Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:44, контрольная работа
Этот термин был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Тард стал понимать социальный контроль как один. из факторов "социализации" личности. Под влиянием взглядов Тарда в американской социологии социальный контроль стал пониматься как целенаправленное влияние общества на поведении индивида в целях обеспечения "здорового" социального порядка, а также как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению и, в конечном счете, гармонизирующее определенное соотношение между социальными силами и человеческой природой.
В данный момент очень актуальна проблема социального контроля в информационном обществе. Данный вопрос еще не совсем осознан рядовыми членами современного российского общества в силу малого количества пользователей новых информационных технологий.
В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального контроля: внешний контроль; внутренний контроль; контроль через отождествление с референтной группой; контроль через создание возможностей добиться социально значимых целей средствами, наиболее подходящими для данного человека и одобряемыми обществом (так называемое "множество возможностей").
Первая форма контроля наиболее известна и понятна, но в современных условиях представляется неэффективной, так как предполагает постоянное отслеживание действий отдельного человека или социальной общности, следовательно, требуется целая армия контролеров, за которыми тоже кто-то должен следить. Таким образом, в масштабах общества выстраивается классическая "пирамида контролеров", характерная для тоталитарного государства.
Вторая форма контроля предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а "сидит у него в голове". Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей. Говоря о России, многие ученые, политики справедливо отмечают, что общество находится в состоянии аномии. Здесь можно добавить лишь то, что ситуация с потерей четких моральных и этических ориентиров характерна и для более благополучных стран и связана с падением значения национального государства. "Кризис моральных и этических форм современной жизни будет усиливаться, прежде всего, тем, что национальное государство как политическое единство теряет суверенитет и будет втянуто в мировую борьбу за получение экономических инвестиций, технических и научных инноваций".
Третья и четвертая формы контроля менее известны и требуют использования более тонких социально-психологических механизмов. Контроль через отождествление с референтной группой позволяет показать деятелю возможные (и желательные для общества) модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля. Четвертая форма предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.
Европейское сообщество уже осознало, что нравится это кому-либо или нет, а жить придется в едином мировом информационном пространстве, поэтому, необходимо создать некий свод правил-принципов такого общежития. При этом мотивация следования этим правилам повторяет концепцию Т.Парсонса: каждый индивид согласен поступиться какими-либо своими интересами, предпочтениями ради сохранения стабильности целого - в данном случае мирового сообщества. В таком духе выдержаны требования, принятые в 1995 году на заседании стран "Большой семерки": требование об интеграции информационных систем, обеспечивающей их совместное использование; развитие рынков глобальных информационных сетей и услуг; соблюдение частных интересов и защита информации; защита авторских прав; сотрудничество в области исследований и развития информационных технологий; наблюдение за социальными проявлениями развития информационного общества и др. Следование данным требования предполагает преимущественное использование механизмов социального контроля второго, третьего и четвертого типа.
В России же ситуация несколько иная. Здесь пошли по пути использования новых технологических возможностей для закрепления первой формы контроля. Наиболее ярким примером может служить вопрос о внедрении системы СОРМ (система оперативно-розыскных мероприятий). Всех Интернет - провайдеров, оказывающих услуги на территории России, ФСБ обязала поставить (за свой счет) данную систему под угрозой невыдачи/отбора лицензии. СОРМ позволяет прочитывать личную электронную переписку, получить доступ к финансовой и коммерческой информации. Таким образом, каждый гражданин РФ становится для государства информационно прозрачным, а вопрос о том, как будет использоваться полученная о нем информация, - открытым ("кто контролирует контролера - ФСБ)? Если социальный контроль будет осуществляться подобным образом, то оправдаются опасения А.И.Ракитова, высказанные им в 1991 году. "В странах с отсталой экономикой и высоким уровнем политической монополии, отсутствием свободы слова, печати и передачи информации, с низким социально-правовым статусом человека, развитие ИТ (информационных технологий) может лишь усугубить социально-негативные особенности системы и содействовать их закреплению и консервации".
Заключение
Подводя итог выше сказанному, можно отметить, что социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.
Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит го обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой.
При наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать также как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.
Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.
Список использованной литературы
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов и вузов. – М.: «ТетраСистемс», 2002. - 640 с.
2. Тощенко Ж.Т. Социология. Учебник. - М.: Прометей, 1994-674 с.
3. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
3. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. - М.: Аспект-пресс, 1996-709.
4. Луков В. Социальный контроль масс. М.: Дрофа, 2007-216с.
5. Ковалев В.Н.. Социология управления социальной сферы. М.: Академический проект, 2003-236с.
6. Под редакцией Павленка
П.Д. Технологии социальной
7. Захаров Н.Л., Кузнецов А.Л. Управление социальным развитием организации. Учебник. М.: Инфра, 2006-263 с.
8. Бетуганов А.А., Пищулин Н.П., Пищулин С.Н. Социальное управление: теория и практика. Учебное пособие. С.-Петербург: Академкнига, 2003-451 с.
9. Фененко Ю.В. Социология управления. Волгоград: ЮНИТИ-ДАНА, 2011-215с.
10. http://slovari.yandex.ru/
11. http://socialworkstud.ru