Социальный патронаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.

Вложенные файлы: 1 файл

ТСР Социальный патронаж.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые социологи в  качестве самостоятельных рассматривают  такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а  также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны  женских консультаций, патронаж абонентов  Телефонов доверия и пр).

 

Этапы технологии социального патронажа

Первый этап - постановка социального диагноза. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.

По мнению наиболее опытных  сотрудников патронажных служб, первичная информация о семье  должна отвечать следующим требованиям:

• наличие данных об имеющихся  проблемах, которые следует решать в первую очередь, что дает возможность  последовательно выполнять намеченные планы;

• использование разных каналов поступления информации, ее систематизация и упорядочение. При этом сведения не должны основываться только на эмоциональных впечатлениях самих патронажных работников, они  должны быть максимально многоплановыми и разносторонними, а главное - объективными;

• адекватность и направленность на решение тех проблем семьи, в которых сфокусированы ее основные трудности (реальная полезность информации; излишние сведения только мешают объективной  оценке и свидетельствуют о бесполезной  трате времени). Исходная информация необходима, но не достаточна для социального  диагноза. Его постановка на практике также имеет свои этапы.

Прежде всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:

• общие сведения о семье  и их анализ;

• характеристика межличностных  отношений в семье и ее взаимодействия с социальным окружением;

• факторы, определяющие все  отношения семьи и их предварительный  анализ.

Далее опытные патронажные  работники сосредотачивают внимание на получении ответов на вопросы, помогающие уточнять первичный социальный диагноз, собрать информацию для разработки патронажной программы.

Второй этап - вмешательство патронажной службы в семейную ситуацию. Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.

Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных  служб объективно оправдано и  происходит в следующих ситуациях:

• тяжелые, травмирующие события, представляющие угрозу для жизни, способные  привести членов семьи к сильным  эмоциональным расстройствам и  острым переживаниям экстремального характера, к выбору саморазрушающих форм поведения типа попыток самоубийства, желания расправиться с близкими или окружающими, убежать из дома, оставить семью и т. п.;

• резкие изменения внешней, социальной ситуации, к которым семья  не успела подготовиться и реакция на которые подавляет адаптивные механизмы ее членов (увольнение с работы, смерть близкого человека, развод, хроническая болезнь, получение инвалидности и т. д.; в этом же ряду можно отметить беременность и рождение детей у несовершеннолетней матери), что чревато развитием острого кризиса или истощением защитных механизмов;

• глубокая укорененность семьи в криминальной, алкогольной, люмпенской субкультуре, необратимые в принципе или без квалифицированной помощи поведенческие и личностные изменения у членов семьи, опасные для родственников (прежде всего детей) и окружающих.

Социальное вмешательство  в том виде, в котором оно  используется в практике эффективно работающих социальных служб, - это  действия, посредством которых патронажные  и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему  в жизнедеятельности клиентов.

Третий этап - работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения. Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Технология социального  патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование  каких-либо специальных методов  проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным  использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых  патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит  отклик у нормальных, нравственно  здоровых людей, расположенных к  получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами  патронажных служб.

Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных  работников, осознающих важность настроя  семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для  того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные  методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных  последствиях и угрозах для семьи  и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной  и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как  советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы  клиент убедился в том, что патронажный  работник всецело проникся его проблемой  и искренне делает все, что в его  силах, чтобы помочь.

Четвертый этап - проблемный анализ. Используя методы проблемного анализа, патронажные службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка - социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.

Эта стадия патронажа логически  связана с ее первой стадией - постановкой  социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокого проникновения  в причинно-следственные связи, детерминирующие  кризисное состояние семьи или  ребенка.

Опыт патронажных служб  доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью - один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений" (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.

Особенность этой стадии некоторые  патронажные службы видят в том, что наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также и одновременное воздействие  и построение системы отношений, когда клиент сам стремится довести  до патронажного работника какую-либо информацию о себе и своей ситуации.

Пятый этап - это рассмотрение всего диапазона возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, составление договора формального или неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки работы, время и место встреч и другие моменты, имеющие значение для успешной реализации патронажной программы. Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним - качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.

В практике социальных, служб  основным предметом подобного «рабочего  соглашения» являются следующие  аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые  предполагается использовать (в самом  общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей - социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и  т. д., какие ведомства могут быть подключены.

Шестой этап - социальная терапия. Эта стадия заключается в процессе осуществления запланированных преобразований, реализации программ социального патронажа.

В практике имеют место  самые разнообразные виды и типы таких программ, направленные на решение  соответствующих многообразных  кризисных ситуаций и нивелирование  факторов риска (программы патронажа  семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей  юных матерей, разведенных родителей  и ряд других)

Седьмой этап - оценка эффективности совместных действий и при необходимости обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.

Восьмой этап - это помощь клиентам в принятии решения о целесообразности использования постоянной системы поддержки, иных путей и средств при возникновении непредвиденной ситуации.

Безусловно, данная схема - это  идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2-3-х до 5-6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.

В технологии социального  патронажа применяются следующие  методы: коррекция, психотерапия, обучение, репетирование, моделирование, побуждение, рефлексия, посредничество, развитие у клиентов социальных и личностных навыков, создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов, социально-психологическое сопровождение и другие.

 

Список использованной литературы

1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160с.

2. Алексеева Л.С., Меновщиков  В.Ю. Сущностные характеристики  социального патронажа и возможности  его потенциального влияния на  решение проблем социального  здоровья семей и детей//Социальное  обслуживание. – 2004. – № 3. –  С. 50-85

3. Осипова И.И. Установление  контактов с семьей в процессе  патронажа: методики и технологии//Отечественный  журнал социальной работы. – 2005. – №3. – С. 56-65

4. Панов А.М. Деятельность  служб социального патронажа  семей и детей в России и  за рубежом//Социальное обслуживание. – 2005. – №1. – С. 59-75

5. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.


Информация о работе Социальный патронаж