Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:00, контрольная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Введение……………………………………………………………………….3С.
Глава 1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения …….4С.
Глава 2.Основные причины и факторы девиантного поведения ………9С.
Глава 3.Социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения.…………………………………………………………………….14С.
Заключение…………………………………………………………………...20С.
Список литературы…………………………………….…………………….22С.
Для практики социальной работы
важно выявить причины
Факторы девиантного поведения образуют
сложную систему. При этом надо учитывать,
что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.
Существуют общие причины
девиантного поведения для всех
групп «риска»:
Одной из общих, макросоциальных причин,
детерминирующих в настоящее время девиантное
поведение, являются те изменения в социальных
отношениях общества, которые получили
отражение в понятии «маргинализации»,
т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность»,
«переходность». Общая экономическая
и социальная нестабильность, разрушение
прежнего жизненного уклада, отказ от
привычной системы ценностей объективно
приводят к усилению социальной девиации.
Вторым актуальным источником девиантного
поведения как социального явления служит
социальное неравенство, весьма существенные
различия в реальных возможностях удовлетворения
потребностей, зависящие прежде всего
от социальной позиции (положения) индивида
и общественной группы, их места в социальной
структуре. Это находит выражение в низком,
подчас нищенском уровне жизни большей
части населения, в первую очередь молодежи;
в расслоении общества на богатых и бедных;
безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия
жизни и воспитания в семье, проблемы
овладения знаниями и связанные
с этим неудачи в учебе, неумение
строить взаимоотношения с
Немаловажным фактором усиления девиантного
поведения выступают правовой нигилизм,
пренебрежительное отношение к закону,
правоохранительным органам и их представителям.
Для практики социальной работы
не менее важно знание и микросоциальных
факторов, которые могут способствовать
появлению девиации в молодежной
среде.
К микросоциальным факторам обычно относят
три основные сферы жизнедеятельности
подростка и юноши: семью, школу и референтную
группу сверстников, к которым на определенном
возрастном этапе прибавляются армия,
место работы.
В сфере семейного
воспитания неблагоприятным фактором
могут быть такие стили воспитания
как гиперопека и гипоопека, характерными
признаками которых в первом случае
выступает избыток, чрезмерность внимания
к воспитуемому, во втором - его недостаточность.
В семье могут формироваться
два типа делинквентности - агрессивно
- защитный и оппозиционный. Первый формируется
в обстановке эмоционального отвержения
в семье, а второй - при воспитании по типу
«кумира семьи».
Агрессивно - защитный тип делинквентности
характеризует молодых людей, отличающихся
особенно трудным, агрессивным характером:
они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы,
являются дезорганизаторами дисциплины,
склонны к грубым хулиганским выходкам,
к ранней алкоголизации.
Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Фактор семьи
сказывается не только по стилю воспитания,
но и по линии «благополучная-
Обзор основных
факторов девиантного поведения
будет неполным, если не сказать
о генезисе девиации на индивидуальном уровне.
На этом уровне наиболее общей причиной
девиантного поведения служит так называемая
«социальная неустроенность» как результат
несоответствия объективных свойств индивида
(включая его задатки, способности, а также
свойства, приобретенные в процессе социализации)
требованиям занимаемой им позиции в системе
общественных отношений. Позиция может
быть «ниже» своих объективных возможностей
(молодой специалист-безработный, вынужденный
«челнок» и т.п.), индивид может оказаться
вне официальной структуры общества (беспризорник,
бродяга, бомж и т.п.). Очевидно этим объясняется
повышенная девиантность маргинальных
групп.
К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:
Завершая рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении молодых людей, еще раз подчеркнем, что все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.
При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные, о которых речь шла выше.
Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации социальной работы с конкретными категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д.
Глава 3. Социальные
технологии профилактики и коррекции
девиантного поведения
Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.
Наша исправительно-трудовая
система не, сколько исправляет,
сколько карает человека. Именно места
лишения свободы являются основными рассадниками
гомосексуализма, школами, в которых завершается
формирование девиантного поведения и
самосознания.
К институтам социального контроля относят
семью, государство и его учреждения, общественное
мнение. По форме различают формальный
и неформальный контроль. Формальный контроль
(официальный) осуществляется компетентными
организациями (полиция, суд), неформальный
(неофициальный) – обществом, его мнением
(общественным мнением). Методами контроля
выступают профилактика и санкции.
Под предупреждением (профилактикой) различных
форм девиантного поведения понимается
воздействие общества, институтов социального
контроля, отдельных граждан на причины
девиантного поведения.
В современной зарубежной литературе различают 3 уровня превенции (профилактики):
Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны доверия». В то же время в отношении преступного поведения нужны запретительно-репрессивные меры.
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
Выделяют два уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный).
Борьба с социальными отклонениями на общесоциальном уровне – одно из направлений социальной политики государства. Из внедряемых в практику технологий общесоциального контроля можно назвать следующие: технологии, направленные на сокращение безработицы; технологии, направленные на расширение доступа и законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; технологии, направленные на замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии полезной деятельностью. Так, например, если потребление алкоголя выполняет определенные социальные функции, то, надо искать альтернативные средства и способы реализации соответствующих функций (если алкоголь – для поднятия настроения – надо находить и предполагать что-то другое для поднятия настроения). Это же относится и употреблению наркотиков. В этой связи важное значение имеют программы поддержки семьи и детей, программы поддержки и помощи тем, кто злоупотребляет наркотиками и алкоголем, кто освободился из мест лишения свободы (это система мер превентивного характера). В числе технологий общесоциального контроля – система мер по оказанию помощи лицам девиантного поведения (т.е. это уже не профилактика, а состоявшиеся девианты).
Это –
создание домов-приютов
Специальные технологии
(меры) или технологии специального
(индивидуального) контроля – это
меры индивидуального воздействия.
Они, в первую очередь, опираются
на медицинские и психологические
методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках;
психокоррекция, психотерапия, индивидуальная
работа по ресоциализации осужденных
в местах заключения, психологическая
помощь жертвам преступления, деятельность
социологических служб по анализу «групп
риска», анализу работы «телефонов доверия»
и т.д. Это уже работа психологов, социальных
педагогов, социальных работников.
Как правило, вначале девиантное поведение
немотивированное. Молодой человек, как
правило, хочет соответствовать требованиям
общества, но в силу социальных условий
неумение правильно определить свои социальные
роли, незнания способов социальной адаптации,
нищенского уровня жизни, он не может этого
сделать.
Основные факторы социального контроля:
Информация о работе Социальные технологии коррекции девиантного поведения