Социальный портрет современной российской молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить социальный портрет современной российской молодежи и то, какие изменения он претерпевает в современном обществе.
Задачи:
- охарактеризовать сущность и содержание понятия «молодежь»;
- определить социальные аспекты образа жизни молодежи;
- изучить проблемы современной молодежи;
- рассмотреть молодежь в общественных преобразованиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным, приведенным в таблице 1 видно, что большинство испытуемых затруднились в своем ответе, на поставленный вопрос. Те респонденты, которые все же смогли дать конкретный ответ, в своем большинстве  считают, что современная молодежь больше стремится к приобретению денег и богатства – 17%, на втором месте, по их мнению, выступает образование, получение востребованной профессии – 16%, третье место занимает работа, карьера – 13%. Такие показатели как саморазвитие, самореализация, успех – 2%, независимость – 1%, создание семьи – 1%, переезд, эмиграция – 1%, воровство, криминал – 1%  имеют наименьшие показатели. Конечно, то, что воровство и криминал имеют один из наименьших показателей, радует, но то, что современная молодежь, по мнению испытуемых, в своем большинстве стремится к обогащению, заставляет задуматься о будущем нашей России. Несомненно, высота показателя такого пункта, как получение образования и востребованной профессии, также связана с желанием у молодого поколения наживы. Все это напрямую связанно с положением в стране, наше государство толкает молодежь к выбору подобных привилегий, так как в стране активно процветает коррупция, и современное поколение наблюдает за тем, как самых высоких статусов в обществе занимают не писатели, ученные и преподаватели, а миллионеры и коррупционеры.

Таблица  2 –  Кем чаще всего хотят стать  сегодняшние юноши, %

 

Мужчины 18 – 24 лет

Женщины 18 – 24 лет

Предприниматель, коммерсант

17

23

Юрист

17

17

Менеджер 

9

6

Банкир, финансист 

11

3

Директор, начальник

10

1

Экономист

7

9

Программист, компьютерщик

7

5

Олигарх, богач

8

4

Любая хорошо оплачиваемая работа

6

1

Чиновник, госслужащий

1

0

Политик

2

2

Бандит 

2

1

Военный

3

0

Водитель 

2

2

Работник МВД

1

2

Медик

2

4

Инженер

3

1

Спортсмен

1

0

Нефтяник

1

1

Другие 

3

8

Затрудняюсь ответить, нет ответа

20

25


 

Респондентам  задавали вопрос: «Как вы думаете, кем хотят стать сегодняшние юноши?»

Данная таблица показывает нам, что испытуемыми были мужчины и женщины 18 – 24 лет, которые являются самыми яркими представителями современного молодого поколения. Мы видим, что некоторые показатели значительно различны, например, мужчины (11%) в значительно большей степени считают профессию банкира, финансиста более необходимой, нежели женщины (3%), подобная ситуация просматривается и с должностями начальника, директора. Количество мужчин, которые считают, что  современные юноши хотят стать начальником, директором равно 10%, женщины же совсем наоборот, думают, что современные молодые люди почти не нуждаются в этих должностях – 1%. Такие показатели объясняются тем, что в современно обществе сложилось мнение о том, что подобные профессии в большей степени подходят для женщин.

Таблица 3 – Кем чаще всего хотят стать сегодняшние девушки, %

 

Мужчины 18 – 24 лет

Женщины 18-24 лет

Удачное замужество

14

7

Модельный бизнес

13

16

Юрист

12

9

Экономист

7

11

Предприниматель, коммерсант

10

8

Бухгалтер

5

10

Медик

3

9

Актриса, певица

5

3

Менеджер 

6

11

Домохозяйка

1

3

Парикмахер, косметолог, массажист 

2

5

Торговый работник

0

6

Любая хорошо оплачиваемая работа

2

0

Педагог

1

0

Директор, начальник 

2

2

Секретарь

3

0

Дизайнер 

0

2

Психолог 

0

2

Программист, компьютерщик

0

0

Другие 

1

4

Затрудняюсь ответить, нет ответа

36

20


 

Исходя из данных, представленных в таблице, можно отметить следующее: большинство мужчин считают, что современные девушки в своем большинстве хотят удачно выйти замуж – 14%, количество девушек, которые считают так же вдвое меньше – 7%, это объясняется тем, что в нашем обществе закрепилось понятие, что для девушек главное, это удачно выйти замуж. Но современная ситуация в корне изменилась, представительницы  женского населения стали намного самостоятельнее, более заинтересованными в удачном карьерном росте, так как в мире явно преобладает имансипация. Так же в таблице видно, что большинство женщин считают, что сегодняшние девушки в большей степени хотят найти себя в модельном бизнесе, это объясняется тем, что в наше время модельный бизнес считается довольно прибыльным занятием.

Итак, можно сделать вывод, что современное молодое поколение в большей степени заинтересованно в финансовом благополучии, обогащении  и наживе. Отсюда исходит построение планов на будущее, выбор будущих профессий. Так же сегодняшняя молодежь стала слишком несамостоятельной и неподготовленной к будущей самостоятельной жизни.

 

Заключение

 

 

Социальный облик молодежи формируется через воздействие  усвоенных в процессе социализации знаний, норм, ценностей, значимых для  общества. В связи с этим образуется определенная целостность формирования социокультурных ориентаций. Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Исследование социального портрета молодежи в соответствии с социокультурной ситуацией в современной России становится наиболее показательным в отражении реального процесса социального развития молодежи.

В современном российском обществе наблюдается трансформация системы социокультурных ориентаций молодежи. Это связанно с процессами трансформации общества. Утрачиваются прежние социальные ориентиры, распадаются традиционные институты социализации молодежи. С одной стороны эти изменения, с одной стороны, повысили степень ответственности молодежи за свое будущее, а с другой стороны показало неготовность большинства молодых людей включиться в новые общественные отношения, а также растерянность перед жизнью в будущем.

В таких условиях развития России социальный облик молодежи детерминирован общественными преобразованиями. В связи с тем, что социальная среда изменилась, молодые люди перестраивают свои планы на жизнь. Этим и обусловлена адаптация молодежи к современным условиям среды.

Как показывают данные социологических исследования, современное молодое поколение в большей степени заинтересованно в финансовом благополучии, обогащении  и наживе. Отсюда исходит построение планов на будущее, выбор будущих профессий.

Исследование социального  портрета молодежи всегда будет значимо для общества, особенно для переходного общества, с целью определения пути его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

  1. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1. 365 с.
  2. Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Cб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.Н. Белова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 400 с.
  3. Социальная работа: Учебник/ отв. ред. П.Д. Павленок. 2-е изд.исп.и доп.  М.: ИНФРА-М, 2006. 395с.
  4. Безрукова О.Н.Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.
  5. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16. 478 с.
  6. Оглобличева Л. Целомудрие спасет от заразы века // Сибайский рабочий, 2006. 415 с.
  7. Технологии социальной работы: Учебник/Под общ.ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2006. 400с.
  8. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 236с.
  9. Молодёжь и образование XXI  века: материалы VII Межвузовской  научно-практической конференции молодых учёных и студентов  (г.Ставрополь, 19 мая 2010 г.) / Под общей ред. С.В. Бобрышова. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 432 c.
  10. Моз де Л. Психоистория. — Ростов-на-Дону, 2000. 117 с.
  11. Мид М. Культура и мир детства, избранные произведения. М., 1988. 342 с.
  12. Фонд Общественное Мнение (http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1121/d112115)

 

 




Информация о работе Социальный портрет современной российской молодежи