоятельная от государства Гражданское общество – это уникальная система взаимодействия общественных индивидов, групп, слоев, прослоек общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Социальные общности………………………………………………………5
Разновидности социальных общностей……………………………………8
Социальные классы…………………………………………………………11
Социально-этнические общности………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социология 5 варMicrosoft Office Word (2).docx

— 48.30 Кб (Скачать файл)

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание  признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени  эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

Социальные классы

     Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

– классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

– классовые системы более  подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

– классы зависят от экономических  различий между группами людей, связанных  с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

– классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых  различий – неравенство между  условиями и оплатой труда  – действует применительно ко всем профессиональным группам как  результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;

– социальная мобильность  значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим  возможностям, которые значительно  влияют на типы их стиля жизни.

Наиболее влиятельные  теоретические подходы в определении  классов и классовой стратификации  принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную  позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают  не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие  источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую  квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал  не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил  трехмерное деление: если экономические  различия (по богатству) порождают классовую  стратификацию, то духовные (по престижу) — статусную, а политические (по доступу к власти) — партийную. В первом случае речь идет о жизненных  шансах социальных слоев, во втором —  об образе и стиле их жизни, в третьем  — о владении властью и влиянии  на нее. Большинство социологов считает  веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

Социально-этнические общности.

      Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

К общностям социально-этнического  типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в  результате естественно-исторического  процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть  содержание таких основных понятий, как "народ" и "этнос", поскольку  с ними коррелируются все этнические единицы.

Весьма многозначен термин "народ". В обиходном языке  народом обычно называют население  государства, жителей страны. На языке  социальных наук, и прежде всего  этнографии, народ - это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, "русский народ" или "узбекский  народ", "польский народ", "венгерский народ" и т. д. В этом случае термин "народ" равнозначен термину "нация". Иногда термин "народ" употребляется  для обозначения совокупности различных  социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ  Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин "народ" относится к очень различным  типам общностей, а также выступает  как собирательный по отношению  к нескольким социально-этническим общностям.

В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие "этнос". Правда, в западной социологической  литературе оно употребляется издавна.

Понятие "этнос" (слово  греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для  характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность  для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях "нация", "народность", "этническая группа" и др. Это общее - наличие  определенной языковой и культурно-бытовой  специфики, единого самосознания. Его  принято называть этническим, а совокупности людей - "этносами". Понятие "этнос" охватывает все социально-этнические общности.

Этнос - это исторически  сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной  деятельности. Признаки, выражающие системные  свойства этноса и отделяющие его  от других этносов, - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения  в поколение, образуют в итоге  специфическую этническую культуру.

Этнос представляет собой  определенное целостное образование, в котором на передний план могут  выступать различные его объективные  компоненты. В одних случаях это  язык, в других - хозяйственно-бытовые  особенности, в третьих - характерные  черты поведения и т. п.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение  его этногенеза. Под этногенезом  понимается процесс образования  этнических общностей. В одних случаях  этногенез рассматривают как  синоним понятия "происхождение  этноса", т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления  его самосознания. В других под  термином "этногенез" объединяют происхождение и последующую  этническую историю уже сложившейся общности. Оба подхода разнятся в деталях и имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как  о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно  определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с  процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные  этносы складывались сложным путем  из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и  не приобрели единый этноним, т. е. его  самоназвание.

Этнос - это основная единица  этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Племя - этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая  из родов. Оно располагает своей  территорией, племенной  экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов. В развитом первобытном обществе племени свойственны органы власти, не носящей политического характера. В современную эпоху племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились остатки родоплеменных черт.

Племена в ходе дальнейшего  социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует  за племенем и предшествует нации. Она  образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется  возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации.

Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения  составляют нации.

В научной и политической литературе понятие "нация" употребляется  в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что  нация - это совокупность граждан  государства, а следовательно - это  народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с  единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных  организаций. Таким образом, в понимании  западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает  с государством. Именно эти государства-нации  образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом  политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия "национальное государство", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная армия", "национальная наука" и т. д. Однако для исследования многонациональных  государств термин "национальный" может быть применен весьма условно.

Не менее распространенным является понимание нации как  исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.

Становление нации - процесс  сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические  факторы. Вместе с тем выделение  нации среди других социальных общностей  возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию  единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности  национального характера, возникает  национальное самосознание, которое  включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному  языку, территории, культуре, чувство  национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения  к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному  организму и считается высшей формой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем  в основных этнических единицах. Иначе  говоря, в этническом отношении нации  не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит  из множества этнических групп и  представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн. - идиш1. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.

Производным от "нации" является термин "национальность", который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения  принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах - главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко  применяется выражение "этническая национальность". Во-вторых, термин "национальность" используется как  собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных  форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда  говорят, что в Российской Федерации  проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.

Производными от понятия "этнос" являются "этническая группа" и "этнографическая группа".

Информация о работе Социально-этнические общности