Кризис позитивизма в
80-х гг. XIX в. дал толчок развитию не только
различным направлениям антипозитивизма.
Примерно в эти же годы социологическая
наука испытывает влияние развивающейся
психологии. Социологи, сторонники психологического
подхода, стремились объяснить социальные
события исходя из психических явлений.
Это течение социологии можно подразделить
на такие направления:
- психологический эволюционизм (Л. Уорд, Ф. Гиддинс), который развитие общества рассматривал как часть космической эволюции, в отличие от природной эволюции, базирующейся на техническом (целенаправленном), сознательном управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе так называемого «сознания рода», «телезиса», — психического ощущения общности целей развития человеческой цивилизации;
- инстинктивизм (У. Мак-Дугал), который искал основу жизни в инстинктах и эмоциях, представляющих собой проявления психического склада индивида;
- психология масс (Г. Лебон, Г. Тард), которая стремилась объяснить поведение больших неорганизованных групп людей с помощью таких групповых свойств, как анонимность индивида в толпе, внушаемость, психическое заражение. Отсюда неуправляемость, иррациональность, быстрая смена настроения толпы;
- бихевиоризм (Э. Торндайк, Д. Уотсон) объясняет поведение животных и человека, которое представляет собой совокупность двигательных и вербальных реакций, как ответ на стимулы (воздействия) внешней среды. Методологической базой бихевиоризма стало положение позитивизма о том, что социология должна основываться на опыте, эксперименте. Отсюда бихевиористы делают вывод, что социология (и психология) должна изучать поведение, а не психику и сознание. Согласно бихевиоризму, в каждом человеке заложено определенное количество «схем поведения» (дыхание, принятие пищи и др.). Над этими элементами в процессе научения надстраиваются более сложные. Научение основано на принципе проб и ошибок, но результативная эффективная реакция закрепляется. Таким образом, регулируя стимулы, можно получить определенные реакции индивидов и групп. Однако результаты у бихевиористов получались неадекватными затраченным усилиям. Основным недостатком этой теории явилось исключение из цепочки поведенческого акта человека сознания.
В 20-е гг. XX в. возрождается
позитивистская традиция. Неопозитивизм
базируется на достижениях технических
и естественных наук, новых разработках
философии, логики, социологии науки.
Принципы неопозитивизма
заключаются в следующем:
- натурализм, т. е. подчинение социальных явлений природным законам;
- сциентизм, т. е. методы социологии должны быть точными, строгими, объективными, как и методы естественных наук;
- бихевиоризм, т. е. мотивацию социального поведения можно исследовать только через открытое поведение;
- верификационизм, т. е. истинность научных утверждений должна утверждаться на основе опыта и эксперимента;
- квантификация, т. е. все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;
- объективизм, т. е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологических схем.