Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:47, доклад
Данная разновидность социологических концепций возникла как
попытка соединения историко-эволюционного подхода к обществу со
структурно-функциональным анализом.
Л. Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист,
его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др.
Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах
социопсихического группового взаимодействия. Объект социологии –
социальная группа, а предмет социологии – исследование системы их
взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории,
исследующей все человечество в целом). Социальная группа –
надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов
целиком и полностью.
Социал-дарвинистские концепции
Данная разновидность
попытка соединения историко-эволюционного подхода к обществу со
структурно-функциональным анализом.
Л. Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист,
его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др.
Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах
социопсихического группового взаимодействия. Объект социологии –
социальная группа, а предмет социологии – исследование системы их
взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории,
исследующей все человечество в целом). Социальная группа –
надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов
целиком и полностью.
Социальные группы подразделяются на простые (исходные,
первоначальные, примитивные) – сообщества людей, обладающие ярко
выраженными антропологическими и этническими признаками
(первобытные орды, племена и т.п.), и сложные (группы второго порядка)
– сословия, классы, государства. Любой индивид есть реальность «второго
порядка», т.е. является продуктом группового опыта.
Социальные группы постоянно
борются между собой за
выживание и господство. Постоянная и беспощадная борьба есть
нормальная взаимосвязь между группами. Само общество есть продукт
завоевания одних социальных групп другими. Социальные конфликты и
общественное неравенство людей обусловлены биосоциальным
неравенством рас («раса» у Л. Гумпловича означает «нацию», «народ»).
Л.Гумплович отвергает теорию классовой борьбы, противопоставляя ей
доктрину борьбы «рас». В подчинении слабых проявляется закон борьбы
за существование.
В историческом развитии первоначальная борьба между ордами, в
результате которой появляется государство, постепенно сменяется борьбой
между государствами и внутри государств. Таким образом, межгрупповые
конфликты не исчезают в обществе, а лишь приобретают новую форму
(межплеменная война сменяется классовой и т.д.). Основная причина
борьбы – экономические мотивы, борьба за материальные потребности.
Л. Гумплович ввел в оборот термин «этноцентризм» («Расовая
борьба», 1883) для объяснения межличностных и общественных
отношений, складывающихся внутри примитивного сообщества и
отношений между группами. Если для отношений внутри группы
характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к
выработанным внутри группы нравственным, эстетическим, религиозным
и другим ценностям, то для отношений между группами характерны
недоверие, презрение, враждебность.
Г. Ратценхофер (1842-1904) – австрийский военный деятель, философ,
социолог. В своих работах «Сущность и цель политики» (1893),
«Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает
социологию как особую философскую науку (макросоциологию),
выступающую в роли основы всех социальных наук и практической
политики. Социология призвана выявить и описать фундаментальные
общественные законы.
Если у Л. Гумпловича конфликт непреодолим, то у Г. Ратценхофера
преодоление социальных конфликтов достижимо на основе «приведения
во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».
Последнее рассматривается им как базовый закон социологии. При этом
основными явлениями и процессами социальной жизни являются:
размножение и сохранение индивидов, изменение индивидуальных и
социальных типов, расовая дифференциация, абсолютная враждебность
рас и борьба за существование, господство и подчинение и т.д. Многие
тезисы Г. Ратценхофера легли в основу возникшей позднее геополитики
(общественно-историческая
борьба рас, война как форма развития общества и т.д.).
У. Самнер (1840-1910) – американский социолог. Основные принципы
социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер
общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного
отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание
имущественного неравенства не является препятствием социальному
прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие
общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей
являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы
людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими
мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть,
честолюбие и страх.
С точки зрения У. Самнера, общество – это конгломерат
конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель своей
жизни (поддержание жизни). Им был разработан понятийный аппарат
(«Народные обычаи», 1906) для анализа содержания и взаимоотношений
между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе
понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа»
функционирует на основе отношений согласия, тогда как в отношении к
«они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех
социальных процессов делает невозможным регулирование людьми
собственной жизни в обществе.
К достоинствам социал-
стремление выявить единство законов общества и живой природы,
подчеркивание роли конфликтов в жизни общества и т.д. К недостаткам
можно отнести сведение социальных
закономерностей к
(натурализм, редукционизм), сведение всей социальной жизни к борьбе за
выживаемость (борьба за существование как основной закон
общественной жизни), ударение на противоречивости социальной жизни
(дисфункциях, а не функциях системы), что неизбежно оборачивалось
односторонностью во взглядах на социальную жизнь.
Психологические концепции
Кризис биолого-
способствовал усилению психологической тенденции. Чисто
биологические модели структуры и функционирования общества (социал-
дарвинизм, органицизм) быстро утратили свои позиции, так как не
учитывали один из главных факторов жизни общества – человеческую
психику. В социологии складывается направление «психологизм»,
стремившийся учесть «психологический» фактор, определить с его
помощью сущностные характеристики человека и общества.
Идея сведения социального к психологическому не была новой в
истории общественной мысли. Так, Дж. С. Милль в полемике с О. Контом
утверждал, что все социальные законы можно свести к «законам
индивидуальной человеческой природы». В общественной жизни люди
обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы
отдельного человека и могут быть сведены к ним, поэтому социология
имеет своей основой психологию. Как и многие другие социологические
течения, психологическая социология никогда не была единым течением.
К ней можно отнести такие школы, как психологический эволюционизм,
инстинктивизм, психология народов, групповая психология,
интеракционизм. Всем им присуща одна общая черта – стремление
сводить социальное к психологическому.
Психологический
эволюционизм попытался
дарвинистскую эволюционистскую
схему изучением
механизмов развития и функционирования общества.
Л. Уорд (1841-1913) – американский социолог, первый президент
Американского социологического общества. В своих работах
«Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации»
(1893), «Очерки социологии» (1898) и др. отстаивает точку зрения, что в
отношении к истории человечества спенсеровский принцип космической
эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. При этом
все социальные институты рассматривались им как результат развития
психических сил. Основанием социологии должна быть не биология, а
психология.
Основополагающим общественным запросом, по Л.Ф. Уорду, является
стремление к увеличению наслаждения и уменьшению страдания.
Желание быть счастливым – основной стимул всех социальных движений,
основа общественных систем. Таким образом, общественные силы – это,
по сути дела, психические силы. В основании действий личности лежат
первичные «желания» (утоление голода, сексуальных потребностей и т.д.)
и вторичные потребности и интересы (интеллектуальные, моральные,
эстетические). Человеческие желания, связанные с удовлетворением
голода и секса, породили труд и обман, которые являются постоянными
спутниками человеческой жизни. Обман – разновидность труда: сначала
человек обманывает животных, заманивая их в яму, затем начинает
обманывать других людей.
В истории
человечества огромную роль
противоположные интересы людей приводят к постоянной борьбе за
существование. Из-за этого единственной основой формирования
социальных институтов может стать групповое чувство безопасности.
Социократия – это идеальное общество, где налажен научный контроль
над социальными силами посредством коллективного разума общества.
Согласно Л.Ф. Уорду, гуманизация капитализма произойдет путем
введения всеобщего обязательного образования, а фундаментальным
законом общественного развития станет борьба за такую социальную
организацию, в которой целью является всеобщее благосостояние, а
главным средством – уменьшение социальных трений с помощью
всемерного развития системы образования.
Ф. Гиддингс (1855-1931) – американский социолог, основатель первой
в США кафедры социологии в Колумбийском университете, автор книг
«Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898),
«Исследования по теории человеческого общества (1922) и др. Социология
– «конкретная, описательная, историческая, объяснительная наука». В
отличие от психологии изучает не индивидуальный разум, а ассоциации.
Социология – это «наука, которая стремится понять общее в целом и
пытается объяснить его посредством космических законов и причин». При
этом общество рассматривается как «психическое явление, обусловленное
физическим процессом, а потому социология должна соединить в себе как
субъективное, так и объективное объяснения». Общество (в
первоначальном смысле этого слова) – сотоварищество, ассоциация, общая
жизнь. Поэтому социологический анализ общественных процессов должен
сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно-
психологических факторов.
Центральное
понятие социологии – «
рода (коллективное сознание) – чувство тождества людей друг другу,
социальный разум,
«сознательное признание
собой» (именно оно обеспечивает взаимопонимание и коммуникацию
людей). Это сознание отличает социальное поведение от чисто
экономического, политического, религиозного поведения. Сознание рода
есть первичный и элементарный субъективный социальный факт. По сути
дела, речь идет о коллективном сознании (общественное мнение,
коллективные настроения, социальные ценности и т.п.).
Инстинктивизм. Психологический эволюционизм оказался
малозаметным в истории социологической мысли, гораздо более
влиятельным стал инстинктивизм. Идея «социальных инстинктов»
появилась из стремления психологии XIX в. сконструировать социум по
образу и подобию индивида, т.е. из попытки выявить такие
психологические детерминанты, которые могли бы объяснить не только
индивидуальное, но и групповое поведение. Во второй половине XIX в.
экспериментальные исследования человеческой психики показали:
личность детерминирована не только разумом, но и мощным
подсознанием (инстинкт, импульс и т.п.). Так, психологи Вюрцбургской
школы ввели в научный оборот понятие установки, т.е. такого состояния
сознания, которое плохо поддается логическому анализу, но регулирует
отбор и динамику умственных операций. Все это привело к тому, что к
концу XIX в. многие исследователи начали интерпретировать социальные
явления в терминах неосознаваемых «инстинктов», «стремлений»,
«импульсов». Стержень инстинктивизма – теория инстинктов
социального поведения.
Все представители
«базовые» инстинкты (З. Фрейд – 2, У. Мак-Дугалл – 20, У. Джемс – 38).
У. Мак-Дугалл (1871-1938) – англо-американский социолог и
психолог. В 1908 г. вышла его работа «Введение в социальную
психологию». Считается, что именно в этом году социальная психология
утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины. У. Мак-Дугалл
проводит мысль, что теоретической основой всего обществознания должна
стать «психология инстинкта». Под инстинктом понималось «врожденное
или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет
индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты
и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, и
действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по
крайней мере испытывая импульс к такому действию». По его мнению,