Социал-дарвинистские концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:47, доклад

Краткое описание

Данная разновидность социологических концепций возникла как
попытка соединения историко-эволюционного подхода к обществу со
структурно-функциональным анализом.
Л. Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист,
его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др.
Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах
социопсихического группового взаимодействия. Объект социологии –
социальная группа, а предмет социологии – исследование системы их
взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории,
исследующей все человечество в целом). Социальная группа –
надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов
целиком и полностью.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

Социал-дарвинистские концепции

   Данная разновидность социологических  концепций возникла как

попытка соединения историко-эволюционного  подхода к обществу со

структурно-функциональным анализом.

   Л. Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист,

его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы  социологии» (1899) и др.

Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах

социопсихического группового взаимодействия. Объект социологии –

социальная группа, а предмет  социологии – исследование системы  их

взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории,

исследующей все человечество в целом). Социальная группа –

надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов

целиком и полностью.

   Социальные группы подразделяются на простые (исходные,

первоначальные, примитивные) – сообщества людей, обладающие ярко

выраженными       антропологическими     и    этническими   признаками

(первобытные орды, племена и  т.п.), и сложные (группы второго  порядка)

– сословия, классы, государства. Любой  индивид есть реальность «второго

порядка», т.е. является продуктом  группового опыта.

   Социальные группы постоянно  борются между собой за влияние,

выживание и господство. Постоянная и беспощадная борьба есть

нормальная взаимосвязь между  группами. Само общество есть продукт

завоевания одних социальных групп  другими. Социальные конфликты и

общественное      неравенство    людей    обусловлены    биосоциальным

неравенством рас («раса» у Л. Гумпловича означает «нацию», «народ»).

Л.Гумплович отвергает теорию классовой борьбы, противопоставляя ей

доктрину борьбы «рас». В подчинении слабых проявляется закон борьбы

за существование.

   В историческом развитии  первоначальная борьба между  ордами, в

результате которой появляется государство, постепенно сменяется борьбой

между государствами и внутри государств. Таким образом, межгрупповые

конфликты не исчезают в обществе, а лишь приобретают новую форму

(межплеменная война сменяется  классовой и т.д.). Основная причина

борьбы – экономические мотивы, борьба за материальные потребности.

   Л. Гумплович ввел в оборот термин «этноцентризм» («Расовая

борьба», 1883) для объяснения межличностных и общественных

отношений, складывающихся внутри примитивного сообщества и

отношений между группами. Если для  отношений внутри группы

характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к

выработанным внутри группы нравственным, эстетическим, религиозным

и другим ценностям, то для отношений  между группами характерны

недоверие, презрение, враждебность.

   Г. Ратценхофер (1842-1904) – австрийский военный деятель, философ,

социолог. В своих работах «Сущность  и цель политики» (1893),

«Социологическое познание» (1898), «Социология» (1907) рассматривает

 

 

социологию как особую философскую  науку (макросоциологию),

выступающую в роли основы всех социальных наук и практической

политики. Социология призвана выявить  и описать фундаментальные

общественные законы.

   Если у Л. Гумпловича конфликт непреодолим, то у Г. Ратценхофера

преодоление социальных конфликтов достижимо  на основе «приведения

во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов».

Последнее рассматривается им как  базовый закон социологии. При  этом

основными явлениями и процессами социальной жизни являются:

размножение и сохранение индивидов, изменение индивидуальных и

социальных типов, расовая дифференциация, абсолютная враждебность

рас и борьба за существование, господство и подчинение и т.д. Многие

тезисы Г. Ратценхофера легли в основу возникшей позднее геополитики

(общественно-историческая значимость  насилия, история общества как

борьба рас, война как форма  развития общества и т.д.).

   У. Самнер (1840-1910) – американский социолог. Основные принципы

социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер

общественной эволюции, всесилие и  универсальность естественного

отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание

имущественного неравенства не является препятствием социальному

прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие

общественного прогресса. Первичным  фактором во взаимодействии людей

являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы

людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими

мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть,

честолюбие и страх.

   С точки зрения У. Самнера, общество – это конгломерат

конкурирующих групп, стремящихся  осуществить основную цель своей

жизни (поддержание жизни). Им был  разработан понятийный аппарат

(«Народные обычаи», 1906) для анализа  содержания и взаимоотношений

между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе

понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа»

функционирует на основе отношений  согласия, тогда как в отношении  к

«они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех

социальных процессов делает невозможным  регулирование людьми

собственной жизни в обществе.

   К достоинствам социал-дарвинистских  концепций можно отнести

стремление выявить единство законов  общества и живой природы,

подчеркивание роли конфликтов в жизни  общества и т.д. К недостаткам

можно отнести сведение социальных закономерностей к биологическим

(натурализм, редукционизм), сведение всей социальной жизни к борьбе за

выживаемость (борьба за существование  как основной закон

общественной жизни), ударение на противоречивости социальной жизни

(дисфункциях, а не функциях системы), что неизбежно оборачивалось

односторонностью во взглядах на социальную жизнь.

 

 

Психологические концепции

   Кризис биолого-натуралистических  теорий в конце XIX в.

способствовал     усилению    психологической      тенденции.    Чисто

биологические модели структуры и функционирования общества (социал-

дарвинизм, органицизм) быстро утратили свои позиции, так как не

учитывали один из главных  факторов жизни общества – человеческую

психику. В социологии складывается направление «психологизм»,

стремившийся учесть «психологический» фактор, определить с его

помощью сущностные характеристики человека и общества.

   Идея сведения  социального к психологическому не была новой в

истории общественной мысли. Так, Дж. С. Милль в полемике с О. Контом

утверждал, что все  социальные законы можно свести к  «законам

индивидуальной человеческой природы». В общественной жизни люди

обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов  природы

отдельного человека и могут быть сведены к ним, поэтому социология

имеет своей основой  психологию. Как и многие другие социологические

течения, психологическая  социология никогда не была единым течением.

К ней можно отнести  такие школы, как психологический  эволюционизм,

инстинктивизм,     психология    народов,     групповая    психология,

интеракционизм. Всем им присуща одна общая черта – стремление

сводить социальное к психологическому.

   Психологический  эволюционизм попытался дополнить  социал-

дарвинистскую эволюционистскую схему изучением психологических

механизмов развития и функционирования общества.

   Л. Уорд (1841-1913) – американский социолог, первый  президент

Американского социологического общества. В своих работах

«Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации»

(1893), «Очерки социологии»  (1898) и др. отстаивает точку зрения, что в

отношении к истории человечества спенсеровский принцип космической

эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. При этом

все социальные институты  рассматривались им как результат  развития

психических сил. Основанием социологии должна быть не биология, а

психология.

   Основополагающим  общественным запросом, по Л.Ф.  Уорду, является

стремление к увеличению наслаждения и уменьшению страдания.

Желание быть счастливым – основной стимул всех социальных движений,

основа общественных систем. Таким образом, общественные силы – это,

по сути дела, психические  силы. В основании действий личности лежат

первичные «желания» (утоление голода, сексуальных потребностей и т.д.)

и вторичные потребности и интересы (интеллектуальные, моральные,

эстетические). Человеческие желания, связанные с удовлетворением

голода и секса, породили труд и обман, которые являются постоянными

спутниками человеческой жизни. Обман – разновидность  труда: сначала

человек обманывает животных, заманивая их в яму, затем  начинает

обманывать других людей.

 

 

   В истории  человечества огромную роль играет  интеллект, однако

противоположные интересы людей приводят к постоянной борьбе за

существование. Из-за этого единственной основой формирования

социальных институтов может стать групповое чувство  безопасности.

Социократия – это идеальное общество, где налажен научный контроль

над социальными  силами посредством коллективного  разума общества.

Согласно Л.Ф. Уорду, гуманизация капитализма произойдет путем

введения всеобщего  обязательного образования, а фундаментальным

законом общественного  развития станет борьба за такую социальную

организацию, в которой  целью является всеобщее благосостояние, а

главным средством  – уменьшение социальных трений с  помощью

всемерного развития системы образования.

   Ф. Гиддингс (1855-1931) – американский социолог, основатель первой

в США кафедры  социологии в Колумбийском университете, автор книг

«Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898),

«Исследования по теории человеческого общества (1922) и др. Социология

– «конкретная, описательная, историческая, объяснительная наука». В

отличие от психологии изучает не индивидуальный разум, а  ассоциации.

Социология –  это «наука, которая стремится  понять общее в целом и

пытается объяснить  его посредством космических  законов и причин». При

этом общество рассматривается как «психическое явление, обусловленное

физическим процессом, а потому социология должна соединить  в себе как

субъективное, так  и объективное объяснения». Общество (в

первоначальном смысле этого слова) – сотоварищество, ассоциация, общая

жизнь. Поэтому социологический  анализ общественных процессов должен

сочетать в себе изучение объективно-природных и  субъективно-

психологических факторов.

   Центральное  понятие социологии – «себеподобное сознание», сознание

рода (коллективное сознание) – чувство тождества  людей друг другу,

социальный разум, «сознательное признание другого  к одному роду с

собой» (именно оно  обеспечивает взаимопонимание и  коммуникацию

людей). Это сознание отличает социальное поведение от чисто

экономического, политического, религиозного поведения. Сознание рода

есть первичный  и элементарный субъективный социальный факт. По сути

дела, речь идет о  коллективном сознании (общественное мнение,

коллективные настроения, социальные ценности и т.п.).

   Инстинктивизм.       Психологический     эволюционизм       оказался

малозаметным в истории социологической мысли, гораздо более

влиятельным стал инстинктивизм. Идея «социальных инстинктов»

появилась из стремления психологии XIX в. сконструировать социум по

образу и подобию  индивида, т.е. из попытки выявить  такие

психологические детерминанты, которые могли бы объяснить не только

индивидуальное, но и групповое поведение. Во второй половине XIX в.

экспериментальные исследования человеческой психики  показали:

личность детерминирована  не только разумом, но и мощным

 

 

подсознанием (инстинкт, импульс и т.п.). Так, психологи  Вюрцбургской

школы ввели в  научный оборот понятие установки, т.е. такого состояния

сознания, которое  плохо поддается логическому  анализу, но регулирует

отбор и динамику умственных операций. Все это привело  к тому, что к

концу XIX в. многие исследователи начали интерпретировать социальные

явления в терминах неосознаваемых «инстинктов», «стремлений»,

«импульсов». Стержень инстинктивизма – теория инстинктов

социального поведения. Все представители инстинктивизма выделяли

«базовые» инстинкты (З. Фрейд – 2, У. Мак-Дугалл – 20, У. Джемс – 38).

   У. Мак-Дугалл (1871-1938) – англо-американский социолог и

психолог. В 1908 г. вышла  его работа «Введение в социальную

психологию». Считается, что именно в этом году социальная психология

утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины. У. Мак-Дугалл

проводит мысль, что  теоретической основой всего  обществознания должна

стать «психология  инстинкта». Под инстинктом понималось «врожденное

или природное психофизическое  предрасположение, которое заставляет

индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты

и испытывать при  этом специфическое эмоциональное  возбуждение, и

действовать по отношению  к этим объектам определенным образом  или по

крайней мере испытывая импульс к такому действию». По его мнению,

Информация о работе Социал-дарвинистские концепции