Также одной из важных реформ
принятых Российским Правительством является
«поддержка материнства и детства» - предоставление
женщинам, родившим (усыновившим) второго
или последующего ребёнка, права на дополнительные
меры государственной поддержки в виде
возможности предоставления материнского
(семейного) капитала в сумме, установленной
законом и проиндексированной с учётом
уровня инфляции по достижении ребенком
трёх лет, на получение медицинских услуг
матери и ребёнка, на приобретение жилья,
получение образования.
Была проведена реформа
образования:
- Введение единого государственного экзамена;
- Полная коммерциализация среднего образования. В России с 1 января 2013 года будет ликвидирована система бесплатного образования, будет прекращено государственное финансирование среднего образования. Согласно информации некоторых СМИ, закон предусматривает абсолютную ликвидацию бесплатного образования, оставляя на государственное обслуживание так называемый «образовательный минимум», который предусматривает 3 урока арифметики, родного языка и литературы в неделю. За остальные уроки (естественные науки, музыка) родители ученика обязаны платить из своего кошелька. Согласно только самым скромным оценкам, родителям придётся платить только за одного ребёнка-школьника 6 тысяч рублей. Чтобы пролоббировать закон, был задуман так называемый «образовательный минимум», который предусматривает только 3 бесплатных урока в неделю - урок родного языка, арифметики и литературы. За каждый остальной урок, если он не имеет отношения к этому минимуму, родители обязаны платить своими лично заработанными деньгами;
- Введение и развитие многоуровневого высшего образования, в соответствии с Болонским процессом. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла - бакалавриат и магистратура. Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена моноуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени «дипломированный специалист».
- Сокращение числа учителей и преподавателей.
Для того чтобы сегодня
исправить ситуацию в стране к
лучшему, чтобы перейти от «экономики
трубы» к экономике высокотехнологичной
промышленности и опережающего развития,
необходимо наращивать темпы подготовки
высокообразованных специалистов с
одновременным улучшением качества
образования.
2.Социальные реформы в
Республике Татарстан
Стратегии социально-экономического
развития развитых стран строятся на
правильном позиционировании роли государства
как регулятора социально-экономических
процессов. Необходимо, чтобы была сформирована
стратегия объединения целей
и ресурсов развития как потенциал
долговременного роста.
Основными направлениями
деятельности Правительства Республики
Татарстан в области социально-экономического
развития республики на 2005 –2010 годы будут:
- структурные изменения в экономике;
- снижение коррупции;
- обеспечение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, муниципальных районов и городских округов;
- обеспечение энергетической безопасности и снижение удельного веса энергоемкости в ВРП;
- обеспечение взаимодействия органов власти всех уровней в связи с наличием потенциальных угроз в социально-экономической, природной и техногенной сферах;
- дальнейшая интеграция республики в информационное пространство России и мирового сообщества.
Успех преобразований, проводимых
в республике, будет зависеть от
поддержки этих преобразований населением,
представителями бизнеса. Поэтому
очень важно обеспечить баланс интересов
между тремя основными субъектами
– государством, бизнесом и населением.
При этом следует иметь в виду,
что с 2006 года в республике начнет
функционировать система местного
самоуправления. В круг вопросов, решение
которых станет компетенцией органов
местного самоуправления, кроме вопросов
местного значения, войдут отдельные
государственные полномочия. Учитывая,
что в соответствии с федеральным
законодательством органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной власти,
тем более становится важным создание
эффективной системы совместного
управления, взаимодействия этих типов
власти.
Важнейшие программные социальные
цели и задачи Республики Татарстан:
- рост народонаселения
и его благосостояния,
- рост "человеческого
потенциала" и формирование среднего
класса,
- рост "качества жизни"
и социальной стабильности в
обществе.
Эти цели и задачи связаны
и взаимообусловлены.
В Республике Татарстан имеется
необходимая социально-экономическая
база для ускорения общественного
развития в перспективном периоде.
Республика занимает сравнительно высокое
положение среди субъектов Российской
Федерации по уровню и динамике социального
развития, а также воспроизводства
населения.
Стратегической целью
социальной политики в республике выдвигается
повышение человеческого потенциала
и качества жизни населения. Повышение
человеческого потенциала (капитала)
становится все более важным и
определяющим фактором развития воспроизводственного
социально-экономического комплекса
Татарстана. Как показывает передовой
зарубежный опыт, самыми эффективными
становятся инвестиции в человека,
обеспечивающие его профессиональное,
духовное и физическое развитие. Собственно
и главной целью экономического
развития является подъем благосостояния
населения, включая повышение уровня
и улучшение условий жизни.
Повышение человеческого
потенциала приобретает решающее значение
для перехода к новой - инновационной
экономике и повышения конкурентоспособности
республики среди других субъектов
федерации и на мировых рынках.
Базовое значение для определения
перспективы социально-экономического
развития, динамики обеспеченности жильем
и объектами социальной сферы
имеет прогноз численности и
возрастной структуры населения. В
свою очередь динамика воспроизводства
населения и миграционных потоков
является важнейшим индикатором
улучшения социальной ситуации.
С 2007 г. на рост рождаемости
стало оказывать введение "материнского
капитала" при рождении второго
ребенка. Если в первом полугодии 2006
г. коэффициент рождаемости составлял
9,5, то в первом полугодии 2007 г. он увеличился
до 10,2. Характерно, что за этот период
уменьшилась и смертность - с 13,5 до
13,2 соответственно.
Поддержание демографического
потенциала в Татарстане в основном
обеспечивает миграция - коэффициент
миграционного прироста составил 21
в 2005 году. С 2000 г. он уменьшился почти
на 1/3. Однако с 2006 г. наметился его
рост - с 3,8 тыс. человек в первом полугодии
2006 г. до 5,8 тыс. человек в первом полугодии
2007 года.
Для повышения рождаемости
вводится комплекс мероприятий по поддержке
семьи, материнства и детства:
1. Введение базового материнского
капитала при рождении второго
ребенка.
2. Увеличение размера
пособия по уходу за ребенком
до достижения им возраста
полутора лет на первого ребенка,
на второго и последующих.
3. Увеличение стоимости
родового сертификата в период
беременности и в период родов.
4. Компенсация затрат
родителей на детское дошкольное
воспитание для первого ребенка
- на сумму, равную 20%, для второго
- 50%, для третьего - 70% от среднего
размера оплаты, взимаемой с родителей
за посещение ребенком дошкольного
учреждения
5. Стимулирование передачи
детей, лишившихся попечения родителей,
на воспитание в семью, в
виде единовременного пособия.
6. Увеличение размеров
выплат на содержание ребенка
в семье опекуна и приемной
семье и заработной платы приемному
родителю ежемесячно.
7. Диспансеризация детей,
находящихся в домах ребенка,
детских домах, школах-интернатах
систем здравоохранения, образования,
а также учреждениях системы
исполнения наказаний.
Результативность социальной
политики оценивается таким важным
индикатором, как ожидаемая продолжительность
жизни - 67,95 лет (на начало 2006 г.), что
на 4,1% больше, чем в среднем по
России. Причем в Татарстане этот показатель
увеличился за исследуемый ретроспективный
период, тогда как в стране и, особенно,
в Приволжском федеральном округе
уменьшился.
Заключение
Результатом социальной политики
проведённой правительством Российской
Федерации являются реформы образования,
закон об ипотеке, пенсионное страхование,
выплаты материнского капитала. Реализация
национальных проектов не полностью решает
накопившиеся социальные проблемы, но
все-таки улучшает качество жизни населения.
Социальная политика государства
имеет различные измерения: экономическое,
организационное, правовое, собственно
социальное, культурологическое, экологическое,
личностное. Количественные и качественные
характеристики проводимой государством
социальной политики имеют следующий
вид:
- практическая реализация социальной справедливости в обществе;
- учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей;
- социальная защищенность малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.
В социальной сфере на 31%
произошла реализация мер стратегии-2010,
дальше всего продвинулись реформы образования
и пенсионного страхования. Хуже обстояли
дела в здравоохранении и оказании социальной
помощи.
Список использованной литературы
- Аганбегян А.Г. О стратегии социально-экономического развития и направленности социальных реформ в России // Экон. наука совр. России. - 2003. - 2.
- Аникин В.А. Жизненные проблемы россиян
и их запросы к социальной политике // Социол.
исслед. - 2006. - С.15-21.
- Гонтмахер Е. Социальные проблемы России
и альтернативные пути их решения / Е. Гонтмахер,
Т. Малева // Вопросы экономики. - 2008. - С.61-72.
- Дмитриев М.Э. Социальные реформы в России:
итоги и ближайшие перспективы // Обществ.
науки и современность. - 1998. - С. 19-25.
- Подшибякина Н. Основные принципы государственной
политики социальной защиты населения
в условиях реформ // Пробл. теории и практики
управления. - 2001. - С.60-64.
- Римашевская Н. Стратегии социальных
реформ в России // Свободная мысль - 2002.
- С.4-13.