Социальные нормы и их роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей.
В системе социальных норм общества важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественных отношений. В процессе осуществления своей регулирующей роли право тесно взаимодействует с другими социальными нормами, в том числе с традициями и обычаями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3стр.
Глава 1.Анализ общественных отношений……………………………………..4стр.
1.1 Понятие общества……………………………………………………………..4стр.
1.2 Социальная структура общества……………………………………………..10стр.
Глава 2. Социальные нормы………………………………………………………14стр.
2.1 Социальные нормы в общественной жизни…………………………………14стр.
2.2 Взаимосвязь права и морали……………………………….………………….16стр.
Заключение…………………………………………………………………………22стр.
Список используемой литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные нормы и их роль в обществе.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Видимо, нет оснований  проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически  переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и  в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

Элементами морального регулирования  являются:

идеал, выражающий представление  общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;

система норм, соблюдение которых  является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных  ценностей;

особые формы социального  контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе  общественное мнение.

 

 

 

2.2 Взаимосвязь права и морали

Мораль и право тесно  взаимосвязаны, они дополняют друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность  такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в  себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают  в себе высшие моральные требования современного общества.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует  с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и  выявление взаимосвязей норм права  с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения  в нравственную оценку жизненных  отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим  при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и  уголовных дел.

Как форма общественного  сознания, система отношений и  норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной  организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей  в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о  добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт  исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного  сознания. Моральные принципы и нормы  в значительной мере определяются также  социально-экономическими условиями  жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание  нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение  в золотом правиле : поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

История развития цивилизации  свидетельствует, что право и  мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного  общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной  величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и  гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридическое выражение  его свободы и достоинства. Фактическая  реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

На тесную взаимосвязь  права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних  веков и нового времени. Об этом свидетельствует  применение морально-этических понятий  в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних Jus est ars boni et aegui - право есть искусство добра и справедливости раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля Философия прававопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.

Связь права и морали находит  выражение и в теории права, в  интерпретации ряда юридических  проблем. Например, имеющий давнюю историю  вопрос о соотношении права и  закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи  права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим  этим социально-филосовским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад  жизни общества, само социальное общение  индивидов. Учреждения культуры воспитывают  граждан в духе правового и  нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что  требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан  возрастает эффективность правового  регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом  и государством, расширяется и  углубляется взаимодействие права  и морали.

Право в целом соответствует  моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах  возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным  сознанием общества, отдельных социальных групп, столкновения между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку делодоктора Смерти является показательным примером столкновения между нормами морали и права. Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности.

Право и мораль имеют общие  черты, свойства. Главные их общие  черты проявляются в том, что  они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами  сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения  людей. Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости.

Общие черты между правом и моралью:

и те, и другие являются надстроечными  явлениями над экономическим  базисом и обществом;

имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;

им свойственна общая  цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание  на необходимом уровне дисциплины и  порядка в обществе;

имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия  для нарушителей нормы;

представляют собой средства активного воздействия на поведение  людей;

Наряду с общими чертами  существуют и отличительные особенности  морали и права. Мораль появилась  еще до разделения общества на классы и становления государства. Право же состоит, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область  отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в  быту, коллективе, семье являются объектами  морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются  большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются  весьма подробные детали, связи. В  правовых нормах выражен государственный  подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве  же осуждение конкретизируются применительно  к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере  гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания  их справедливости. Нормы морали исполняются  в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а  внешним - общественное мнение. Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех, - утверждал Цицерон.

Право, закон имеют в  качестве специфической гарантии исполнения авторитет и селу власти государства, обеспечиваются при необходимости  мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и  морали в определенных случаях опираются  и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления  в праве и морали различны. В  сфере морали принуждение выступает  в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком  аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные  нормы не регламентируют заранее  конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение  поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок  привлечения виновного лица к  юридической ответственности. Нарушение  же моральных норм такого порядка  не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право  предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек  в конкретном случае, если его поведение  по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного  поведения, являющегося правомерным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С помощью права государство  добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется  с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать  людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам  личности и общества, государства.

Анализируя соотношение  права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой  мере они соответствуют требованиям  морали. Нормы права не должны противоречить  положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных  актов государства.

Воздействуя на правовую жизнь  общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная  функция морали во взаимодействии с  правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и  в целом всего общественного  порядка. Это можно проследить на действии правового положения Все, что не запрещено законом - разрешено в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуется правовая основа частной собственности, договорных отношений. Частный интерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретают приоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательская этика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности, важное место занимает суждение: Прибыль выше всего, но честь выше прибыли . В этом суждении находит выражение моральное сознание цивилизованного предпринимателя.

Информация о работе Социальные нормы и их роль в обществе