Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:21, контрольная работа
Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах - дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними - помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.
Введение 3
1.Понятие и типы социальных групп 5
2. Динамические характеристики социальных групп 13
3. Квазигруппы и их разновидности 16
Заключение 21
Список литературы 23
Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает нам объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-реакционер; потрепанный джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами. Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы - или мы стремимся к членству в какой-то группе, мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «культивируем у себя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Наше поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации - неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что по нашему мнению мы должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы).
Мощное влияние на нас оказывают не только группы, к которым мы непосредственно принадлежим. Часто то же самое оказывается верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и внешними группами. Внутренняя группа - это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа - это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние - как «их группы».
Понятие внутренних и внешних групп подчеркивает важность границ - социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Некоторые границы основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.
2. Динамические
характеристики социальных
Социальные группы обладают определенными динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относятся: размер группы, ее внутренняя структура (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфические феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением.
Уже сам по себе размер
группы во многом определяет характер
внутригрупповых
Добавление к группе третьего члена, образование триады, в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности - образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д.
При классификации различных групп по их численности обычно специальное внимание уделяется так называемым малым группам. Такие группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые также обычно проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие осуществляется на основе сравнительно частых непосредственных контактов.
Оптимальная численность малой группы, согласно исследованиям психологов и социологов, должна составлять пять человек. В этом случае никакая внутригрупповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы люди могли вполне «социально» в ней себя чувствовать - меняться ролями, свободно выражать свое мнение и убеждать в своей правоте окружающих, но и достаточно мала, чтобы люди считались друг с другом и нуждались во взаимном уважении.
В групповом окружении некоторые члены имеют, как правило, большее влияние, чем прочие. Мы называем таких индивидов лидерами. Маленькие группы способны обходиться без лидера, однако в группах больших размеров отсутствие руководства приводит к хаосу.
Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов. Один тип руководителя, «специалист-производственник», занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению. Второй, «специалист-психолог», хорошо справляется с межличностными проблемами, снимает напряженность между людьми и способствует повышению духа солидарности в группе. Первый тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; а второй, экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из ролей выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может обязательно представляться более важной, чем другая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация. Лидеры используют различные стили для оказания влияния на людей.
Следует отметить наличие в группе феномена группового мышления - процесса принятия решений в группах с чрезвычайно тесными связями, членов которых настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы находятся под иллюзией добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности идти на риск.
Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного для групповых окружений и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на наше поведение, часто мы этого не осознаем.
Когда индивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками. Все это показывает, насколько важную роль играют в нашей жизни группы, особенно те, в которых проходит развитие нашей личности и в деятельности которых мы принимаем ежедневное участие.
3. Квазигруппы и их разновидности
Квазигруппами называются спонтанно возникающие сообщества людей, среди которых отсутствует устойчивое ожидание, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля группы над ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности.
Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то коротко это: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура.
Признаками квазигруппы являются: спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; односторонность взаимодействия (либо восторг, либо протест, либо прием информации); кратковременность совместных действий.
Среди разновидностей квазигрупп выделяют публику аудиторию, толпу, социальные круги.
Понятие "публика" ввел в оборот французский социолог Габриэль де Тард. Публика - это социальная общность, в основе которой лежит сходство мнений. Для нее характерны одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором (человеком, владеющим информацией и доводящим ее до общности).
Толпа - это временное собрание людей в одном месте, которых объединил общий интерес. Толпа характеризуется психологическим единством, которое создается физическим контактом.
У толпы можно выделить ряд признаков:
В зависимости от способа формирования и поведения выделяют четыре вида толпы: случайная толпа - это такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели или бесцельно проводит время. Индивиды эмоционально слабо включены в случайную толпу и могут спокойно отделить себя от нее; конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью; экспрессивная толпа собирается в целях личного удовольствия и выражения своих чувств; действующая (активная) толпа подразумевает весь комплекс действий толпы. Ее формами являются сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям, и восставшая толпа - насильственный и деструктивный коллективный взрыв. При восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Такой вид толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.
Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского социальные круги - свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами. Однако в этом определении не указывается основная отличительная черта социальных кругов, а именно то, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.
Итак, социальные круги - это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги - это общности дискутирующих людей.
Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями. Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям: 1) общая заинтересованность в теме дискуссии - так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание на улице людей, обсуждающих политические события, и т.п.; 2) принадлежность к определенной субкультуре - например, деловые круги (объединяющие бизнесменов), круги высших слоев общества, круги профессионалов, обсуждающих специфические, узкопрофессиональные вопросы, и т.д.
Существуют несколько разновидностей социальных кругов:
- Контактные круги - это социальные общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам.
- Профессиональные круги, или круги коллег, - это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку.
- Дружеские круги - это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы.
- Статусные социальные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров.
Все социальные
круги могут иметь лидеров,
т.е. лиц, которые