Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:43, контрольная работа
Группа – это нечто большее, чем собрание людей. Социологи отличают ее от агрегата – просто набора анонимных лиц, находящихся в одном месте в одно и то же время. Покупатели в торговом центре, болельщики, стоящие в очереди за билетами на футбол, публика на концерте и толпа, следящая за хоккейным матчем, – все это примеры агрегатов. Индивиды выходят из агрегата и входят в него довольно легко и часто. Поскольку люди вступают друг с другом в скоротечные и временные отношения, модели социальной упорядоченности существуют недолго. Однако это не должно давать основания игнорировать агрегаты. Группа отличается также и от категории – собрания людей с одним общим качеством, которое расценивается как соци-
ально значимое.
Социальные группы и их классификации……………………………...….3
Понятие социальных групп……………………………………………3
Классификация социальных групп……………………………………4
Первичные и вторичные группы……………………………….5
Внутренние и внешние группы………………………………...8
Референтные группы……………………………………………8
Политические партии и общественные движения…………………..…..11
Политическая партия: определение понятия…………………….11
Функции политических партий………………………………..….12
Типологии партий и партийных систем……… …………………16
Дать толкование понятий: власть, иммиграция, статусный набор…….22
Власть…………………………………………………………….....22
Иммиграция ……………………………………..………………....23
Статусный набор…………………………………………………...24
Список использованных источников…………………………...……….26
Лист рецензии………………………………………………………..
Законы также могут
влиять на характер партийных систем,
накладывая, например, ограничения
на деятельность немногочисленных партий,
препятствуя допуску к выборам
оппозиционных партий радикальной
направленности, разрешая насильственные
действия по отношению к нелегальным
партийным объединениям. Там, где
действуют избирательные
В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.
Что касается межпартийных отношений по вопросам завоевания электоральной поддержки, то партийные системы складываются с преобладанием гетерогенной (означающей борьбу партий за различные сегменты электората) или гомогенной (выражающей их борение за одни и те же слои электората) конкуренции.
В зависимости не только от межпартийных, но и иных политических отношений партий (партийно-государственных, с группами давления, гражданским обществом и т.д.) партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий. Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:
однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;
полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;
двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;
двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;
многопартийной, с числом партий более трех.
У каждой из перечисленных типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией.
А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США,
Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и некоторых других странах, предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам − смены курса, обществу стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70--80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для устойчивой центристской политики.
Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)
Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам деятельности партий является более предпочтительной. В связи с этим, учитывая характер правления, можно говорить о партийных системах, действующих в демократических и авторитарных государствах, о партиях, различающихся по идеологическим основаниям.
Однопартийные системы существовали
при тоталитарном режиме в СССР и
нацистской Германии, в Албании, Румынии.
В настоящее время они
Система с доминирующей партией характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала девяностых годов такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции доминирующей партией является социал-демократическая. Система доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.
Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.
Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но не в состоянии реально претендовать на власть.
Классическая модель двухпартийной
системы сложилась в США, где
периодически сменяют друг друга
у кормила государственной
Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.
Двухпартийная система упрощает
процесс артикуляции и
Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма явля-
ется конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Система умеренного плюрализма существует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где конкурируют три-четыре партии.
Практика показала, что
не существует единого стандарта
в оценках эффективности тех
или иных партийных систем, хотя
важнейшим основанием сопоставления
их деятельности считается обеспечиваемая
политической системой чуткость к социальным
запросам и нуждам населения, возможность
включения в процесс принятия
решений как можно большего числа
властно значимых интересов граждан,
способность населения к
3.1. Власть
Власть – это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.
Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.
Власть как волевое отношение,
способность заставить человека
поступать определенным образом, форма
организации индивидуальной и общественной
жизни присуща личности как субъекту
свободной, целесообразной, мотивированной
осознанием необходимости изменения
обстоятельств жизни и себя самой.
Она естественно присуща
Видов общественной власти множество: экономическая, социальная, по-
литическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками власти могут быть сила, богатство и информация, знания, занимаемая должность и пр. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции [6, с. 84].
Иммиграция населения − въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан другой стран. Иммиграция определяется рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.), военными (захват чужих земель и их военная колонизация) и политическими (бегство от политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, обмен нацменьшинствами между государствами и т.д.).
Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира. Иммиграция оказывает существенное влияние на динамику численности населения; её демографические последствия обусловлены не только численностью мигрантов, но и своеобразием их половозрастной структуры: заметным преобладанием в числе переселенцев людей молодого и среднего возраста, а также мужчин. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего складываются новые нации и народности.
Иммиграция характерна для всех исторических эпох. Огромное влияние на формирование населения Евразии оказали миграции, происходившие в течение последних двух тысяч лет, такие, как Великое переселение народов в Европе (4—7 вв.), миграции, связанные с арабскими завоеваниями (7—8 вв.), с экспансией тюрко-монголов (11—17 вв.). Эпоха Великих географических открытий (середина 15 — середина 17 вв.) положила начало широкому раз-
витию межконтинентальных миграций, главным образом из Европы в другие
части света, прежде всего в Америку и Австралию. В 20 в. темпы миграции не ослабевают, хотя сами миграции и приобретают в целом ряде случаев иной аспект: огромные перемещения населения, связанные с двумя мировыми войнами; переселение более 16 млн. чел., вызванное разделом британской Индии на два независимых государства — Индию и Пакистан; миграции, связанные с переселением в Израиль евреев и бегством и выселением оттуда арабов, и т. д. В то же время всё ещё остаются значительными переселения по причинам экономического характера. Широкий размах после 2-й мировой войны 1939—45 получила иммиграция рабочей силы в развитые страны Западной Европы (число иммигрантов достигает 8 млн. человек, в том числе во Франции — 3,4 млн., ФРГ — 2 млн., Швейцарии — 1 млн., или 16% населения страны, и т.д.). Страны, поставляющие иммигрантов: Испания, Италия, Португалия, Греция, Турция, страны Северной Африки [6, с. 121].
Статусный набор – совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же человека.
Понятие в социологическом смысле
впервые начал употреблять
Социальный статус - место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей;[ это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Каждый человек занимает целый ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает целый ряд прав и обязанностей. Социальные статусы - это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции - статусы, но и обеспечивает социальные меха-