Социология Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:06, контрольная работа

Краткое описание

В истории новоевропейской социально-экономической мысли марксистская школа социологии представляет явление необычное, экстраординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли и французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию, марксизм в то же время резко порывал со всеми интеллектуальными традициями, предлагая свой, леворадикальный, проект переустройства общества. И Руссо, и Фурье, и Смит, и Гегель были исключительно реформистами, т. е. сторонниками мирного решения экономических проблем и трудовых конфликтов. И это, несомненно, отразилось на характере их учения.

Содержание

Введение 3
1. Карл Маркс 4
1.1 Карл Маркс, как человек 4
1.2 Карл Маркс, как мыслитель 7
2. Идейно-теоретические истоки 10
3. Человек и общество 13
4. Материалистическое понимание истории 15
5. Социальное развитие и социальная революция 17
Заключение 21
Библиографический список 23

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Маркса.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

Творчество Маркса носит  в значительной мере незавершенный  и многозначный характер. Он не создал произведения, в котором бы в связном  и развернутом виде представил свою систему взглядов на общество, подобно  тому, как это сделал Конт. Его  социологические идеи рассеяны в  самых разных произведениях. К тому же эти идеи очень часто излагаются не в форме позитивного развертывания, а в форме полемики с теми или  иными оппонентами, иногда известными, иногда малоизвестными или безвестными.

Некоторые произведения Маркса остались неоконченными и при  его жизни были опубликованы лишь частично, другие - вообще увидели свет десятилетия спустя после его  смерти. Все эти обстоятельства имеют  два важных следствия. Во-первых, всякая интерпретация взглядов Маркса - это  всегда, так или иначе, их реконструкция. Так происходит в какой-то мере с  любой масштабной теоретической  системой, но с марксовой - особенно. Во-вторых, существует огромное множество самых разнообразных, противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций наследия Маркса. Это многообразие усиливается тем, что в процессе своего распространения в качестве политико-идеологической системы марксизм получал истолкование в зависимости от того, на какую социальную, национальную, культурную почву он попадал, в какой среде он функционировал.

В результате к настоящему времени существует такое множество  разнообразных интерпретаций и  трактовок его учения, иногда весьма причудливых, что правильнее говорить уже не о марксизме, а о марксизмах.

Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет какое-то отношение  к Марксу, но определить степень  близости к первоисточнику или истинность интерпретации не всегда возможно. Некоторые интерпретаторы, марксисты  или марксологи, заняты поисками подлинного Маркса. Другие, используя те или иные фрагменты его произведений, исполняют своего рода Маркса, иногда весьма изысканные и утонченные, хотя и вольные. Можно предположить, что если бы Марксу довелось познакомиться и с первыми, и со вторыми интерпретациями, то многие из них вызвали бы у него немалое удивление, и он бы не узнал себя в этих изображениях.

Итак, реконструкция при  истолковании социологии Маркса необходима и неизбежна, учитывая незавершенность  и многозначность его творчества, слияние в нем различных научных  дисциплин, а также научных и  вненаучных компонентов. Но для того, чтобы эта реконструкция могла быть более или менее адекватной, важно постоянно различать и разделять: 1) доктрину Маркса, или марксизм Маркса, с одной стороны, и марксизм, точнее, марксизмы, возникшие после Маркса, - с другой; 2) научные и вненаучные компоненты творчества Маркса; 3) внутри научных компонентов: социологические и внесоциологические, относящиеся к другим социальным наукам; 4) социологию Маркса и марксистскую социологию, т. е. те социологические теории и подходы, которые представляют собой развитие, истолкование и применение его идей. Даже для того, чтобы понять взаимовлияние этих сторон, их необходимо различать.

Разумеется, осуществлять это  различение и разделение далеко не просто, а иногда и невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы хотим понять именно социологию Маркса.

 

  1. Идейно-теоретические истоки.

 

Существует известное  представление, идущее от Энгельса и  сформулированное В. И. Лениным в  статье, о том, что источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Кроме того, Маркс и Энгельс  признавали своими предшественниками  английских и французских материалистов XVII-XVIII вв.

Как жаловался один из выдающихся неортодоксальных последователей Маркса Антонио Грамши: « Эти прилагательное и наречие стерты, как монеты, прошедшие через слишком многие руки».

Эта генеалогия марксизма  Маркса в принципе неоспорима. Но к  ней необходимо добавить те источники, которые содержались в других областях знания, а также те, которые  не признавались Марксом. Кроме того, указанная генеалогия нуждается  в уточнениях.

В частности, когда речь идет о немецкой классической философии, то следует подчеркнуть влияние  двух ее представителей: Гегеля и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей оказал влияние на стиль и метод научного, в том числе социологического, мышления Маркса; на его представление  об объективных социальных законах, прокладывающих себе дорогу сквозь и  через желания и действия отдельных  людей; на его идею прогрессивного развития как противоречивого процесса, в  котором противоречия разрешаются  в диалектическом синтезе (согласно гегелевской триаде ); на ряд идей частного характера у Маркса; наконец, на его теорию отчуждения. Последнюю Маркс разрабатывал также под воздействием Людвига Фейербаха, восприняв его материализм и антирелигиозность. Впрочем, верный своему полемическому методу, Маркс постоянно полемизировал и с этими философами.

Что касается Канта, то его  реальное воздействие на Маркса сомнительно. Фундаментальные проблемы теории познания, поставленные Кантом, были не решены, а обойдены Марксом с помощью материалистического постулата, согласно которому сознание - это просто бытие, в человеческой голове и преобразованное в ней.

Из социалистов, оказавших  наибольшее влияние, как на социологические, так и на политико-утопические  взгляды Маркса, следует отметить Сен-Симона. В социологическом аспекте  он оказал важное воздействие на оценку Марксом:

  1. роли (т. е., по Сен-Симону, производства в широком смысле);
  2. значения форм собственности и классов, особенно пролетариата;
  3. важности революционных сдвигов.

Еще до Маркса Сен-Симон обосновывал  идею о том, что современное государство - препятствие для развития индустриального  общества. Велико было влияние Сен-Симона и на формирование социалистическо-коммунистического идеала немецкого мыслителя. Это относится, в частности, к таким идеям Сен-Симона, как обязательный производительный труд; государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства; превращение государства в орудие организации производства; стирание национальных границ и всемирная ассоциация народов в будущем и т. д.

Вообще следует подчеркнуть, что идеалы Маркса сформировались раньше, чем он сосредоточился на научных  изысканиях. Не наука привела его  к идеалу коммунизма, а наоборот, уже утвердившемуся в его сознании коммунистическому идеалу он стремился  найти научное обоснование.

Влияние Мозеса Гесса (1812-1875) на Маркса было достаточно велико и носило многосторонний характер, несмотря на то, что сам Гесс, участвовавший вместе с Марксом в кружке младогегельянцев, увидел в нем величайшего философа человечества. Он первым соединил социализм с гегелевской философией. По Гессу, идеал социализма - реализация социальной сущности человека. Теорию отчуждения человеком своей собственной сущности в религии, разработанную Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации различных социальных явлений. Он доказывал, что над человеком в отчужденной форме господствуют его собственные силы: бог - в религии, деньги - в экономике, государственная власть - в политике. Будущее социалистическое общество освободит человека от господства созданных им, но отчужденных от него сущностей. Во всех этих положениях легко просматривается та теория отчуждения, которую вслед за Гессом разрабатывал Маркс.

Вероятно, Гесс познакомил Маркса и Энгельса с книгой известного немецкого  историка и правоведа Лоренца  фон Штейна (1842). Штейн был противником  коммунизма, но он одним из первых, если не первым, засвидетельствовал, что  этот бродит по Европе. Он предсказывал его слияние с рабочим движением, всеобщее распространение и последующее  крушение. Он же обратил внимание на стремление французских социалистов, последователей Сен-Симона, строить свои идеи на научном фундаменте.

Учитывая полемический метод  работы Маркса, наряду с его, он сам  испытал и ряд влияний. Даже с  наиболее признанными им авторитетами, в частности Гегелем, Фейербахом, Рикардо, он вел энергичную полемику. Что касается уже упомянутых Гесса и фон Штейна, то они оказали на Маркса как положительное, так и отрицательное влияние. Это относится и к таким мыслителям и политическим деятелям, как Прудон, М. А. Бакунин, Ф. Лассаль; впрочем, обратное влияние Маркса было, во всяком случае, не меньшим, так что здесь имело место взаимовлияние.

В последние годы жизни  Маркс обратился к изучению этнографических  исследований первобытных культур, в частности, работ Льюиса Моргана.

Необходимо отметить и  влияние естественных наук на формирование социологии Маркса. Это относится, в  частности, к таким наукам, как  геология и биология. Геология служила  одним из источников марксовых представлений о социальной системе и ее строении (идея формации). Из биологических идей и открытий, оказавших воздействие на социологические воззрения Маркса, следует подчеркнуть значение понятия биологического организма, морфологических представлений в биологии, открытия клетки и создания клеточной теории строения организма. Особенно важным для Маркса было эволюционное учение Дарвина, изложенное в его знаменитом труде (1859). Маркс увидел в нем некий биологический аналог и подтверждение своих социальных теорий, а также стимул для их дальнейшего развития.

 

  1. Человек и общество.

 
Всякая значительная по масштабу теория общества предполагает явное или  неявное присутствие какой-то теории человека, его сущности и места  в мире. Иными словами, с теоретической  социологией всегда соседствует  определенная философская антропология. Так было и у Маркса. Его видение  человека сформировалось под влиянием просветителей, Гегеля, Фейербаха, а  также Гесса. Хотя Маркс не ставил перед собой задачи создать особую философскую антропологию, его концепция  человека в целом отличалась глубокой оригинальностью.

Согласно Марксу, человек - это, прежде всего, homo faber, человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животного. Человек отличается от животного тем, что не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе.

Вместе с тем труд связывает  человека с природой. Благодаря труду  в ходе исторического развития люди все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение).

Маркс исходит из русоистского взгляда на человеческую природу, согласно которому человек по природе своей - существо целостное, доброе. В оценке человеческой природы он непоколебимый рационалист: человек, в его понимании, существо изначально и, безусловно, разумное.

Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистическом человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени  к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие же этого, нового от первобытного заключается в том, что здесь базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном изобилии.

Эта концепция человека, непосредственно перерастающая  в утопию, составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса. Последние, однако, нуждались в менее абстрактных постулатах и категориях. Поэтому Маркс формулирует тезис о социальной сущности человека и обращается к ее изучению.

Таким образом, Маркс, как  и Конт, вносит важный вклад в  открытие социальной реальности и тем  самым - в онтологическое обоснование  социологии как науки. Но понимает эту  реальность он иначе, чем Конт. В  отличие от Конта его нельзя считать  социальным реалистом, как, впрочем, и  социальным номиналистом. Его трактовка  взаимоотношений общества и индивида базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополняемости и взаимопроникновении этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего – трудовой.

Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме, когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

Будучи поклонником Эсхила и Шекспира, Маркс, представлял себе исторический процесс в виде драмы, в которой люди выступают одновременно и как авторы и как актеры. Люди - практически действующие существа, поэтому именно они создают социальные системы. Но создают они их в определенных социальных и природных условиях.

Личность, по Марксу, - не исходный пункт социально-исторического развития, а его результат. Подчеркивая  социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая  будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

 

  1. Материалистическое понимание истории.

 

Философский материализм  Маркс, считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля и младогегельянцев, стремлением противопоставить ему объяснение мира.

Информация о работе Социология Маркса