Социальный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Содержание

Введение………………………. ……………………………………………...3
1. Природа социального конфликта, его функции………………………….4
2. Классификация социальных конфликтов………………………………..11
3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов……………………..15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Социология контрольная.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

      Но  социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер; дестабилизировать  отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и  групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

      Деструктивные функции:

  • Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.
  • Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов.
  • Конфликт сопровождается стрессом.
  • Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага".

      необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конфликт между разными группами и слоями общества.

      При оценке последствий конфликта следует  избегать полярных мнений типа «негативный» или «позитивный». Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

 

       2. Классификация социальных конфликтов

 

      В обществе происходит великое множество  конфликтов. Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Существует множество классических типологий  социальных конфликтов

      По  своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.

      Рациональные  конфликты охватывают сферу разумного  делового соперничества: борьба идей в  науке, спор о назначении того или  иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты  сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.

      Однако  в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины  конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта  просто забывается, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная  сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед. Такой конфликт называют эмоциональным.

      Эмоциональные конфликты фактически не поддаются  регулированию. Особенно опасен эмоциональный  конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта  является конфликт межнациональный. Такие  конфликты отличаются длительностью  и часто сопровождаются жестокостью.

      В конфликте всегда принимают участие  несколько сторон. Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Поэтому базисная классификация конфликта выглядит следующим образом:

 

       Таблица 1. Классификация конфликтов

   
ТИП Конфликты с участием человека зооконфликты
социальные Внутриличностные интерапсихические зоосоциальные
В

И

Д

Межличностные Между «хочу» и  «хочу» Между двумя  животными
Между личностью и группой Между «могу» и  «не могу»
Между малыми социальными группами Между «хочу» и  «не могу» Между животным и группой
Между средними социальными группами Между «нужно»  и «нужно»
Между большими социальными группами Между «хочу» и  «нужно» Между группами животных
Межгосударственные Между «нужно»  и «не могу»
Межкоалиционные

 
 

      Конфликты классифицируют также по сферам жизни:

      1. Межличностные конфликты. Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (оценка своей деятельности, статуса, социальной значимости). Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.

      2.Трудовые конфликты. Расхождение в целях и противоречия между руководителями и подчиненными могут проявляться в различных формах, но все же определяющим фактором является социально-классовое противоречие между работодателями и их управляющими, с одной стороны, и наемными работниками и их организациями, с другой стороны, по вопросам уровня эксплуатации, улучшения условий труда, социального обеспечения, безопасности в производственном процессе и сфере занятости и т. д. Это противоречие порождает целую серию организационных социально-экономических конфликтов, которые могут протекать как в скрытой (латентной) форме, так и в форме острого, открытого конфликта - забастовки.

      3. Межнациональные конфликты. Действительно, национальные и национально-этнические конфликты занимают заметное место в современной жизни. Национальные и национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего - это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями.

      4. Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти: доминирования, влияния, авторитета. В крупной общности (национально-государственной, международной и т. д.) этот конфликт может, носить скрытый или открытый характер.

      5. Социально-экономические конфликты, т. е. конфликты по поводу средств жизнеобеспечения: уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.

      Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

      • Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.

      • Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

      • Межгрупповой конфликт — это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. Некоторое число индивидов, образующих вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.

       Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

       Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

      А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:

      1. Межиндивидуальные конфликты.

      2. Межгрупповые конфликты, при этом  в числе групп можно выделить:

      группы  интересов,

      группы  этнонационального характера,

      группы, объединенные общностью положения.

      3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

      4. Внутри и межинституциональные конфликты.

      5. Конфликты между секторами общественного  разделения труда.

      6. Конфликты между государственными  образованиями.

      7. Конфликт между культурами или  типами культур. Эта типология  основана на выделении субъектов  конфликта. 

      Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить:

      1. Экономические конфликты (экономические  интересы).

      2. Политические конфликты (власть, влияние).

      3. Ценностные конфликты (убеждения,  идеи).

      4. Статусные конфликты (положение,  должность, престиж).

      Существует  множество видов социальных конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому  требует определенной тактики его  разрешения или предупреждения.

 

      

3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов

 

      Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

      Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы.

      Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

      Можно охарактеризовать эту стадию понятием «социальная напряженность». Социальная напряженность - это особое социально-психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. Обострение социальной напряженности означает начало новой фазы развития конфликта.

      Вторая  фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. Во второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

      Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности к неприязни, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, что стимулирует конфликтное поведение.

Информация о работе Социальный конфликт