Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 18:34, реферат
Добрачные отношения мужчины и женщины занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни людей. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. Однако за последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей,при чем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большую разницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшим поколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей.
Введение………………………………………………………………………….…3
1 Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи…………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие социального института добрачного поведения…………………….4
1.2 Теоретический анализ подходов в исследовании добрачного поведения...7
2 Особенности поведения современной молодежи в добрачный период…...12
Заключение…………………………………………………………………….…..15
Список использованной литературы……………………………………….……16
Инструментальная теория подбора супругов (Р. Сентерс) тоже основана на удовлетворении потребностей: человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными и дополняют их. Теория фильтра Керсекхоффа и Дэвиса говорит о том, что существует три уровня выбора супруга. Первый уровень - начальный поиск однородных культурных переменных, таких как раса, возраст, социальный статус, второй – поиск однородных ценностей, третий - поиск совместимых потребностей.
Трехфазная теория выбора супруга - «стимул – ценность – роль» Мурштейна основывается на концепции социального обмена, когда каждый индивид вносит в отношения набор физических, социальных и экономических активов, от которого зависит межличностное притяжение, а процесс развития отношений детерминируется тремя переменными: стимулы (первая фаза), ценности (вторая фаза), роли (третья фаза). Теория Дж. Хоманса также говорит о том, что «социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа» [2]. В основу брачного выбора по Хомансу заложен процесс оценивания качеств будущего партнера и оценивание того, кто из партнеров сможет принести больший выигрыш при меньших затратах. В целом же ценность будущего супруга зависит от целого ряда факторов: внешнего облика, возраста, социального и экономического статуса, социально-психологических характеристик личности, ценностей и убеждений.
Основы экономической концепции объяснения выбора партнера на брачном рынке были заложены Г.Беккером [2], опираясь на «новую» функциональную теорию семьи и домашнего производства. С экономической точки зрения, брак (а также любые другие формы союза в рамках одного домохозяйства) представляет собой партнерство с целью совместного производства и потребления.
М. Абалакина считает, что выбор брачного партнера имеет три стадии:
1) Формирование первых впечатлений друг о друге.
2) Устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару. Наступает после решения вступить в брак
3) В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера
Обобщая сказанное, необходимо выделить некоторые функции добрачного периода:
- Формирование впечатление друг о друге как брачных партнерах, о потенциальных супругах.
- Накопление совместных переживаний и впечатлений
- Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: уточняется функционально-ролевое соответствие партнеров.
- Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.
- Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).
Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем.
Такими добрачными факторами являются:
Место и ситуация знакомства молодых людей;
Первичное впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);
Социально-демографические характеристики вступающих в брак;
Продолжительность периода ухаживания;
Инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие);
Время обдумывания предложения;
Ситуация оформления брака;
Возраст будущей пары;
Родители и их отношение к браку своих детей;
Динамические и
Отношение в семье с братьями и сестрами.
Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:
Наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости, которая не возможна без определенной культуры интимных отношений.
Психологическая совместимость подразумевает душевный комфорт будущих супругов.
Духовная совместимость предполагает общность ценностных ориентаций: взгляды на жизнь у будущих супругов должны примерно совпадать.
Бытовая совместимость – способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли.
Если совпадают хотя бы три из перечисленных граней совместимости, то брак будет более или менее благополучным [5].
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что на добрачное поведение молодежи влияют как субъективный (внутренние) факторы, так и объективные (внешние) факторы.
Субъективные (внутренние) факторы
1. Социально-демографические характеристики
- пол
- возраст
- образование
- род деятельности
- место проживания
- национальность
2. Мотивационно-ценностный компонент
- осознание семьи как ценностный социальный институт
- личностное осмысление ценностей семьи и брак
- личностный смысл ценности родительства
3. Правовой компонент
- ознакомление с основными законодательствами о браке и семье
- знание важнейших положений семейного права
- признание своих прав и обязанностей по отношению к супругу, детям, обществу
4. Этический компонент
- осознание моральных
основ брачно-семейных
- воспитание следующих нравственных качеств: ответственность, верность, честность
- осознание любви как нравственной основы брака
- культура интимных чувств
5. Психологический компонент
- наличие развитых навыков общения с людьми
- умение преодолевать конфликтные ситуации
- способность учитывать вкусы и интересы других людей
6. Хозяйственно-бытовой
(хозяйственно-экономический)
- умение планировать и распределять семейный бюджет
- навыки по уходу за детьми
- организация семейного быта
- создание уюта и комфорта
Объективные (внешние) факторы
1. Родительская семья
- семейные обычаи, традиции
- психологический климат семьи
- состав семьи
- тип семейно-брачных отношений
- мнение родителей о браке
- качество выполнения семьей своих основных функций
- материальное положение семьи
2. Государство
- уровень социального обслуживания молодых семей
- размер денежных выплат семьям на детей и в связи с рождением, содержанием, воспитанием детей
- наличие трудовых, налоговых, жилищных льгот
3. Ближайшее окружение
- круг возможностей для выбора брачного партнера
- наличие сверстников уже создавших семью
- одобрение брака со стороны значимых людей
4. Образовательные учреждения
-обеспечение определенной суммой обще-теоретических и специальных
знаний по основам семейной жизни
5. Средства массовой информации
- обеспечение общественным мнением в отношении семьи и брака
- создание образа идеальной семьи.
В настоящее время наблюдаются появление новых ценностных ориентаций социального института добрачного поведения: равноправие между полами, экономическая и психологическая самостоятельность женщин, сексуализация культуры и др. Кроме того, в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все мене жесткими, а отношение к выполнению ролей противоречивое. С одной стороны, традиционно муж воспринимается как глава семьи, а женщина – хранительница домашнего очага. С другой стороны существует мнение (и наглядные примеры) о равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций и домашних обязанностей. Какую систему ценностей примет тот или иной молодой человек зависит от множества факторов.
Происходят изменения и в структуре «брачного рынка». Образ жизни современной семьи не всегда формирует адекватные ценностные ориентации добрачного поведения. Эволюционные изменения социального института добрачного поведения связаны с преобразованиями, происходящими в обществе. Поэтому общество соответственным образом должно отвечать на эти процессы: развивать общечеловеческие ценности – семья, любовь, дети, и создать целостную систему добрачного воспитания молодого поколения.
2 Особенности поведения современной молодежи в добрачный период
Молодой возраст – период подготовки и начала взрослой жизни, время становления собственной личности, грандиозных планов и надежд. Характер общения молодежи, период ухаживания, проявления чувств и вступления в брак изменялись на протяжении ХХ века. В соответствии с этими переменами стала другой и поведенческая реальность. В настоящее время в мире возникает новое понимание норм сексуального поведения и соответствующих моральных установок. Изменился процесс выбора брачного партнера и отношение к семейной жизни в целом.
Основными функциями добрачного периода являются:
- Накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее болезненно адаптироваться к ней.
- Более глубокое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивала домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий.
- Проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют совместную жизнь. Ключевым моментом здесь выступает доверие друг другу и вербализация своих ожиданий. Партнерам необходимо обсуждать такие вопросы, как ценностные ориентации и жизненные планы, детали биографии, представления о супружестве, ролевые ожидания и притязания, установки относительно рождения и воспитания детей, общения с родительскими семьями и др.
К наиболее часто встречающимся ошибкам в поведении партнеров до брака относят следующие:
1) Смешение целей знакомства: партнер может быть привлекательным в сексуальном плане, но это не значит, что из него получится хороший супруг.
2) Синдром подросткового черновика: молодой человек, считая себя неопытным, сначала пытается «набраться опыта» в отношениях с другой девушкой. Но нет одинаковых людей, и опыт в отношениях с одной зачастую не помогает, а мешает налаживать отношения с другой. В глазах окружающих такой молодой человек начинает выглядеть ненадежным.
3) Подавление другого своим совершенством: при знакомстве молодой человек пытается показать, насколько он умен, красив, богат, успешен, умеет хорошо одеваться. Она может поразить его своей красотой. В результате партнер может просто отказаться от общения, опасаясь неудачи. Контакт с более совершенным партнером снижает самооценку, что уменьшает симпатию к другому и включает механизмы психологической защиты.
4) Преждевременное самораскрытие: откровенность, склонность человека к самораскрытию вызывает симпатию к нему. Но в случае общения малознакомых людей, если самораскрытие, откровенность касаются интимных моментов, симпатия к чрезмерно открытому человеку снижается. Больше симпатии вызывает партнер с похожими установками и взглядами. Но сходство по главным установкам влияет на рост симпатии больше, чем сходство по второстепенным. При излишнем самораскрытии второстепенные вопросы могут приобрести статус важных, а это снизит симпатию. Если же у одного из партнеров уже сформировалось негативное отношение к другому, сходство установок будет еще более снижать симпатию. Однако при наличии положительных отношений и общения в паре установки двоих могут сближаться.
5) Установка на общение с похожими на себя обеспечивает психологическую безопасность и комфортность общения, но мешает усвоению принципиально новой информации. Ориентация на абсолютное сходство значительно обедняет жизнь и тормозит развитие. В ситуации, когда человек уверен в позитивной оценке со стороны других людей, его желание общаться с непохожими на себя повышается, способность испытывать к ним симпатию увеличивается.
6) Рассказы о собственных неудачах снижают симпатию к тому, кто об этом говорит. Удача – признак особых качеств человека, которые в любой ситуации повышают его шансы на успех. Когда человеку приписывают удачливость, симпатия к нему увеличивается.
7) Дорогие подарки и значительные жертвы закладывают основы будущих разочарований, когда актуальное поведение партнера сравнивается с его отношением в прошлом. Если возникла привычка получать от какого-либо человека определенный уровень подкреплений, то, когда этот уровень снизится, возникнет негативная реакция.
8) Неадекватная оценка другого: если человек считает высокую оценку незаслуженной, он часто приписывает эгоистические мотивы и стремление к манипулированию тому, кто его переоценивает. Если человек считает оценку заниженной то, как правило, у него возникает негативное отношение к тому, кто дал такую оценку;
9) «Перескакивание» через этапы – желание вступить в брак «во что бы то ни стало» – может отпугнуть другого [Елизаров А.Н., 2008].
Положительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории пары: взаимность чувств, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от одного до полутора лет (формирование доверия, уважения, принятия друг друга), проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, официальная регистрация брака в ЗАГСе.
Существуют ситуации двойственных мотивов вступления в брак, порождающие проблемы в будущем. Речь в данном случае идет о ситуациях, когда декларируется одно (как правило – любовь), а реальным побудительным мотивом является другое. Вот возможные варианты подобных ситуаций:
Информация о работе Социальный институт добрачного поведения