Социальные общности и группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Содержание

Введение
1 Социальные общности
2 Социальные группы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

я писала.docx

— 44.96 Кб (Скачать файл)

Между первичной и вторичной  группами возможны взаимопереходы. Часто  бывает так, что люди, первоначально  собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимыми друг для друга. Так  в среде, допустим, студенческой группы возникают дружеские союзы и  любовные пары.

Образование первичных групп более  вероятно при выполнении ряда условий. Во-первых, чем меньше численно вторичная  группа, тем больше вероятность того, что между ее членами завяжутся  тесные доверительные отношения. Во-вторых, частые, регулярные и продолжительные  контакты между индивидами также  способствуют углублению их взаимоотношений.

Первичные группы составляют основу всяких социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают  опыт социальных отношений, усваивают  социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности.

Во-вторых, в рамках первичных групп  удовлетворяется большая часть  потребностей индивида, таких, как потребность  в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные  связи, более эффективно функционируют. Например, чем крепче первичные групповые  связи воинских частей, тем большего успеха они добиваются в бою.

В-третьих, первичные группы являются мощными инструментами социального  контроля. Они добиваются от индивидов  поведения, соответствующего нормам и  ценностям, принятым в группе. Порицание  и санкции со стороны членов первичной  группы зачастую для индивида значимее и весомее, нежели критика со стороны  «общества в целом».

1.2 Внутренние и внешние  группы

Мощное влияние на нас оказывают  не только группы, к которым мы непосредственно  принадлежим. Часто то же самое оказывается  верным для групп, к которым мы не принадлежим. В соответствии с  этим социологи сочли полезным провести грань между внутренними и  внешними группами. Внутренняя группа — это группа, с которой мы идентифицируем себя и к которой мы принадлежим. Внешняя группа — это группа, с которой мы не идентифицируем себя и к которой не принадлежим. В просторечии мы подчеркиваем различия между двумя типами групп с помощью личных местоимений «мы» и «они». Следовательно, внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы».

Понятие внутренних и внешних групп  подчеркивает важность границ — социальных демаркационных линий, — указывающих, где начинается взаимодействие и  где оно заканчивается. Границы  групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального  взаимодействия. Некоторые границы  основываются на территориальных принципах, например, квартал, район, община и страна. Другие связаны с социальными различиями, например, этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс. Границы не дают чужакам проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками.

1.3 Референтные группы

Мы оцениваем себя и задаем направление  своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом  контексте. Но поскольку все люди принадлежат к большому множеству  различных групп, каждая из которых  в некотором смысле представляет собой уникальную субкультуру или  контркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации  нашего поведения, также различаются. Референтные группы — это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами.

Референтная группа может быть или  не быть группой, к которой принадлежим  мы сами. Мы можем рассматривать  референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие  референтных групп помогает нам  объяснить кажущиеся противоречия в поведении: например, революционер-выходец  из аристократических кругов; католик-вероотступник; профсоюзный деятель-реакционер; потрепанный  джентльмен; предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь  высших социальных кругов. Просто эти  индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой  являются сами. Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы — или мы стремимся к членству в какой-то группе, — мы принимаем групповые стандарты и принципы. Мы «культивируем у себя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Наше поведение задается принадлежностью к конкретной группе. Мы также используем стандарты своей референтной группы для оценки самих себя как эталонную отметку, по которой оцениваем свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной группе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации — неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, сопутствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что по нашему мнению мы должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы).

1.4 Формальные и неформальные  группы

Нередко группы подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры  группы. Под структурой группы подразумевается  существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных  отношений. Структура группы может  определяться как внешними, так и  внутренними факторами. Внешняя  регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В  соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать  друг с другом определенным, предписанным им образом.

Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, - внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности – в общении, объединении, привязанности, дружбе. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, напри мер, компания друзей или единомышленников.

Возникновению неформальных групп  может способствовать пространственная близость индивидов. Принадлежность индивидов  к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и способствует образованию неформальных групп.

 

 

Заключение

 

Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность  их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда  степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада  ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения.

Сюда можно отнести  некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков  и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо  связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного  коллектива, звеньев политической системы  общества. Еще один момент, на который  следует обратить внимание, также  связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической  революции: урбанизация, возникновение  больших городов и т. д. Хотя она  исторически прогрессивна, но может  вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они  представляют собой такие объединения  людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении  совместных, солидарных, скоординированных  действий.

Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются  в группы и общности, достигая обычно существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.

 

Список использованной литературы:

 

1 Волкова   Ю.Г. Социология.– М.: Гардарики, 2003

2 Кравченко  А.И. Социология. – СПб.:  Питер, 2007

3 Матецкая А.В. Социология культуры. – Ростов:  2006

4 Фролов  С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002


Информация о работе Социальные общности и группы