Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:11, контрольная работа
В современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. В этих условиях социальная забота о престарелых людях ориентированная в основном на малоимущих и одиноких, получила новый импульс к развитию. В развитых странах по этим проблемам сформировался ряд новых концепций, совершенствуется деятельность инфраструктур, ориентированная на улучшение социального статуса человека в обществе.
Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания.
Государственный сектор состоит из органов управления социальной защитой и социальным обслуживанием РФ, органов субъектов РФ, а также учреждений социальной защиты и социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
Муниципальный сектор социальной защиты и социального обслуживания включает органы управления социальной защитой и социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Например, муниципальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального подчинения и т.п.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения по форме собственности не относящиеся ни к государственным, ни к муниципальным, «а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания». К данному сектору относятся, например, общественные ассоциации, профессиональные объединения, благотворительные и религиозные организации.
В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
О резком падении жизненного уровня пожилых граждан свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе.
Для обеспечения достойной жизнедеятельности пожилых в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя ЦСОН, помогающие престарелым адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.
Проведенное исследование показало, что система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты, государственной социальной политики.
Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.
Таким образом, социально-экономические преобразования в России усилили проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.
Как уже отмечалось, негативные последствия осуществляемых в стране реформ ухудшили социальный статус граждан пожилого и старого возраста, поставили их в крайне маргинальное положение в обществе.
Поэтому в сложившихся условиях трудно переоценить роль и значение системы социального обслуживания населения в реализации комплекса государственных мер по улучшению условий жизнедеятельности, компенсации утрат и вынужденных потерь, которые понесли ветераны в последние годы по независящим от них причинам.
Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:
-усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;
-обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;
-повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;
-содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;
-содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;
-оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;
-предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства);
-создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;
-стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;
-организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в тoм числе в семье;
-обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.
Заключение
Выход на пенсию, частичная потеря трудоспособности, физическая слабость, сужение круга общения – все это вызывает у пожилого человека коренное изменение ритма жизни. Но очевидно, что пожилые и старые люди тоже разные. Достаточно много пожилых людей, сохранивших не только здоровье и бодрость, но и свежий взгляд на жизнь, желание общаться, приносить пользу обществу, учиться и зарабатывать.
Современная социально-демографическая ситуация и положение пожилых людей в России таковы, что проблемы, вызываемые старением населения, вышли за пределы отдельных отраслей и требуют мобилизации усилий государства и общества на единой концептуальной основе в рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.
Государственная система социальной защиты «настроена» в настоящий момент, на продление жизни пожилого человека. Новая модель старости, принимаемая мировым сообществом, расценивает пожилого человека, как значительный человеческий потенциал, который может и должен быть вовлечен в социально активную жизнь.
Достижение социального благополучия и благосостояния пожилых людей встречает препятствия административного характера, включая отсутствие; общих концепций обеспечения жизнедеятельности пожилых людей в различных сферах. Заметна недостаточная ориентированность социальных структур на пожилых людей. В сферах охраны здоровья, образования, ухода, социального, социально-культурного, торгового и бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания, к нуждам и запросам пожилых людей приводит к тому, что их проблемы решаются не всегда последовательно, а социальное участие на практике слабо обеспечивается.
Список используемой литературы.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. Национальный доклад. М., 2002
3. Федеральный закон от 2 августа 1995г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями от 10 января 2003г., 22 августа 2004г.)
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998г., 4 января, 17 июля 1999г., 27 мая 2000г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001г., 29 мая 2002г., 10 января, 23 октября 2003г., 22 августа 2004г.)
5. Федеральный закон от
17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых
пенсиях в Российской
6. Федеральный закон от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000г., 8 августа, 30 декабря 2001г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002г., 6 мая, 23 декабря 2003г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа 2004 г.)
7. Федеральный закон «О
государственном пенсионном
8. Международный (Венский) план
действий по проблемам
9. Постановление Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации от 14 ноября
2003 г. «Об утверждении методических
рекомендаций по организации
деятельности государственных
10. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2004
11. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. М., 2004
12. Васильчиков В.М. Структура
и основные направления
Информация о работе Социальные проблемы лиц пожилого возраста