Социально-этнические общности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

В таких условиях власть обречена на трагический выбор: либо вообще не прислушиваться к требованиям отдельных социальных групп, подчинить их авторитету власти (в данном случае получается бюрократическое государство, которое под лозунгом общенародных интересов обеспечивает интересы государственной бюрократии), или решиться на признание доминирующих в государстве интересов определенной приоритетной группы (в результате чего создается клановое государство, поскольку удержать государственную власть отдельная общественная группа может только в том случае, если возьмет на себя осуществление этой власти). Найти выход из сложной ситуации может помочь специфический социальный институт – гражданское общество, целостная сфера общественной жизни, относительно самостоятельная от государства Гражданское общество – это уникальная система взаимодействия общественных индивидов, групп, слоев, прослоек общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Социальные общности………………………………………………………5
Разновидности социальных общностей……………………………………8
Социальные классы…………………………………………………………11
Социально-этнические общности………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социология 5 варMicrosoft Office Word (2).docx

— 48.30 Кб (Скачать файл)

Этническая группа - это  группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных  по происхождению и сохранившихся  до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести  местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят  на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются  друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они - составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.

Территориально-культурные общности обычно называют "этнографическими группами", или "субэтносами"; их образование может совпадать  с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и  не является обязательным. Для этнографических  групп характерны такие черты, как  наличие отдельных специфических  элементов быта, культуры, языка, религиозных  верований и т. п. Многие этнографические  группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в  России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти  каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, "верхние" и "нижние" немцы, различие между  которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать "верхних" и "нижних" саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.

В социальных науках употребляется  понятие "национальные (этнические) меньшинства". Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами  своей государственности в инонациональной  среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах  своего проживания. Национальные меньшинства  характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части  этнической общности.

В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства  существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие "национальные меньшинства" в определенной степени теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной численности и по иным критериям.

Применительно к российской ситуации термин "национальные меньшинства" возник в противовес термину "инородцы". Альтернативой термину "национальные меньшинства" часто служит термин "граждане некоренных национальностей", хотя и он не полностью адекватен  описываемой группе людей.

В последние годы применительно  к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин "русскоязычное население". Это  собирательное название людей русской  и любой другой этнической принадлежности, пользующихся преимущественно русским  языком и обычно считающих его  родным. В узком смысле - это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является русский язык. Термин "русскоязычное  население" используется для обозначения  русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину "национальные меньшинства". После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положении национальных меньшинств в бывших союзных республиках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян  других национальностей. Они оказались  отделенными от национального большинства  в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина "национальные меньшинства" следует отличать весьма близкий к нему термин "разделенный народ" - общность людей, расчлененная политическими, государственными границами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.  
       Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность ( коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений . Когда степень единства (интегрированность) социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот , рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи ) , недостаточность его социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением , воров-рецидивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи , школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением людей , миграцией населения. 

 

 

 

Список литературы:

  1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов;  Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007.
  2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо,  2009.-316 с.
  3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.
  5. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA BENE, 2008.
  6. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2009.-319с.
  7. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2007.
  8. Кравченко А.И. Социология: Учебник  для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2008.
  9. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010.
  10. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009.
  11. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2008.
  12. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко – М.ЮНИТИ: 2009. (Гриф УМО, серия Золотой фонд российских учебников)
  13. Социология: Краткий тематический словарь/Ю.А. Агафонов, Е.М. Бабаосов, А.Н. Данилов и др./ Под ред. А.Н. Елсукова.- Р/нД: Феникс, 2007.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-этнические общности