Социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

1. Этапы и виды социологического исследования
Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологическое исследование.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

 Отбор источников информации  зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

 Различают: 

1) внешний анализ документов, при  котором изучаются обстоятельства  возникновения документов; их исторический  и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе  которого изучается содержание  документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Опрос — метод сбора социологической  информации — предусматривает:

1) устное или письменное обращение  исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую  обработку полученных ответов,  их теоретическую интерпретацию. 

 В каждом случае опрос  предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

 Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

 Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

 Можно выделить следующие  типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное  и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное,  фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

 На первом этапе определяются  теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

2) проблема;

3) объект и предмет; 

4) операционное определение исходных  теоретических понятий, нахождение  эмпирических индикаторов. 

 В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те  слои и группы населения, на  которые предполагается распространить  полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора  респондентов на последней ступени  выборки. 

 На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация  проблемы исследования в формулировке  вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника относительно  возможностей опрашиваемой совокупности  как источника искомой информации;

3) стандартизация требований и  инструкций для анкетеров и  интервьюеров по организации  и ведению опроса, установлению  контакта с респондентом, регистрации  ответов; 

4) обеспечение предварительных  условий для обработки результатов  на ЭВМ; 

5) обеспечение организационных требований к опросу.

 В зависимости от источника  (носителя) первичной информации  различаются опросы массовые  и специализированные. В массовом  опросе основным источником информации  выступают представители различных  социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

 В специализированных опросах  главный источник информации  — компетентные лица, чьи профессиональные  или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

 Участниками таких опросов  являются эксперты, способные дать  взвешенную оценку по интересующим  исследователя вопросам.

 Отсюда еще одно широко  распространенное в социологии  название таких опросов — метод экспертных оценок.

 

 

Типы шкал и правила  их построения.

      Измерение в социологии—  это способ изучения социальных  явлений с помощью количественных  оценок. Применение числовых методов  измерения повлекло появление  шкал. Измерение — это процедура,  с помощью которой объекты соц. исс отображаются на определенную числовую или графическую систему. Основные компоненты измерений: объекты измерения, их свойства, шкалы, на которых отображаются измерения. При проведении измерений в социологии необходимо провести выбор и шкалы. Конструирование того или иного типа шкалы предполагает прежде всего определение индикатора, т.е. фактора, который количественно может отразить измеряемые св-ва. Индикатором может быть пол, возраст, образование и т.д. зачастую необходим не один, а

несколько индикаторов, в каждом случае выбор совокупности индикаторов  зависит от характера объекта  и условий в которых он находится. При построении шкалы необходимо: шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать  все значения, чувствительность шкалы должны быть достаточной,

как правило все позиции располагают  симметрично (значение с + симметрично

значению с -) достаточная точность и надежность (устойчивость к изменению  объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений.

Различают 3 вида шкалы:

номинальная. Примером служит шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями. При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых «нейтральной» позицией.

ранговая, Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой приём измерения установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

интервальная. Используется только для числовых значений, например возраст,

стаж работы и т.д. Существуют сложные варианты измерения при помощи ранговой шкалы – метод парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают

респондентам, предлагая указать более предпочтительный. Шкала Богардуса —

её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок.

Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё  последующее и исключает всё  предыдущее. На вопрос для неё имеет  следующую формулировку: «Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?» — Брачные отношения; Личная дружба; Быть соседями; Быть коллегами по работе; Быть жителями одного города, посёлка, села; и т.д. Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и успешно использоваться для измерение установок относительно явлений в различных сферах общественных отношений.


Информация о работе Социологическое исследование