Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 21:01, реферат
Целью работы является аспекты управления, т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного, наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием, в зависимости от точки зрения, с которой он рассматривается.
Для того чтобы охарактеризовать (раскрыть) данную тему, необходимо, прежде всего, дать определения ключевых терминов, составляющих тему работы: «аспект» и «управление». АСПЕКТ (от лат. aspectus — вид) — точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.
Введение
1. Аспекты управления……………………………………………………….4
2. Экономический аспект……………………………………………………..5
3. Социологический аспект…………………………………………………...6
4. Политический аспект……………………………………………………….6
5. Культурный аспект………………………………………………………….8
6. Психологический аспект……………………………………………………9
7. Исторический аспект………………………………………………………..10
8. Философский аспект………………………………………………………...10
9. Правовой аспект…………………………………………………………….11
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Аспекты
управления……………………………………………………
2. Экономический аспект……………………………………………………..5
3. Социологический аспект…………………………………………………...6
4. Политический аспект……………………………………………………….6
5. Культурный аспект………………………………………………………….8
6. Психологический аспект……………………………………………………9
7. Исторический
аспект………………………………………………………..
8. Философский
аспект………………………………………………………...
9. Правовой
аспект…………………………………………………………….
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из важных проблем социологической науки является проблема управления социальными процессами во всем их многообразии. В управлении, как рациональном способе организации любого социального процесса, нуждаются все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура, трудовая деятельность, быт и др. Поэтому управление представляет объект изучения многих наук и учебных дисциплин: экономической теории, политологии, социальной психологии. Специфика социологического похода к управлению состоит в том, что оно рассматривается как общественное явление, пронизывающее собой все стороны деятельности человека, его интересы, поведение, взаимодействие социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства и подчинения. Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно, за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление», а тем более, специальной науки о нём. Лишь промышленный переворот и переход к индустриальному обществу дали миру устойчивое значение понятия управления и первых специалистов в этой области. Не случайно к пионерам управления относят Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона и других организаторов производства, сумевших впервые соединить знания, технику и человека в сложную динамическую систему, которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области государственно-правового знания эта наука стала называться «теория государственного управления». Предметом науки, т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении, а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы, предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания большое значение принадлежит толкованию термина "управление". Дело в том, что в каждое в содержание понятия привнесено столько различных смыслов, интерпретаций, семантических нюансов, что порой даже специалистам трудно понять, о чем идет речь и что имеется в виду, в результате чего последнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений, отношений и процессов.
Целью работы
является аспекты управления, т. е. стороны этого
понятия и всего с ним связанного, наполняющие
этот термин различным смыслом и содержанием,
в зависимости от точки зрения, с которой
он рассматривается.
Для того чтобы охарактеризовать (раскрыть)
данную тему, необходимо, прежде всего,
дать определения ключевых терминов, составляющих
тему работы: «аспект» и «управление».
АСПЕКТ (от лат. aspectus — вид) — точка зрения, с которой рассматривается
предмет, явление, понятие; перспектива,
в которой выступает явление, сторона
предмета, сторона предмета, изучаемого
определённой наукой: философский аспект,
экономический аспект и др. УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных
систем (биологических, технических, социальных),
обеспечивающая сохранение их структуры,
поддержание режима деятельности, реализацию
ее программы, цели.
1. Аспекты управления
Управление
как общественное явление, отработанное
и приспособленное людьми для решения
жизненных проблем, имеет многогранный
характер, состоит из разнообразных элементов
и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что
в управлении как субъектом, так и объектом
управляющего воздействия выступает человек—
сложнейшее биосоциальное создание природы
и общества. Влияет и то, что управление
органично включено в механизмы взаимодействия
природы, человека, общества. Комплексный
и многогранный характер управления порождает
теоретические посылки, которые необходимо
учитывать при исследовании и научном
описании различных его элементов, сторон,
их взаимосвязей и проявлений. Во-первых, каждый подход (взгляд,
ракурс) к управлению несет в себе познавательный
смысл, "схватывает" и высвечивает
какую-то особую грань, сторону этого сложного
общественного явления. Во-вторых, каждый аспект исследования
выполняет свою познавательную функцию
и их не следует противопоставлять друг
другу, выпячивать один и принижать другой,
считать один справедливым, а другой ошибочным.
Только равноправие и глубина различных
аспектов исследования способны приближать
нас к истине. И, в-третьих, единство сущности управления
предполагает всё же, что различные аспекты
исследования управления, выявленные
ими различные его элементы, стороны, грани
и т. д. должны быть между собой логически
согласованы, соотноситься с сущностью
управления, отражать и характеризовать
именно управление, а не что-то иное, близкое
к нему или похожее на него. Это особенно
актуально для практики управления, в
которой управление проявляет себя как
сложная целостность во всем богатстве
своих элементов и их свойств. Здесь уже
ничего мысленно не выделишь, "не разложишь
по полочкам", а надо обо всем знать,
все учитывать и использовать. Не случайно
самые большие трудности управление вызывает
не в познании, а в применении.
2.Экономический аспект.
Очень большое значение для осознания сущности управления и его практического использования имеют экономические исследования. Именно усилиями, прежде всего экономистов был заложен менеджмент — теория управления бизнесом, предпринимательством, производством, услугами. Синтез экономических и технологических знаний, осуществленный Г. Фордом, Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, А. Файолем и другими известными специалистами, стал фактически тем "первозданным" толчком, который постепенно привел к становлению той системы знаний, которую в наши дни мы называем "теорией управления". Опыт XX века доказал, что управление есть обязательная интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности, обусловленная специализацией и кооперацией труда, производства и обслуживания. Логично, что при анализе экономических аспектов управления особое внимание уделяется вопросам функционирования и развития производственных сил, в частности, с точки зрения роста производительности труда, взаимосвязям и взаимодействиям производительных сил и производственных отношений, проявлениям управления в свободной рыночной экономике, государственному программированию экономической жизни. К этому примыкают анализы сущности и особенностей управления на различных уровнях экономической деятельности: территориальный экономический регион, национальная и транснациональная корпорация, холдинг, фирма, производственное объединение, предприятие. Экономически исследуется само управление, которое, с одной стороны, требует существенных общественных затрат (духовных и материальных) на свое формирование и осуществление, а с другой — призвано приносить какие-то объективные результаты, общественную пользу, давать социальный эффект. И отдельным людям, и их коллективам, и обществу в целом всегда важно знать экономическую цену (стоимость) управления— разницу между полученной пользой (решенной проблемой) и издержками на нее.
3. Социологический аспект.
Важные аспекты управления раскрыты социологической мыслью (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен, Д. Бернхэм и др.), которая доказала глубокие коррелятивные зависимости между состоянием управления и уровнем упорядоченности общественных процессов. Здесь и двойственный характер управления (ведение общих дел и классовая функция); и концепция "идеальной" управленческой бюрократии — общей теории административного управления; и отождествление управления с автоматизированным регулированием в машинно-технологических системах, что привело к технократическим подходам к управлению и их модифицированию в представлениях об информационном или технотронном обществах; и идеи о становлении класса менеджеров и многое другое, что, в общем-то, отражает реальные перемены, происходившие в управлении в течение последних двух веков. Возникло научное течение "социология управления", в рамках которой управление рассматривается в качестве сложного механизма взаимоотношений между классами, сословиями, социальными слоями и профессиональными группами, представителями разных народов. Одновременно социологические знания, отражающие социальный "срез" жизни общества, привнесены в теорию и практику управления, что позволило углубить социальные характеристики многих управленческих элементов и взаимосвязей.
4. Политический аспект.
Разумеется,
что управление обычно связано с властью
(в широком социологическом смысле), исходит
из нее, опирается на власть, вовлекает
власть в свои управляющие воздействия.
Значит, в нем явственно обнаруживаются
политические аспекты, характеризующие
возможности управления в распределении
ценностей и упорядочении общественных
процессов.
Любая государственная власть реализуется
в тех или иных организационных формах.
Совокупность последних и составляет
механизм государственного управления.
Центральное место в механизме занимает
государственный аппарат, включающий
в себя совокупность органов государственной
власти и тот особый слой людей, которых
можно назвать государственными чиновниками
или служащими и которые осуществляют
профессиональную деятельность по обеспечению
исполнения полномочий государственных
органов.
Наряду с государственным аппаратом в
механизм государственного управления
включаются и некоторые формы непосредственной
демократии (референдумы, выборы и т.п.),
т.е. формы реализации государственной
власти непосредственно населением.
Механизм государства состоит из особого разряда людей, реализующих функции государства. С другой стороны, это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.
Механизм
государства, как и механизм государственного
управления, представляет собой, таким
образом, материализованное, непосредственное
существование самого государства, это
реальная организационно-материальная
сила, располагая которой государство
властвует.
Решающую роль в механизме играют государственные
органы. Именно они специально образуются
для осуществления государственного управления.
Особенностью государственных органов
является то, что они обладают такими средствами
и возможностями, которых не имеет никакая
другая организация, а именно государственно-властными
полномочиями.
Последние необходимы для эффективного
выполнения государством своих управленческих
функций. Государство, действуя через
свои органы, возлагает на них определенные
обязанности и соответствующие права.
Полномочия — это и есть соединение юридической
обязанности органа с его правом. У государственного
органа не существует прав в чистом виде,
это не какие-то его привилегии, они возникают
лишь в связи с необходимостью для данного
органа выполнять возложенные на него
обязанности. Более того, каждое конкретное
право государственного органа выступает
одновременно и в качестве его обязанности.
Таким образом, существует принципиальное
различие между субъективными правами
гражданина и правами (полномочиями) государственных
органов, поскольку для последних возможное
поведение есть одновременно и должное
поведение.
Помимо наличия у государственного органа
государственно-властных полномочий к
его основным чертам можно отнести следующие:
орган образуется в установленном государством
порядке; он уполномочен государством,
осуществлять задачи и функции последнего;
он действует в установленном для него
государством порядке; органы государства
являются частями единого государственного
аппарата.
Каждый
орган государства, наконец, характеризуется
наличием определенной компетенции (кругом
вопросов его ведения и совокупностью
полномочий, взятых вместе), структуры,
кадрового состава.
5. Культурный аспект.
Следует
отметить также, что управление как явление
культуры довольно часто характеризуется
с этической, эстетической (художественной)
и педагогической точек зрения. В управлении,
вне сомнения, реализуются нравственные
качества людей, и само оно может анализироваться
и оцениваться в нравственных (моральных)
категориях. Общественное значение имеет
не только восприятие управлением нравственных ценностей, но и тот нравственный "заряд", который
оно несет в себе, как и нравственные последствия,
в сознании и поведении людей, которые
дает его практическая реализация. Входит
в жизнь, хотя медленно и с трудом, этика
управления (Д. Карнеги). Очень плодотворные
рассуждения по проблемам управления
преподносят художественная литература,
театр, кино, даже живопись и архитектура,
раскрывающие возможности управления
в формировании характеров людей, выработке
определенных стереотипов поведения,
утверждении и проявлении
6. Психологический аспект.
В управлении
всегда задействованы люди со своими интересами,
целями, идеалами, ценностями, волей, мотивами,
установками и другими психологическими
элементами. Часто как раз эти субъективные
элементы играют решающую роль в управлении,
определяют его содержание, форму и результативность.
Акцент на психологических аспектах управления,
инициированный идеями психоанализа 3.
Фрейд, позволил приступить к познанию
управления как очень сложного и актуального
механизма психологического взаимодействия
людей. Были вскрыты источники и формы
индивидуальной, коллективной и общей
доминирующей воли, обоснованы структуры
и процедуры согласования интересов и
жизненных ориентации (компромисс, консенсус,
конфликтология и т. д.), сформировались
различные по исходным посылкам концепции
(доктрины) "человеческих отношений".
Началась разработка психологической
теории решений (Ю. Козелецкий). Стало все
более проясняться понимание того, что
только знание и учет многообразия и "таинства"
человеческого сознания создают условия
для действительно рационального и эффективного управления.