Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 07:42, реферат
Краткое описание
История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и исполненный достоинства. Другие государства рассыпались в прах, когда ни одна чужеземная сила была не в состоянии посягнуть на их могущество. Они падали жертвами внезапных бунтов и волнений
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2 1.Природа социального конфликта…………………………………………….4 2.Классификация конфликтов……………………………………….…………7 2.1.Специфика политического конфликта…………………………….………9 3.Пути и методы урегулирования политических конфликтов…………..….11 Заключение……………………………………………………………………..12 Список использованной литературы………………………………………….22
Вопросом классификации конфликтов
занимаются ученые различных научных
дисциплин. Чем и объясняется многообразие
спектра типологии и классификации конфликтов.
Социальный конфликт как явление многоплановое
пронизывает общество, являясь универсальным
механизмом его развития. В силу этого
конфликты имеют место во всех сферах
функционирования социальных систем.
В общем плане в качестве основных сфер
общественной жизни принято выделять
политическую, материально-производственную
и духовную. Эти сферы взаимопроникают
друг в друга, поэтому конфликтное развитие,
наблюдаемое в одной из сфер, накладывает
свой отпечаток и на характер функционирования
других. Вместе с тем каждая из выделенных
сфер функционирует относительно самостоятельно,
что позволяет определенным образом их
дифференцировать. По аналогии с этой
дифференциацией можно выделить и определенные
типы конфликтов, а именно: политические,
экономические, духовно-культурные. В
рамках указанных типов можно обнаружить
и подтипы конфликтов. Например, политический
конфликт может иметь разновидности —
дипломатические, парламентские, правительственные
и другие конфликты; экономический конфликт
включает в себя конфликты: производственные,
сырьевые и т.д.; духовно-культурный - конфликты
поколений, противоречия в культурной
ассимиляции и др.
Выделение и рассмотрение различных
сфер функционирования социальной системы
приводит к варианту типологии, в основании
которого лежит осуществление конфликта
в определённой сфере жизнедеятельности
социального организма. Надо заметить,
что подобный подход к выделению различных
типов социальных конфликтов не является
единственным и неоспоримым. В современной
теории социального конфликта сформировалась
целая гамма подходов к построению типологических
"схем" конфликтных отношений. Наиболее
часто встречается типология социальных
конфликтов, основывающаяся на критериях
"тип участника" и "вид структурных
отношений". Эти критерии реализованы
определенным образом в теоретических
построениях Р. Дарендорфа, К. Боулдинга,
Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Снайпера и др.
Разработки типологии на основе отмеченных
критериев свели оба параметра к простым
дихотомиям: по типу участников - отдельные
индивиды и групповые образования; по
типу отношений - принадлежность участника
к большей системе или его относительная
автономия на фоне общей социальной среды.
Среди них выделяется типология конфликтов,
разработанная Дж. Галтунгом, который
выделил внутриличностный, межличностный,
внутринациональный и интернациональный
конфликты. Эта типология отличается предельно
высоким уровнем абстракции. Поэтому применение
подобной типологической "схемы"
в конкретных исследованиях требует дополнительных
разграничений.
Весьма интересна типологическая
"схема", предложенная американским
социальным психологом М. Дойчем. По типу
участников он выделил личность, группу
и нацию; по видам отношений - внутренний
и межсистемный уровни. В результате он
выделил следующие типы конфликтов: внутриличностный
и межличностный (индивидуально-психологический
уровень); внутригрупповой и межгрупповой
(социально-психологический уровень);
внутринациональный и международный (социальный
уровень). Необходимо заметить, что основной
недостаток типологических "схем",
основанных только на характеристиках
участников и уровня отношений между ними
состоит в том, что в методологическом
плане не учитывается системность, многоаспектность
и универсальность конфликтных отношений.
Природа участников и уровень их отношений
представляют важную характеристику конфликта,
но эта характеристика не является единственной
и исчерпывающей.
Существуют типологии конфликтов,
построенные на основе других параметров.
К примеру, широко распространёнными являются
типологические конструкции, в основании
которых лежит такой элемент, как "причина
конфликта". В качестве примера одной
из таких конструкций можно привести типологическую
"схему" М. Дойча, который выделил
следующие типы конфликтов:
1) "подлинный конфликт"
- когда столкновение интересов
существует объективно, осознается
участниками и не зависит от
какого-либо легко изменяющегося
фактора;
2) "случайный или условный
конфликт" - когда конфликтные
отношения возникают в силу
случайных, легко поддающихся изменению
обстоятельств, что не осознается
их участниками. Такие отношения
могут быть прекращены в случае
осознания реально имеющихся
альтернатив;
3) "смещенный конфликт"
- когда конфликт лишь косвенно
связан с объективными причинами,
лежащими в его основе. Такой
конфликт может быть выражением
истинных конфликтных отношений,
но в какой-либо форме;
4) "неверно приписанный
конфликт" - когда конфликтные
отношения приписываются не тем
сторонам, между которыми разыгрывается
действительный конфликт. Это делается
либо преднамеренно с целью
спровоцировать столкновение в
группе противника, "затушевывая"
тем самым конфликт между его
истинными участниками, либо непреднамеренно,
в силу отсутствия истинной
информации о существующем конфликте;
5) "скрытый конфликт"
- когда конфликтные отношения
в силу объективных причин
должны иметь место, но не актуализируются.
Такой "конфликт" может быть
еще и смещенным, неверно приписанным
либо никак не представленным
в сознании людей;
6) "ложный конфликт"
- это конфликт, не имеющий объективных
оснований и возникаю1ций в
результате ложных представлений
или недоразумений. Любопытным является
то, что "ложный конфликт" может
сформировать у его участников
новые мотивы и установки и
перерасти в истинный.
Наряду с рассмотренными, встречаются
и типологические схемы, в основании которых
лежит такой параметр, как "последствия
конфликта". Такая типология позволяет
выделить два основных типа конфликтов:
конфликты конструктивные (интегративные)
и конфликты деструктивные (разрушительные).
Методологические принципы
исследования социального конфликта позволяют
опираться на различные типологические
схемы и с их помощью решать задачи и достигать
цели конкретного исследования. Однако
при этом всегда необходимо помнить о
системной природе объекта исследования,
в силу чего отдельные типологические
построения позволяют выделить лишь отдельные
элементы конфликтных отношений и не исчерпывают
многообразия этого сложного и многогранного
явления.
2.1.Специфика политического
конфликта.
В обществе едва ли найдется
другой феномен, который можно было бы
сравнить с властью по своему свойству
постоянно вызывать противоречия и конфликты.
Власть — извечное яблоко раздора между
людьми, социальными группами и классами.
Борьба за власть — наиболее бескомпромиссная
и жестокая. В нее вовлекаются отдельные
личности и массы народа. Непосредственными
же агентами политического противоборства
выступают организованные субъекты: институты
государства, политические партии, парламентские
фракции, общественно-политические движения,
средства массовой информации. Вне организации
ни классы, ни какие-либо другие социальные
группы не станут субъектами политического
конфликта. Именно организация преобразует
разобщенных индивидов, объективно составляющих
ту или иную социальную общность, в единое
образование и является необходимой формой,
которая позволяет последней публично
декларировать и защищать свои интересы
и ценности. Поэтому когда отсутствуют
условия для создания политической организации,
сама организация становится предметом
конфликта.
Как и любой социальный, политический
конфликт — это осознанное столкновение
общественных субъектов с противоположными
интересами. Он возникает и развивается
по поводу политической власти и ее функционирования
в данном обществе. Отправная методологическая
посылка в анализе политического конфликта
— выяснение его природы. В литературе
встречаются различные, в том числе и противоположные,
подходы. С точки зрения вульгарно понимаемого
исторического материализма, политический
конфликт порождается всецело или в основном
экономическими противоречиями и является
их концентрированным выражением. Экономика
в конечном итоге — определяющий по отношению
к политике фактор, но лишь для некоторых
типов общественных систем и определенных
исторических эпох. Конфликты внутри политики
и ее с другими сферами общественной системы
детерминируются не одними экономическими
противоречиями, а многими социальными
коллизиями. Если бы все сводилось к экономике,
то политические проблемы, терзающие общество,
решались бы сами по себе, по мере развития
экономики. Однако такого в реальной жизни
не происходит.
Очевидна односторонность дихотомической
концепции политического конфликта как
взаимодействия полярных классов-капиталистов
и наемных рабочих. Признание единственного,
детерминирующего все политические конфликты
классового фактора, по мнению Р. Дарендорфа,
лишает анализ конкретности: выявления
более специфических социальных причин
политического противоборства.
Встречается представление
о политическом конфликте как следствии
идеологических противоречий. Во многих
случаях политическое противоборство
действительно провоцируется несовместимостью
идеологических взглядов и позиций. Тем
не менее, практически мыслящие политики
предпочитают ориентироваться на реальные
интересы, а не на идеологические доктрины.
Некоторые теоретики пытаются
найти причины конфликтов в психологии
самой политической деятельности и политических
отношений. Известный немецкий юрист и
политолог Шмитт (1888-1985 гг.), например, видел
источник эвентуального конфликта, становящегося
реальностью в экстремальных ситуациях,
в противоположности «друг— враг», свойственной
политике. По природе своей, по мнению
Шмитта К., эта противоположность не нормативная
и не чисто духовная. Она сегодня действительна
и дана как реальная возможность, и «народы
группируются в соответствии с ней». Суждение
немецкого ученого содержит только часть
истины. В самом деле, в острых ситуациях
политического конфликта (в частности
в ситуациях насильственного столкновения»)
субъекты действуют по модели противоположности
— «друг — враг». Однако в основе враждебного
взаимоотношения лежит не что иное, как
антагонизм политических интересов. Отсюда
известный афоризм «для политика не существует
друзей и врагов, есть только интересы».
В политическом конфликте его
субъекты апеллируют к общим интересам.
Каждый конкурирующий субъект стремится
утвердить в качестве общих, обязательных
интересы тех социальных групп, на представление
которых он претендует. Реализует же свое
стремление лишь господствующий субъект,
т. е. тот, кто обладает политической властью,
кто фактически управляет. Интересы же
подвластных ущемляются, а соответственно
— защищающих их политических сил. Именно
в этом заложена реальная возможность
полярности позиций и действий сторон.
Таким образом, политический
конфликт есть целенаправленное противоборство
общественных субъектов (агентов) с противоположными
политическими интересами, ценностями
и целями в системе отношений власти, политического
господства и управления. Понятие «политический
конфликт» обозначает борьбу одних общественных
сил с противостоящими им другими за влияние
в институтах государственной власти;
за доступ к принятию общезначимых решений;
за участие в распоряжении ресурсами:
за признание монополии своих интересов
и ценностей и их организованное оформление
(осуществление): наконец, за приоритетность
своих взглядов и идей. Господствующие
в обществе мысли — всегда мысли господствующих,
властных сил.
Полнота политического конфликта
характеризуется как организационной
идентичностью его субъектов, так и идеологической,
являющейся элементом предмета борьбы.
Каким бы ни был политический конфликт,
он открыто или завуалированно мотивируется
идеологически. Хотя идеологический фактор
не играет определяющей роли в политической
конфронтации, он выполняет важную организующую
и мобилизующую функцию. Идеологическая
мотивированность политического конфликта
— существенная причина его продолжительности
и широкого распространения в обществе,
а также его влияния на социальную активность
граждан. Политическая активность масс,
если она не управляема, оборачивается
разрушительными последствиями, ибо сотрясает
основы общества, бьет по его опорам. Негативные
последствия политического конфликта
множатся в случае самоидентификации
противостоящих субъектов по религиозным
верованиям. Это вносит в атмосферу противоборства
крайний радикализм, нетерпимость к чужим
ценностям, порождает неумолимую жестокость
борьбы, соединенную с ненавистью к противнику.
Политический конфликт — сложное
образование; в нем аккумулируется ряд
противоречий, что обусловливает многие
конфликтные линии. Последние выражают
противоречивые специфические интересы
противоборствующих сторон, порождаемые
как социальными расколами, так и перераспределением
власти. Конфликтные линии в любом политическом
противоборстве разделяют сторонников
спорных позиций и решений'. В отдельной
ситуации партии, стоящие за различными
конфликтными линиями, вступают в коалиции.
Ориентация на ту или иную линию лежит
в основе политического поведения.
3.Пути и методы
урегулирования политических конфликтов.
Выделяют три способа регулирования
конфликтных отношений: предотвращение
конфликта, завершение конфликта и разрешение
конфликта. Предотвращение конфликта
предполагает такие действия сторон, которые
снижают уровень конфликтности отношений
на ранних фазах конфликта. Завершение
конфликта означает практическое его
"замораживание" на одной из фаз.
Завершение конфликта предполагает ситуацию,
когда победитель или третья сторона способны
навязать решение побежденным или соперничающим
сторонам.
Существуют три широких подхода
к регулированию конфликтных отношений:
правовой (или нормативный), принудительно-переговорный,
решение проблемы. Первый способ требует
консенсуса сторон, без чего он не имеет
смысла. Обычно же доминирующую роль в
урегулировании современных конфликтов
играет принудительно-переговорный способ
или метод торга. Третий способ - решение
проблемы - связан с достижением безопасности
субъекта конфликта.
Контроль конфликтов предполагает
недопущение эскалации насильственных
действий в ходе развития конфликтных
отношений. Первая концепция контроля
конфликтов с применением вооруженного
насилия была официально признана в США
в начале 60-х годов. Теоретической основой
контроля войн и вооруженных конфликтов,
являющихся наиболее сложными видами
конфликтных отношений, стали разработки
по "эскалации" конфликта.