Социология Питирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы, изучить литературу по социологии и рассмотреть П.А. Сорокитна как классика 20 века.
Задачи: изложить в работе жизненный путь классика 20 века,его вклад в российскую науку и науку США, провести анализ взглядов Сорокина на теорию социальной стратификации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Жизнь и творчество Сорокина П.А. в России…………………………4
Глава 2. Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии ………………………………………………………………….7
Глава 3. Питирим Сорокин и культура как детерминанта исторической
динамики 20 века……………………………………………………………..9
Глава 4. Социальная стратификация и мобильность…………………………...16
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Соц Сорокина 350.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Под социальной стратификацией понимается иерархическая дифференциация людей на классы и слои по определенным призна­кам (слово «страта» означает «слой»). Существуют три основные фор­мы стратификации — экономическая (по уровню дохода), политиче­ская (по участию в политической власти), профессиональная (по уча­стию в производстве). Графически стратификация изображается в виде конуса. По вертикали откладываются значения основного пока­зателя (скажем, уровня дохода), по горизонтали — количество людей в обществе, к которым относится данный показатель. Две основные характеристики социального конуса — высота и профиль. Высота ха­рактеризует различие между самым высоким и самым низким значе­нием измеряемого показателя (скажем, уровнем дохода между самы­ми богатыми и самыми бедными людьми). Профиль характеризует распределение данного показателя по различным слоям общества. Для каждого общества в определенный промежуток времени харак­терен свой социальный конус. По нему можно судить о положении людей и устойчивости общества Так, если конус очень высок, то это значит, что расстояние между богатейшими и беднейшими людьми велико и, стало быть, общество в социальном отношении неустойчи­во. Наоборот, если высота конуса небольшая, это свидетельствует об отсутствии разрыва в уровне дохода между самыми богатыми и самыми бедными и большей устойчивости общества Наличие широко­го основания конуса говорит о том, что большое количество населе­ния приближается по данному показателю к нулю. Выпуклый про­филь конуса свидетельствует о том, что довольно большое количество людей имеют средние значения данного показателя (если речь идет об уровне дохода, то это указывает на многочисленность среднего класса). Вогнутый профиль означает, что очень небольшая часть насе­ления имеет средние значения показателя (стало быть, средний класс немногочислен). Плоский профиль свидетельствует о промежуточ­ном положении распределения населения по отношению к данному показателю (схема 1) [5; c.76].

Схема 1. Стратификация населения по уровню доходов

 

Следует иметь в виду, что если по высоте и основанию конус име­ет определенные ограничения, связанные с количеством населения в государстве и предельными значениями показателей, то профиль его может иметь самые причудливые очертания и быть настолько ориги­нальным, насколько своеобразно общество, которое он описывает.


Заключение

 

Так, Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода (и богатства, т.е. накопления), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны чле­нов общества.

Точку зрения П. Сорокина успешно развивает его ученик, один из видных представителей Гарвардской школы в социологии, представи­тель функционализма Т. Парсонс, который полагает, что в основе стра­тификации лежат ценностные ориентации членов общества.

В заключение нужно отметить, что Сорокин расценивал современную эпоху как эпоху кризиса чувственной культуры, которая, однако, вовсе не есть смертельная агония западной цивилизации (как у О. Шпенглера), а определенный этап на пути перехода к новой, идеациональной культуре. Время перехода отличается культурной поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил «позитивного полюса», способствующего сохранению системы ценностей, основанной на «чувстве нравственного долга и Царства Божия». Ускорить приход идеациональной культуры может распространение в мире идей альтруистической любви.

Следует отметить, что данная теория стратификации в настоя­щее время является самой разработанной и теоретически обоснован­ной. Вместе с тем многие современные исследователи находят в этой теории ряд существенных недостатков. Одним из наиболее значительных слабых мест теории по праву считают игнорирование фактора власти, который играет существенную роль в распределении вознаграждения в обществах. Особенно это касается тех социальных структур, которые не исповедуют принципов традиционной демокра­тии. Наиболее характерен в данном отношении пример России, где фактор властного распределения ресурсов и функционирование сис­темы неравенства во многом основаны на использовании принужде­ния и контроля с помощью власти.


Список использованной литературы

 

1.                      Большая энциклопедия Киррила и Мефодия. / Электронный ресурс. –М., 2005.

2.                      Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Учебное пособие. Социология. -М.: «Собрание», 2006.

3.                      Социология. Учебник. / Под ред. С. С. Фролова., -М.: «Юнити», 1996 г.

4.                      Радугин А. А., Радугин К. А. Учебник. Социология.  -М.: «Проспект», 1996.

5.                      Социология. Учебник для ВУЗов / Под. ред. Лавриненко В.Н. –М.: «Юнити», 2008.

 

2

 

 



Информация о работе Социология Питирима Сорокина