Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:49, контрольная работа
Социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей. Кроме того, человек при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни развивается как родовое, общественное существо.
Ролевое исполнение определяется
прежде всего ролевыми требованиями, которые
воплощены в социальных нормах, сгруппированных
вокруг данного социального статуса, а
также санкциях за выполнение роли. Значительное
влияние на роли человека оказывает ситуация,
в которой он находится, — прежде всего,
другие люди. Субъект моделирует ролевые
ожидания - ориентации,
прежде всего по отношению к другим людям,
с которыми он связан в ситуации. Эти люди
выступают дополнительным членом взаимных
ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях
человек может ориентироваться на самого
себя (свое мировоззрение, характер, способности
и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию
Парсонс называет атрибутивным (
Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций.
Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.
1.2.1 Характеристики социальной роли
Одна их первых попыток систематизации социальных ролей предпринята Т. Парсонсом и его коллегами (1951). Они полагали, что любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:
- Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности. Таковыми являются роли врача, медсестры, командира и т. п. Другие эмоциональной сдержанности не требуют. Таковыми являются роли, например, землекопа, каменщика, солдата и т. п.
- Способ приобретения. В соответствии с этими признаками роли (как и статусы) делятся на предписанные и приобретенные (сдержанные — несдержанные). Первые роли (пол, возраст, национальность и т. п.) формируются в результате социализации, а вторые (школьника, студента, аспиранта, ученого и т. п.) — в результате собственной активности.
- Формализация. Роли делятся
на неформальные и формальные. Первые
возникают стихийно в процессе общения,
на основе образования, воспитания, интересов
(например, роль неформального лидера,
«души компании» и т. п.); вторые — на основе административных и
Мотивация. Разные роли обусловлены разными потребностями и интересами, так же как одинаковые роли — одинаковыми потребностями. Например, роль президента обусловлена исторической миссией, властолюбием, случайностью рождения. В то же время роли «олигарха», профессора, жены и т. п. могут определяться экономическими мотивами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.
Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.
Список используемой литературы
1. Кончанин Т.Л Социология: учебник для вузов / Т.Л. Кончанин, С.Я.Подопригора, С.Н. Яременко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие/ А.И.Кравченко. - М.: Новая школа, 1995.
3. Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.
4. Майерс Д.. Социальная психология. СП б.: Питер,1997.
5. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология: Словарь. М.:Политиздат,1990.
7. Радугин А.А. Социология: курс лекций/Радугин А.А., К.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
8. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций.- М.: МИЭМП, 2005.
9. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000.