Социология Маркса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:06, контрольная работа

Краткое описание

В истории новоевропейской социально-экономической мысли марксистская школа социологии представляет явление необычное, экстраординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли и французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию, марксизм в то же время резко порывал со всеми интеллектуальными традициями, предлагая свой, леворадикальный, проект переустройства общества. И Руссо, и Фурье, и Смит, и Гегель были исключительно реформистами, т. е. сторонниками мирного решения экономических проблем и трудовых конфликтов. И это, несомненно, отразилось на характере их учения.

Содержание

Введение 3
1. Карл Маркс 4
1.1 Карл Маркс, как человек 4
1.2 Карл Маркс, как мыслитель 7
2. Идейно-теоретические истоки 10
3. Человек и общество 13
4. Материалистическое понимание истории 15
5. Социальное развитие и социальная революция 17
Заключение 21
Библиографический список 23

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Маркса.docx

— 53.58 Кб (Скачать файл)

В онтологическом аспекте  Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и  отношений между индивидами, как  фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют  социальные системы и формируются  ими. Общество, по Марксу, не просто в  природу; оно находится с ней  в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает  его с природой и вместе с тем  противопоставляет его ей.

Хотя главные постулаты  материалистического понимания  истории недоказуемы и неопровержимы  и носят метафорический характер, в нем содержалась очень важная для социологии установка на изучение глубинных социальных структур, скрытых  за теми представлениями, которые общества и группы создают о себе. Маркс  подходил к изучению общества как  к системе. В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими.

Как и Конт, Маркс не проводил четкого различия между обществом  и человечеством, рассматривая последнее  как просто расширенное до предела  общество. Все общества в его представлении  в принципе развиваются по одним  и тем же законам. Как и Конт, Маркс верил в социальный прогресс. Но его представление о социальном развитии было менее упрощенным, чем  у Конта. Он исходил из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его трактовка социальных классов и социальных конфликтов стала парадигмальной: в противовес контовской парадигме общества она вместе с социальным дарвинизмом заложила основы парадигмы социального развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

На понимание Марксом  социальной реальности сильнейшее влияние  оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциа-листская вера в повсеместное торжество коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были, прежде всего, средством обосновать post festum эти уже сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление истории, перерастание исследования революций в тезис о необходимости непрерывной революционизации общества, превращение изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли самого пролетариата, а в роли господствующих классов.

В эпистемологическом аспекте важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит из представления о существовании законов исторического развития и исторической необходимости, что нередко приводит его к историческому провиденциализму и фатализму. В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др.

Научная этика Маркса носила двойственный характер. Вообще профессиональная этика социолога предполагает, что  он как ученый всегда готов поставить  под вопрос существующие социальные институты. В этом отношении профессиональная этика Маркса, безусловно, была социологической. Эта этика бескомпромиссного  поиска истины, основанная на признании  преходящего характера существующих институтов, бесконечно возвышала его  над теми учеными-консерваторами, которые  просто из-за страха потерять должность.

Поиск социологической истины неотделим от социальной критики, и  этот элемент в марксовой социологии несомненно присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е  изд.

2. Энгельс Ф. Письмо  Конраду Шмидту 5 августа 1890 г. // Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.

3. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 1980.

4. Hess M. Die Folgen einer Revolution des Proletariats // Hess M. Philosophische und sozialistische Schriften. 1837-1850. Berlin, 1980.

5. Stein L. von. Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs. Leipzig, 1842.

6. Энгельс Ф. Письма  из Лондона // Маркс К., Энгельс  Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

7. Маркс К. Письмо Эдуарду  Спенсеру Бизли, 12 июня 1871 г. // Там же. Т. 33.

8. Маркс К. Критика политической  экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) // Там же. Т. 46, ч. I.

9. Маркс К. Письмо П.  В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там  же. Т. 27.

10. Маркс К. Восемнадцатое  брюмера Луи Бонапарта // Там  же. Т. 8.

11. Маркс К. Капитал.  Т. III // Там же. Т. 25, ч. I, П.

12. Маркс К Экономические рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т. 46, ч. I.

13. Маркс К Оправдание мозельского корреспондента // Там же. Т. 1.

14. Маркс К Экономическая рукопись 1861-1863 годов // Там же. Т. 47.

15. Маркс К. Наброски  ответа на письмо В. И. Засулич  // Там же. Т. 19.

16. Энгельс Ф. Происхождение  семьи, частной собственности  и государства // Там же. Т. 21.

17. Маркс К. К критике  политической экономии // Там же. Т. 13.

18. Маркс К. Введение (Из  экономических рукописей 1857-1858 годов) // Там же. Т. 12.

19. Маркс К. Классовая  борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Там же. Т. 7.

20. Маркс К. Капитал.  Т. I // Там же. Т. 23.

21. Маркс К. Нищета философии  // Там же. Т. 4.

22. Маркс К. Письмо И.Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. // Там же. Т. 28.

23. Маркс К. Наемный  труд и капитал // Там же. Т. 6.

 


Информация о работе Социология Маркса