Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:06, контрольная работа
В истории новоевропейской социально-экономической мысли марксистская школа социологии представляет явление необычное, экстраординарное. Используя лучшие достижения классической социально-философской мысли и французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию, марксизм в то же время резко порывал со всеми интеллектуальными традициями, предлагая свой, леворадикальный, проект переустройства общества. И Руссо, и Фурье, и Смит, и Гегель были исключительно реформистами, т. е. сторонниками мирного решения экономических проблем и трудовых конфликтов. И это, несомненно, отразилось на характере их учения.
Введение 3
1. Карл Маркс 4
1.1 Карл Маркс, как человек 4
1.2 Карл Маркс, как мыслитель 7
2. Идейно-теоретические истоки 10
3. Человек и общество 13
4. Материалистическое понимание истории 15
5. Социальное развитие и социальная революция 17
Заключение 21
Библиографический список 23
В онтологическом аспекте Маркс внес важный вклад в открытие социальной реальности, рассматривая общество как систему связей и отношений между индивидами, как фактор и результат трудовой деятельности людей, которые одновременно формируют социальные системы и формируются ими. Общество, по Марксу, не просто в природу; оно находится с ней в сложных отношениях взаимообмена благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.
Хотя главные постулаты
материалистического понимания
истории недоказуемы и
Как и Конт, Маркс не проводил четкого различия между обществом и человечеством, рассматривая последнее как просто расширенное до предела общество. Все общества в его представлении в принципе развиваются по одним и тем же законам. Как и Конт, Маркс верил в социальный прогресс. Но его представление о социальном развитии было менее упрощенным, чем у Конта. Он исходил из многолинейного характера социальной эволюции, так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он недооценивал позитивное значение социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его трактовка социальных классов и социальных конфликтов стала парадигмальной: в противовес контовской парадигме общества она вместе с социальным дарвинизмом заложила основы парадигмы социального развития. С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.
На понимание Марксом социальной реальности сильнейшее влияние оказали его радикализм, социально-политическая утопия, провиденциа-листская вера в повсеместное торжество коммунизма и в освободительную миссию пролетариата. Его научные исследования были, прежде всего, средством обосновать post festum эти уже сформировавшиеся ранее идеалы. Отсюда деление истории, перерастание исследования революций в тезис о необходимости непрерывной революционизации общества, превращение изучения классовой борьбы в ее восхваление. В итоге пролетариат, устанавливающий, по Марксу, свою диктатуру, выступает уже не в роли самого пролетариата, а в роли господствующих классов.
В эпистемологическом аспекте важное значение имеет сочетание у Маркса теоретического анализа с опорой на большой эмпирический материал. Как и Конт, Маркс исходит из представления о существовании законов исторического развития и исторической необходимости, что нередко приводит его к историческому провиденциализму и фатализму. В его методологии всегда присутствует стремление к выявлению всякого рода противоречий и конфликтов, к объяснению ими различных социальных процессов. Ряд отраслей социологического знания уходит своими корнями в его теории: социология познания, экономическая социология, социология политики и т. д. В работах Маркса можно найти применение разнообразных социологических методов: историко-генетического, историко-сравнительного, структурно-функционального и др.
Научная этика Маркса носила
двойственный характер. Вообще профессиональная
этика социолога предполагает, что
он как ученый всегда готов поставить
под вопрос существующие социальные
институты. В этом отношении профессиональная
этика Маркса, безусловно, была социологической.
Эта этика бескомпромиссного
поиска истины, основанная на признании
преходящего характера
Поиск социологической истины неотделим от социальной критики, и этот элемент в марксовой социологии несомненно присутствовал. Но величина этого элемента у Маркса была чрезмерной, и отмеченное преимущество незаметно перерастало в серьезный изъян. Его радикализм и экстремизм, стремление революционизировать все и вся приводили к тому, что из социолога, изучающего и, естественно, критикующего общество, он превращался в политика, разрушающего объект своего изучения. Наука для Маркса была скорее средством изменить мир, чем объяснить его. Он был нетерпим к своим научным оппонентам. Поэтому этика политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого.
Библиографический список:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд.
2. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту 5 августа 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.
3. Грамши А. Наш Маркс // Грамши А. Избр. произведения. М., 1980.
4. Hess M. Die Folgen einer Revolution des Proletariats // Hess M. Philosophische und sozialistische Schriften. 1837-1850. Berlin, 1980.
5. Stein L. von. Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreichs. Leipzig, 1842.
6. Энгельс Ф. Письма из Лондона // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.
7. Маркс К. Письмо Эдуарду Спенсеру Бизли, 12 июня 1871 г. // Там же. Т. 33.
8. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок 1857-1858 годов) // Там же. Т. 46, ч. I.
9. Маркс К. Письмо П. В. Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т. 27.
10. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Там же. Т. 8.
11. Маркс К. Капитал. Т. III // Там же. Т. 25, ч. I, П.
12. Маркс К Экономические рукописи 1857-1859 годов // Там же. Т. 46, ч. I.
13. Маркс К Оправдание мозельского корреспондента // Там же. Т. 1.
14. Маркс К Экономическая рукопись 1861-1863 годов // Там же. Т. 47.
15. Маркс К. Наброски
ответа на письмо В. И.
16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Там же. Т. 21.
17. Маркс К. К критике политической экономии // Там же. Т. 13.
18. Маркс К. Введение (Из
экономических рукописей 1857-
19. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Там же. Т. 7.
20. Маркс К. Капитал. Т. I // Там же. Т. 23.
21. Маркс К. Нищета философии // Там же. Т. 4.
22. Маркс К. Письмо И.Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. // Там же. Т. 28.
23. Маркс К. Наемный труд и капитал // Там же. Т. 6.