Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:15, контрольная работа
Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.
Введение………………………. ……………………………………………...3
1. Природа социального конфликта, его функции………………………….4
2. Классификация социальных конфликтов………………………………..11
3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов……………………..15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы…………………………………………………………..20
Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер; дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.
Деструктивные функции:
необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вводят их в определяемые законом рамки. Так, институт политических партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конфликт между разными группами и слоями общества.
При оценке последствий конфликта следует избегать полярных мнений типа «негативный» или «позитивный». Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.
2. Классификация социальных конфликтов
В обществе происходит великое множество конфликтов. Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Существует множество классических типологий социальных конфликтов
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.
Рациональные конфликты охватывают сферу разумного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назначении того или иного лица на руководящую должность, выработка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные конфликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсудить ситуацию и прийти к общему решению.
Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона воспринимается как средоточие всех зол и бед. Такой конфликт называют эмоциональным.
Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регулированию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массового эмоционального конфликта является конфликт межнациональный. Такие конфликты отличаются длительностью и часто сопровождаются жестокостью.
В
конфликте всегда принимают участие
несколько сторон. Поэтому базисная
классификация конфликта
Таблица 1. Классификация конфликтов
ТИП | Конфликты с участием человека | зооконфликты | ||
социальные | Внутриличностные | интерапсихические | зоосоциальные | |
В
И Д |
Межличностные | Между «хочу» и «хочу» | Между двумя животными | |
Между личностью и группой | Между «могу» и «не могу» | |||
Между малыми социальными группами | Между «хочу» и «не могу» | Между животным и группой | ||
Между средними социальными группами | Между «нужно» и «нужно» | |||
Между большими социальными группами | Между «хочу» и «нужно» | Между группами животных | ||
Межгосударственные | Между «нужно» и «не могу» | |||
Межкоалиционные |
Конфликты классифицируют также по сферам жизни:
1. Межличностные конфликты. Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (оценка своей деятельности, статуса, социальной значимости). Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.
2.Трудовые конфликты. Расхождение в целях и противоречия между руководителями и подчиненными могут проявляться в различных формах, но все же определяющим фактором является социально-классовое противоречие между работодателями и их управляющими, с одной стороны, и наемными работниками и их организациями, с другой стороны, по вопросам уровня эксплуатации, улучшения условий труда, социального обеспечения, безопасности в производственном процессе и сфере занятости и т. д. Это противоречие порождает целую серию организационных социально-экономических конфликтов, которые могут протекать как в скрытой (латентной) форме, так и в форме острого, открытого конфликта - забастовки.
3. Межнациональные конфликты. Действительно, национальные и национально-этнические конфликты занимают заметное место в современной жизни. Национальные и национально-этнические конфликты - конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего - это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями.
4. Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти: доминирования, влияния, авторитета. В крупной общности (национально-государственной, международной и т. д.) этот конфликт может, носить скрытый или открытый характер.
5. Социально-экономические конфликты, т. е. конфликты по поводу средств жизнеобеспечения: уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.
Все
конфликты можно
• Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
• Межличностный конфликт — разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
• Межгрупповой конфликт — это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. Некоторое число индивидов, образующих вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте.
• Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
• Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:
1. Межиндивидуальные конфликты.
2.
Межгрупповые конфликты, при
группы интересов,
группы этнонационального характера,
группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри и межинституциональные конфликты.
5.
Конфликты между секторами
6.
Конфликты между
7.
Конфликт между культурами или
типами культур. Эта типология
основана на выделении
Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить:
1.
Экономические конфликты (
2.
Политические конфликты (
3.
Ценностные конфликты (
4.
Статусные конфликты (
Существует множество видов социальных конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.
3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.
Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы.
Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Можно охарактеризовать эту стадию понятием «социальная напряженность». Социальная напряженность - это особое социально-психологическое состояние общественного сознания и поведения индивидов, социальных групп и общества в целом, специфическая ситуация восприятия и оценки событий, характеризуется повышенной эмоциональной возбужденностью, нарушением механизмов социальной регуляции и контроля. Обострение социальной напряженности означает начало новой фазы развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. Во второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов в этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности к неприязни, которая психологически закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, что стимулирует конфликтное поведение.